Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С-З]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

В копилку логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-z.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С – З]»

Тема: Дифференциация звуков [С – З ]

Цель: закрепить правильное произношение звуков [С – З ] в словах, предложениях

Задачи:

1. Образовательные: закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;

- обогащение словаря словами со звуками [С – З ]

2. Коррекционные: формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;

- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

- различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.

3. Воспитательные: - воспитание трудолюбия;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Оборудование: зеркало, настольное зеркало, картинки, карточки, карандаш.

Ход занятия

1.Оргмомент

Здравствуй! Я рада, что ты пришёл!

- Назови, что было раньше:

Курица - цыплёнок, лужа-дождь, дерево-дрова.

- Посмотри на картинку и скажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

- Скажи, что нарисовано в нижнем правом углу?

- А что нарисовано посередине?

- Молодец!

- Как ты думаешь, какой рисунок здесь лишний? Почему?

- Молодец!

Давайте приготовим к работе язычок и губы. (зеркало, картинки)

2.Артикуляционная разминка: (Логопед показывает карточку, показывает упражнение, проговаривает стихотворение)

«Месим тесто».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10.

«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

«Горка» «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

- Ты молодец хорошо выполнил гимнастику для язычка.

3. - А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику.

Зайцы.

(изображаем пальцами правой, потом левой руки).

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

- Молодец!

4. -А сейчас выполним упражнения голосовые и дыхательные (логопед показывает выполнение упражнения)

Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

“Кто дольше? ”:

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з) ;

“Кто больше? ”:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с)

- Молодец!

- На этом занятии мы будем учиться различать свистящие звуки, с которыми мы хорошо уже поработали.

-Назовите, какие звуки мы уже изучили?

-Посмотрите на картинки и назовите первые звуки в них – ЗАЯЦ СОРОКА.

5. - Правильно, это звуки З, С.

Повтори

- Са-За-за, су-зу-су, зы-сы-зы, са-за-са.

- Молодец!

- А сейчас послушай «сказку про язычок».

Язычку очень нравились песенки водички –с и песня комара-з. Он стал петь то одну, то другую. То он пел тихо, без голоса – песенку водички – с, то звонко, с голосом – песенку комара – з. Давай и мы споём вместе песенку водички и песенку комара. (Произношение длительно звуки С и З)

Молодец!

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (карточка)

6. Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с].

- Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык). Глухой (голосовые связки не работают). Бывает мягким и твердым

7. Теперь произнесем звук [з]. Вспомни, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [З].

- Посмотри на профиль артикуляции звука и вспомни положение губ, языка.

- Как располагаются губы?

- Что происходит с кончиком языка?

- Что ты можешь сказать о спинке языка?

- Приложи ладонь и произнеси звук З.

Какая струя?

- Звук З гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Какой звук З мягкий или твёрдый

- Давай сравним эти звуки, что у них общего?

- а что разное у этих звуков?

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий,

- молодец!

- Давай встанем с тобой и немножко отдохнём. Я буду показывать движения, а ты повторяй за мной.

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!

Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!

Качаем головой,

И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем

И бегаем кругом.

- Возьми у руку карандаш и вытени руку вперёд. Посмотри на карандаш и далеко, далеко в окно. (выполнить 2 раза)

- Помаргай глазами, как бабочка крылышками. Посмотри вправо, налево, вперёд.

- Молодец! Садись!

Я буду показывать картинки, а ты скажи, что ты видишь.

ЗОНТ, Сад, ЗНАК, СОЛНЦЕ, ЗАЯЦ, САНКИ.

- Скажи на какой звук начинаются эти слова?

- А чем обозначается звук на письме?

- А на какие буквы начинаются эти слова?

- Молодец, какой ты внимательный.

- Давайте посмотрим, на что похожи эти буквы?

- Молодец!

8. - Приготовь ручки (логопед протягивает руки вперёд) сделаем гимнастику для наших пальчиков.

"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

- Молодец!

9. Давай поиграем звук З будем произносить громко, а звук С шопотом.

- Я называю слова, а ты подними карточку с нужной буквой – С или З и говорите: 1) ЗИМА СОК ЗАПАХ СОБАКА МАЗАЛ КОЛБАСА СТРОИТЕЛЬ КОЗЛИК ЗЕМЛЯНИКА ПОКОС КОСА 2) ВАЗА НАСОС СОКРОВИЩЕ ЗЕМЛЯ КАКТУС ЗАБОР ГАЗЕТА КОСОЛАПЫЙ СОРОКА

- Молодец!

- Послушай и повтори

ЗА – СА ЗО – СО ЗУ – СУ ЗЫ – СЫ

ЗЯ – СЯ ЗЁ – СЁ ЗИ – СИ ЗЕ – СЕ

- Молодец!

Послушай предложение

10. - Посмотри на карточку, прочитай – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели

капустой зайцев Света корм

на гнезда дрозды построили березах

Лиза фасоль и Соня сажают

- Запишем схематически предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

- Молодец!

11. Итог занятия.

- Вспомни, чем мы сегодня занимались на занятии? Расскажи родителям дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Цель: дифференциация звуков [с] – [ш].Коррекционно-образовательные задачи:Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.Коррекционно-развивающие за...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [ч]-[ц]

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [ч]-[ц]...