Мастер-класс для педагогов по теме: «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»
материал

Харсекина Екатерина Викторовна

Содержит речевой материал для воспитателей детских садов, который они могут применять в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по теме: «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»

1. Организационный момент

– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы весело и с пользой проведем время: нам предстоит побывать и в роли ребенка и самим придумать, разработать и внедрить обучающую практику для развития речи детей.

Наш мастер-класс мы начнем с игры: прошу громко отвечать «Да» или «Нет».

1. Игра «Да – нет».

–  Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? (нет или да)

–  Чтоб деткам своим во всем помогать,

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет:

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

–  Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

 Тогда Вас прошу нам во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать!

2. Основная часть

Тема нашего мастер-класса «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»  (Слайд 1).

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, происходит его обучение, развитие. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи (Слайд 2).

Для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократное повторение одного и того же материала утомляет не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Активное применение игровых технологий на лого занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС (Слайд 3).

Основной функцией игры является: формирование устойчивого интереса к учению и навыков в самостоятельной учебной работе. Сегодня на мастер-классе мы хотим показать, как интересно можно организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи (Слайд 4).

Упражнение «Корабль желаний».

Участники по очереди (по 3 человека), по желанию выходят к тазику с водой (по периметру прикреплены цветные карточки с пожеланиями), выполняют упражнение на дыхание (через соломинку дуют на кораблик так, чтобы он пристал к карточке), зачитывают пожелание.

Рефлексия:  

– Коллеги, на что направлено данное упражнение? (на формирование речевого дыхания).

Игра «Дорожки».

Выходят два участника, перед ними – две дорожки, которые заканчиваются мягкой игрушкой (собака). Каждый участник по очереди совершает шаг, приближаясь к собаке, отвечая на вопрос: «Что делает собака?» (называет глагол в 3 л. ед. ч.). Победит тот, кто назовет больше глаголов.

Рефлексия:

 –  Коллеги, на что направлена данная игра? (на  развитие предикативного словаря).

Упражнение «Волшебный мешочек».  

Выходят два участника, перед ними – «волшебный мешочек». Каждый по очереди опускает руку в мешок, описывает, что там лежит (ощущения: мягкое, пушистое…или…),  а другой отгадывает, что это (ведущие обновляют содержимое «волшебного мешочка»).

Рефлексия:

– Как считаете, на что направлено данное упражнение? (развитие словаря прилагательных, развитие сенсорного восприятия).

Упражнение «Скороговорки».

Участники по очереди выходят к столу, вытягивают листок и в быстром темпе произносят:

–  Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

–  В Кабардино- Балкарии, волокардин из Болгарии.

– Дефибриллятор дефибриллировал, дефибллирировал да не выдефибриллировал.

–  Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Рефлексия:

– Как считаете, на что направлено данное упражнение? (автоматизация звуков [Р, Рь], четкость речи, ССС).

3. Этап обратной связи (разработка и применение логопедических упражнений в практической деятельности)

Участники делятся на 4 группы, присваивают себе названия («непослушные язычки», «красивые губки», «белые зубки», «дамские пальчики»).

Команды расходятся к столам, где приготовлен инвентарь, с помощью которого надо придумать логопедическое упражнение, рассказать о том, какие задачи оно решает и с детьми какого возраста, какого речевого нарушения можно провести данное упражнение.

4. Итог

–  Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. Как вы считаете, какие задачи Вам удалось решить в ходе данного мероприятия? Что полезного для себя почерпнули?

Домашнее задание: подготовить и провести логопедическую игру в рамках занятия на своей группе.

Задание команде 1: Игра «Репортер».

У «репортера» микрофон, второй участник наряжен в атрибуты (шапка, бусы и др). Участники должны разыграть интервью.

Примерные вопросы: -Что это? Из каких частей состоит какого цвета? В какое время года носят? Какие чувства вызывает у вас этот предмет?

придумать сказку «Колобок» от лица тропинки.

Задание команде 2: придумать задания на автоматизацию звука. На столе лежат атрибуты: игра «Поп-ит», мыльные пузыри. камешки, прищепки).

Задание команде 3: придумать игру на словообразование. На столе картинки: девочка Ница, мальчик Ник,  сахар, суп, чай, кофе.

Задание команде 4: Придумать игру на звуковой анализ. На столе – тазик с водой, в нем – мелкие игрушки из «киндеров», сачок для рыбок.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

–  В Кабардино- Балкарии, волокардин из Болгарии.

– Дефибриллятор дефибриллировал, дефибллирировал да не выдефибриллировал.

–  Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "

Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Консультация для родителей на тему: "Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста".

quot;Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизмаи подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,мир реализации нереализуемого"А.С.Спиваковская...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях: «Приключения в стране правильной речи»

Конспект мастер-класса для родителей, в котором логопед знакомит со здоровьесберегающими технологиями....

Выступление на педсовете на тему: «Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»

Выступление на педсовете на тему:«Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качеств...