Сценарий открытого занятия "Развитие эмоциональной восприимчивости и способов самовыражения на занятии по развитию связной речи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Вещунова Елена Владимировна

Данное занятие может быть интересно как логопедам, так и психологам и воспитателям, так как включает в себя игры и задания на распознавание эмоций, по развитию лексической стороны речи, учит детей связности, логичности высказывания, а также использует такой ход, как "инсценировка прочитанного текста", т.е. игра в "театр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots.vospriimchivost_i_razvitie_rechi.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема:   Развитие эмоциональной восприимчивости и способов самовыражения на занятии по развитию связной речи.

Цель: учить детей эмоционально пересказывать рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин.

Задачи:

- продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания;

- развивать творческие способности детей;

- развивать диалогическую форму речи;

- развивать способности определять эмоции и настроения;

- развивать слуховое, зрительное внимание, память, воображение, мышление;

- активизировать и обогащать словарный запас, обозначающий эмоциональные состояния;

- развивать координацию речи с движением;

- воспитывать чуткость, отзывчивость и доброе отношение к окружающим.

Оборудование:

- компьютер, видеопроигрыватель или проектор с записью видеороликов;

- картинки с изображением гномиков;

- серия сюжетных картин к рассказу «Волшебное слово»;

- разноцветные лепестки;

- бумага, краски, кисть, кепка, борода, зонтик;

- мольберты, лавка, стульчики, столы.

Ход занятия:

Орг.момент: Дети заходят в зал (группу / комнату / класс), здороваются.

Логопед: Давайте подарим нашим гостям улыбки, чтобы у гостей стало хорошее настроение!

Гости:  Спасибо, настроение и правда улучшилось!

Логопед: Ребята, а какие еще слова-помощники хорошего настроения, кроме «спасибо», вы знаете?

Дети: «Добрый день!», «Приятного аппетита!», «Всего хорошего!», «Пожалуйста!» и т.д. (За названные слова дети получают разноцветные лепестки.)

Логопед: Садитесь, лепесточки кладите на столик. В нашем саду открылись Курсы Хорошего Настроения. Хотите поступить на эти курсы? Тогда вам нужно пройти несколько испытаний.

Первое испытание «Добрые дела»: Слушайте внимательно, что произошло с одним мальчиком. (Включается видеозапись, где ребенок читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Лапуся»)

Я не знаю, как мне быть –                  Я в ответ шепчу упрямо:

Начал старшим я грубить.                  «Не могу. Сама подай!»

Скажет папа: «Дверь открыта!           Очень бабушку люблю.

Притвори ее, герой!»                           Все равно и ей грублю.

Я ему в ответ сердито                          Очень деда обожаю,                

Отвечаю: «Сам закрой!»                      Но и деду возражаю…

За обедом скажет мама:                       Я не знаю, как мне быть -

«Хлеб, лапуся, передай!»                    Начал старшим я грубить.

Логопед: А у вас, ребята, такое бывает?  Дети: Нет!

Логопед: Объясните, что мальчик делал неправильно?  Как надо было поступить?

Дети: Папа просил его дверь закрыть, а он сердить ответил: «Сам закрой!» Мама попросила хлеб передать, а он говорит: «Сама подай!». Надо было пойти и закрыть дверь. А маме дать хлеб и сказать «Возьми, пожалуйста».

Логопед: Молодцы, все правильно. Теперь второе испытание по названием «Фантазеры». Его приготовил для вас один веселый гном, которого вы сейчас увидите.

Включается видеоролик, где задания детям дает гном (это м.б. ребенок или взрослый в костюме гнома или отрывок из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» с адаптированным для занятия озвучиванием).

Гном: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Гномы, как и люди, испытывают чувства, и у них бывает разное настроение. Давайте поиграем! Представьте, что вам надо передать друг другу тяжелую хрустальную вазу так, чтобы она не разбилась. (Запись останавливается)

Дети «передают вазу» по кругу.

Логопед: Как вы ее передавали?

Дети: Аккуратно, тихо, бережно, осторожно.

Логопед: Какое чувство вы испытали?

Дети: Волнение, настороженность.

Логопед показывает на мольберт с «фотографиями» гномиков и просит найти среди них того гнома, который тоже испытывает чувство волнения или настороженности, а также придумать – почему у него такое настроение.

Дети: Он переходит улицу, а близко едут машины…

Логопед: Смотрим и слушаем дальше. (Включается продолжение видеоролика.)

Гном: Представьте, что вы пошли в лес и вдруг… из-за кустов вылез огромный, мохнатый, злой… медведь! (останавливается запись)

Логопед: Скажите, какое чувство вы бы испытали?

Дети: Чувство страха!

Логопед: Найдите гномика, который тоже испытывает то же чувство страха. Придумайте, почему он испугался.

Дети: Он змею увидел в лесу!

Логопед: А теперь выберите себе пару. Сейчас каждая пара получит по фотографии гномика. Внимательно посмотрите на него. Пусть каждый из вас придумает, что случилось с гномом, какое чувство он испытывает. Потренируйтесь друг с другом показывать это чувство. (Дети «тренируются» за кулисами.)

Логопед: Готовы? Выходите, пожалуйста.

  1. Выходит первая пара детей.

Логопед: Что случилось у этого гномика?

Дети: Он расстроился, потому что его друг заболел. Или гномик грустный, потому что его не приняли в игру.

Логопед: Какое чувство он испытывает?

Дети: Чувство печали, грусти.

Логопед: Покажите это чувство сами. (У детей «печальные» лица) Ребята, какое у них настроение?

