Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
статья по логопедии

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребёнка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несёт ещё и компенсаторную нагрузку.

У детей с дизартрией интонационно-выразительная окраска речи резко снижена, что обусловлено наличием очаговой неврологической симптоматики. В существующих методиках по коррекции дизартрии исследования носят фрагментарный характер, который не уделяет проблеме должного внимания. В связи с этим, предлагаю вам серию заданий по развитию просодической стороны речи (физических характеристик голоса: силы, высоты, художественного тембра; темпа и ритма высказывания; интонационного рисунка фразы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать и активно над ней работать, т.к она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения. Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте резко выраженных трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказывания. Это обусловлено тем, что нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения.

Для развития просодики (физических характеристик голоса: силы, высоты, художественного тембра; темпа и ритма высказывания; интонационного рисунка фразы) предлагается следующая серия заданий:

Задания I вида – развивать умения воспринимать физиологические характеристики чужого голоса и воспроизводить их в собственной речи.

  1. Восприятие детьми уровня громкости (силы) голоса.                             Можно предложить два стихотворных текста, смысловое содержание которых предопределяет громкость прочтения. Инструкция «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно – тихо или громко. Объясни, почему этот текст нужно читать громко или тихо?».

Примеры стихотворных текстов:

Левой, правой! Левой, правой!              

        На парад идёт отряд.

        На парад идёт отряд.

        Барабанщик очень рад.                          

Тише-тише, тише-тише:

По полу крадутся мыши,

Мимо крепко спящей кошки,

Чтоб собрать от хлеба крошки.

  1. Восприятие детьми изменения громкости (силы) голоса.                               Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть по порядку цифры. Ты должен определить, какие цифры я назвала громким голосом, какие – обычным (средним по громкости) голосом, а какие – тихим голосом?»
  2. Восприятие детьми высоты голоса.                                                                Инструкция: «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно – высоким или низким голосом. Объясни, почему этот текст нужно читать высоким голосом или низким голосом?».

Примеры стихотворных текстов:

Гром гремучий,                                                  

Тресни тучи,                                                            

 Дай дождя                                                            

С небесной кручи.    

                                             

Солнышко, солнышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают!

  1. Восприятие детьми изменений высоты голоса.                                                               Инструкция 1: «Я буду называть по порядку дни недели. Ты должен определить, какие дни я называла высоким голосом, а какие – средним по высоте голосом, а какие – низким голосом?»

Инструкция 2: «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно».

Примеры:

(низкий голос)                                                                       

      Белка с ветки в свой домишко                          

      Перетаскивала шишку.            

      Белка шишку уронила,                        

        (высокий голос)

      Прямо в мишку угодила.

        Застонал, заохал мишка –

     На носу вскочила шишка.

«Объясни, почему этот текст нужно читать вначале низким голосом, а в конце высоким голосом (вначале высоким, а в конце низким голосом)?».

  1. Восприятие детьми изменений (художественного) тембра голоса.                Предлагается картинка с изображением домика на лесной полянке и трёх зверей – мышки, зайца и медведя.        

      Инструкция: «Послушай текст и выполни задание:                      

На лесной полянке в домике жили три друга – мышка, заяц и медведь. Целый день они были заняты различными делами, а вечером садились на крылечке и рассказывали, что за день сделали. «Я на поле зерно собирала, в мешок складывала и домой несла», - говорила мышка высоким тонким голоском. «Я на огороде капусту и морковку собирал» - говорил заяц обычным голосом. «А я сегодня нашёл дупло с пчёлами. Мёду собрал целую кадушку. На всю зиму хватит» - говорил медведь низким грубым басом. Вот как-то вечером, когда все звери легли спать, постучался им в дверь заблудившийся в лесу ёжик и спросил: «Кто в домике живёт?» Звери ответили ёжику по очереди.  Послушай голоса зверей и помоги ёжику определить, кто отвечал первым, кто вторым, а кто третьим».

 Педагог произносил фразу: «Я в этом домике живу. А ты кто и зачем пришёл?», изменяя тембр голоса в соответствии с каждым героем текста. Ребёнок называл сказочного героя, которого он узнал по голосу.

Аналогичные задания предлагались на материале сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».    Инструкция: «Покажи на картинке (или назови), кто так говорит…».

  1. Возможность использования детьми в собственной речи голоса различной громкости.   Инструкция: «Представь, что сейчас за дверью стоит твой друг (имя). Позови его громким (тихим, обычным) голосом, произнося фразу: «Имя, открой дверь и войди в комнату».
  2. Возможность изменения громкости голоса детьми в собственной речи.                                                                                                                 Инструкция: «Посчитай от одного до пяти (до десяти). Начинай считать громко, заканчивай счёт тихим голосом. (Начинай считать тихо, заканчивай счёт громким голосом)».
  3. Возможность использования детьми в собственной речи голоса различной высоты.

Инструкция: «Попроси у меня карандаш. Говори высоким (низким, обычным) голосом, произнося фразу «Дайте мне, пожалуйста, карандаш».

  1. Возможность изменения высоты голоса детьми в собственной речи. Инструкция: «Посчитай от одного до пяти (до десяти). Начинай считать высоким голосом, заканчивай счёт низким голосом. (начинай считать низким голосом, заканчивай счёт высоким голосом).
  2. Возможность использования детьми в собственной речи различного (художественного) тембра голоса.      Работа проводится на материале сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Ребёнку предлагается самостоятельно проговорить голосом одного из сказочных героев заданное предложение. Если ребёнок не может самостоятельно справиться, то задание выполняется по образцу, воспроизведённому педагогом. Инструкция: «1) Скажи голосом Иванушки… 2) Слушай внимательно. Я скажу голосом Бабы Яги, а ты повтори за мной…»

Задания II вида – работа над темпом и ритмом речи.

  1. Развитие способности воспринимать и выделять акцентированный (ударный) слог в слоговом ряду, в словах, простых по слоговой структуре; акцентированного слова в предложении.
  • Педагог произносит двух-, трёх- и четырёхсложные ряды (состоявшие из слогов типа СГ), выделяя голосом один слог, затем просит ребёнка отхлопать слоговой рисунок, выделяя более громким хлопком акцентированный слог и повторить слоговой ряд вслух (ПА – ПА’ – ПА).
  • Педагог проговаривает двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова, акцентируя внимание ребёнка на ударном слоге. Ребёнок должен воспроизвести ритмический рисунок слова при помощи отстукивания или отхлопывания и повторить слово, выделяя голосом ударный слог (па’па, река’, рука’, ве’шалка, коро’ва, молоко’ и т.п.)
  • Педагог предъявляет ребёнку предметные картинки (названия которых состоят из двух, трёх и четырёх слогов, без стечения и со стечением согласных) и предлагает назвать их, выделяя голосом ударный слог (о’кна, гво’зди, коньки’, ба’бочка, авто’бусы, велосипе’д и т.п.)
  • Педагог произносит фразу (из двух, трёх и четырёх слов) с акцентированным (выделенным более сильным, интенсивным голосом) словом и просит ребёнка назвать выделенное слово, а затем повторить фразу, выделяя голосом это же слово (Мама заснула. Гости ушли. У Тани мама работает в школе. Мой щенок ещё маленький.).
  • Педагог повторяет одну и ту же фразу (из двух, трёх и четырёх слов), каждый раз выделяя голосом новое слово; после каждого предъявления ребёнок должен определить и назвать акцентированное слово, а затем повторить фразу в соответствии с заданным образцом (На улице холодно. Даша рисует дом. Мама сварила вкусный суп. Наконец пришла долгожданная весна).
  1. Развитие восприятия и возможности изменения темпа речи.

А) Восприятие различного темпа и изменений темпа речи.

  • Инструкция: «Слушай  внимательно. Я буду перечислять месяцы. Ты должен определить, как я говорила – медленно, быстро или в нормальном, обычном темпе?».
  • Предлагаются стихотворные тексты, смысловое содержание которых предопределяет темп прочтения. Инструкция: «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно – быстро или медленно. Объясни, почему этот текст нужно читать быстро или медленно?».

Прыг, скок, на листок,                                    

А потом – на цветок.                                    

А потом – на сучок.                                        

Прыг, скок, прыг, скок.                                  

Кто это? – Кузнечик.                                                                                                                                                                                                                                   

Кто так медленно ползёт,

Дом свой на себе несёт?

Проползёт ещё немножко,

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползёт … улитка!

  • Инструкции: «Слушай внимательно. Я буду считать от одного до десяти. Ты должен определить, когда я говорила медленно, а когда быстро: в начале или в конце счёта?».
  • Предлагалось прослушать стихотворный текст, прочитанный с изменением темпа речи, и определить, когда текст проговаривался медленно, а когда – быстро (в начале, середине или конце текста).

 Еле-еле, еле-еле                                                

 Завертелись карусели.                                      

 А потом, потом, потом                                    

Всё бегом, бегом, бегом!                                  

 Всё быстрей, бегом, бегом!                            

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два –

Вот и кончилась игра.

        Б) Воспроизведение различного темпа и изменений темпа речи.