Другие дети: Грустное, печальное.

  1. Выходит вторая пара детей.

Логопед: Что случилось у этого гномика?

Дети: Он удивился, потому что никогда не видел жирафа! Он, наверное, в первый раз в зоопарке!  Или гномик удивленный, потому что ему сказали какую-то новость.

Логопед: Какое чувство он испытывает?

Дети: Удивление.

Логопед: Покажите это чувство сами. (У детей «удивленные» лица) Ребята, какое у них настроение?

Другие дети: Удивленное.

  1. Выходит третья пара детей.

Логопед: Что случилось у этого гномика?

Дети: Он разозлился, потому что его обманули. А может, он злой, потому что у него отняли любимую игрушку.

Логопед: Какое чувство он испытывает?

Дети: Чувство злости.

Логопед: Покажите это чувство сами. (У детей «сердитые» лица) Ребята, какое у них настроение?

Другие дети: Сердитое, злое.

  1. Выходит четвертая пара детей.

Логопед: Что случилось у этого гномика?

Дети: Он обрадовался, потому что ему подарили котенка! Он улыбается, потому что встретил своего друга.

Логопед: Какое чувство он испытывает?

Дети: Чувство радости.

Логопед: Покажите это чувство сами. (У детей «радостные» лица) Ребята, какое у них настроение?

Другие дети: Радостное, веселое!

Логопед: Молодцы!

Физ.минутка:

Логопед: Давайте немножко поиграем!

                                       «Если есть хороший друг»            

Настроение упало,                         Руки прикасаются к «грустному» лицу   

Дело валится из рук.                     Наклоняются, встряхивают руки.

Но еще не все пропало,               «Грозят» указательным пальцем

Если есть хороший друг!            Посмотреть друг на др., похлопать по плечу.

С делом справимся все вместе,  Берутся за руки,

С облегчением вздохнем,           «Вздыхают», обнимаются.

Настроение поднимем                Поднимают сцепленные руки вверх.   

И от пыли отряхнем!          «Отряхиваются от пыли», улыбаются друг другу.

Логопед: А теперь послушайте одну небольшую, но поучительную историю.

Логопед читает адаптированный рассказ «Волшебное слово» (См. Приложение).

Логопед: Ребята, помогите мне разложить картинки по порядку.

Дети на столе / на мольберте  выкладывают серию картин.

Логопед: Какое настроение было у Павлика в начале рассказа? Почему?

Какое настроение вначале было у его сестры Лены? …

Какое настроение стало у Паши в конце рассказа? …

Какое настроение стало у Лены? …

Кто помнит, с чего началась эта история? …

Что было дальше? …

Что было потом? …

Чем закончилась история? … (Дети выходят к мольберту, вешают очередную картинку и рассказывают по ней отрывок.)

Логопед: Вам понравилась эта история эта история?  (Да!)

А теперь третье испытание – «Наш театр». Давайте сами превратимся в ее героев и попробуем разыграть спектакль, как настоящие артисты, а я вам помогу.

Дети переодеваются в героев, занимают свои места и разыгрывают «спектакль». (инсценировка рассказа по ролям)

Логопед: Поблагодарим наших актеров!

Логопед: Ребята, подойдите, пожалуйста, к мольберту со своими лепестками. Посмотрите на свои лепесточки и придумайте, какое настроение бывает такого цвета.

Дети: Красный – это радость. Синий – задумчивый… и т.д. (Дети собирают на мольберте «Цветок Разного Настроения»)

Логопед: У нас получился Цветок Разного Настроения! Давайте попросим наших гостей превратить его в Цветок Радости, придумав на каждый лепесток – что можно сделать, чтобы улучшить настроение.

(Логопед отдает гостям красные лепестки, которые гости накладывают на цветные, «превращая» Цветок Настроения в Цветок Радости.)

Логопед: У нас с вами получился настоящий Цветок Радости! И теперь даже у тех, у кого было плохое настроение, оно стало хорошим, радостным! Согласны? Гости и дети: Да!

Логопед: Ребята, я могу вас обрадовать – вы прошли все испытания и зачислены на Курсы Хорошего Настроения!

Приложение

Волшебное слово

По В.А. Осеевой

    Сестра Лена сидела в комнате и рисовала что-то новыми красками, но не хотела делиться ими с братом. Павлик сердито ходил по дому и еще раз заглянул в комнату:

- Ну ты дашь краски или нет? – грозно спросил он сестру.

- Вот еще! – ответила Лена и закрыла их руками.

    Расстроенный Павлик хлопнул дверью и выбежал на улицу. Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

    Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Я с сестрой поссорился! – сердито буркнул мальчик. – Я больше с ней разговаривать не буду. Она жадная такая! Ни одной краски не дает!

    Старик разгладил длинную бороду:

— Хочешь, я тебе помогу?  Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

    Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик. — Он вскочил и побежал домой.

    Лена сидела за столом и рисовала. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»  Павлик все же подошёл к сестре и глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

    Лена удивилась. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе? — Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Лена протянула краску брату:

- Возьми, рисуй сколько хочешь.

    Павлик подпрыгнул от радости и выбежал из дома. «Волшебник! Волшебник» - повторял он про себя, вспоминая старика. Он хотел поблагодарить дедушку, но в сквере на скамейке уже никого не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятие по развитию связной речи Средняя группа

открытое занятие по сязной речи в средней группе...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Открытое занятие по развитию связной речи детей с ОНР в старшей группе.

Целью занятия является составление описательного рассказа об игрушке.Программное содержание:1.     закрепить представление детей о посуде, ее многообразии, назначении.2....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...