  • Инструкции: 1) «Посчитай от одного до пяти (до десяти) быстро (медленно)». 2) «Посчитай от одного до десяти быстро, а от десяти до одного медленно». 3) «Назови дни недели. Говори быстро (медленно)». 4) «Посчитай от одного до пяти (до десяти). Начинай счёт медленно (быстро), заканчивай счёт быстро (медленно)».
  • Предъявляется сюжетная картинка и предлагается составить предложение. Затем нужно произнести это предложение в быстром, медленном и среднем темпе.

Задание III вида – изучение мелодико-интонационного компонента.

  1. Исследование понимания эмоционального оттенка (или основного тона) высказывания.
  • С опорой на картинку. Педагог читает вслух текст с различной эмоциональной окраской (радостью, грустью) и ребёнок, глядя на картинку, отражавшую сюжет, должен определить, какое эмоциональное настроение передаётся в тексте. Инструкция: «Слушай внимательно. Скажи, как я прочитала – радостно или грустно, печально?»

ВЕСНА: После долгой зимы, наконец, наступила весна. Выглянуло яркое, ослепительное солнце. Под его лучами закапали сосульки. Расчирикались воробьи. Капель и птичий щебет – замечательная весенняя музыка!

У ОКНА: Маленький Дима стоит у окна. По стеклу за окном текут дождевые струи – на улице идёт сильный дождь. Гулять сегодня нельзя. Мама и папа на работе, бабушка что-то готовит на кухне, ей некогда поиграть с Димой. А одному играть неинтересно. Скучный сегодня день.

  • Без опоры на наглядность. Педагог читает в слух текст с различным эмоциональным оттенком (радостью, грустью) и ребёнок самостоятельно должен определить, какой эмоциональный оттенок передаётся в тексте. Инструкция: «Слушай внимательно. Скажи, как я прочитала – радостно или грустно?»

Дождик бежит по траве              

С радугой на голове.                        

 Дождика я не боюсь,                      

 Весело мне, я смеюсь.                

Мне слышится кукованье кукушки.

Месяц из облака выставил ушки.

Запах росы и сена нагретого.

А мне почему-то грустно от этого…

  1. Исследование восприятия и воспроизведения различных интонационных типов высказывания (повествовательных, вопросительных, восклицательных).

А) Восприятие и понимание интонационных типов высказывания. Выдаются три карточки разного цвета: белая обозначала повествовательную интонацию; синяя – вопрос; красная – восклицание. Инструкция: «Я буду говорить разные предложения, а ты слушай внимательно. Если в предложении о чём-то спрашивается, то ты должен показать синюю карточку. Если я просто о чём-то говорю ровным спокойным голосом, то ты показываешь белую карточку. Если я сильно чему-то удивляюсь, сержусь, радуюсь, или настоятельно прошу, что-то выполнить, мой голос становится более громким и сильным – я восклицаю или побуждаю, то ты должен показать красную карточку».

  • Высказывания, разные по форме и интонации. (Разные по интонации высказывания предъявляются в разной последовательности).

На небе тучи, скоро пойдёт дождь. Завтра мы пойдём в кино. Мама пошла в магазин. (Белая карточка) Что ты делал сегодня утром? У тебя много друзей? У тебя есть домашние животные? (Синяя карточка) Новый Год – замечательный праздник! Как весело кататься на горке зимой! Обманывать плохо! Не грустите, улыбнитесь! Переходя дорогу, будьте внимательны! (Красная карточка).

  • Высказывания, разные по интонации, но одинаковые по форме.

Завтра мы пойдём в кино. (БК)         Ты летом поедешь на море? (СК)          Завтра мы пойдём в кино! (КК)        Ты летом поедешь на море.  (БК)         Завтра мы пойдём в кино? (СК)        Ты летом поедешь на море! (КК)

Б) Воспроизведение различных по интонации высказываний.

  • Перед ребёнком помещается игрушечный медвежонок. Инструкция:

«Мишка только что позавтракал. Спроси у мишки, убрал ли он со стола посуду. Скажи мишке строгим голосом, чтобы он вымыл посуду. Скажи мне, как мишка вымыл посуду – хорошо или плохо. Похвали мишку за то, что он такой аккуратный и старательный».

(Мишка, ты убрал со стола посуду? Мишка, вымой посуду! Мишка хорошо вымыл посуду. Мишка, ты молодец!)

  • Педагог предлагает ребёнку на слух фразу и просил произнести её с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.  

У Кати сегодня День Рождения. Дима очень любит мороженое. Щенок утащил тапочки. Завтра Миша идёт в зоопарк.

  • Педагог предъявляет ребёнку картинку (Девочка разбила вазу. В лесу мальчики нашли ежа. Дети катаются на лыжах.) и просит составить предложение о том, что на ней изображено. Затем ребёнок должен произнести свою фразу с разной интонацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте ставятся такие задачи как правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собст...

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4-5 лет.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся о...

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...