Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Скиба Кристина Мироновна

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация [ш] и [с] в слогах и словах»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах и словах

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];
  • учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;
  • активизировать лексику по теме «Одежда», закрепить обобщающее понятие «Одежда», учить дифференцировать одежду обувь, головные уборы.
  • учить изменять существительные по падежам.

Развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух (учить определять наличие звука в слове);
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к живой и неживой природе;
  • воспитать умение правильно вести себя на занятии, внимательно слушать инструкцию, доводить начатое до конца.

Оборудование: картинка или игрушка-заяц; карточки-символы (насос и змея); волшебное письмо; зимний лес со следами (8 следов); картинки Совы и Мишки; снежинки с картинками: сапоги, свитер, носки, галоши, рубашка, шапка, шорты, сарафан; картинки для сказки.

Оргмомент. Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной,

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Верно, это заяц. А зовут его Шустрик. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика. Сначала сделаем гимнастику для язычка (логопед показывает картинку, ребенок выполняет соответствующее артикуляционное упражнение): «Бублик», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Лошадка», «Грибок».

  1. Уточнение артикуляции звуков [с] [ш], ребенку предлагаются картинки-символы звуков – насос и змея.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

 

Чтобы звук красивым вышел, шире язычок и выше!

Сделаем из языка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш-ш-ш-ш-ш,  как шелк шуршал!

  1. Дидактическая игра «Поймай звук». Шустрик предлагает сыграть в игру: если услышишь звук С – поднимай карточку с насосом, звук Ш – карточку со змеей:
  • А – о – с – р – я – ш – у – д – с – е – ш;
  • З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш;
  • Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са;
  • Оп – ор – ош – ом – ос – ок – ос – ош;
  • Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.
  1. Дидактическая игра «Волшебное письмо». Шустрик хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, которое расскажет нам о погоде. Только его надо расколдовать. Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.
  2.  Дидактическая игра «Следы на снегу». Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова:

КарандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, фокуС

  1. Дидактическая игра «Эхо». Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Я буду называть слова, а ты, словно эхо, будешь повторять за мной последний слог:

Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.

  1.  Дидактическая игра «Снежинки».

Как много снега в лесу. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай Мишке, а со звуком С – сове. На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов (рубашка, шуба, свитер, шорты, сарафан, сапоги, галоши, шапка, косынка).

После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки, как мы можем их разделить, по каким категориям.

  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Как хорошо провел время Шустрик в лесу! Теперь он хочет рассказать тебе сказку. Только слова со звуками С и Ш ты произноси сам, чтобы Шустрик их получше запомнил. По ходу рассказа логопед выкладывает перед ребенком картинки, ребенок их называет.

Жили-были, поживали,                        

Никаких забот не знали …

(Кошка и мышка).

Скучно было им без дела.

Тут-то к ним и прибежал …

(Пес).

Он принес им приглашенье

На веселый День рождения (кого?)

(Лисы и лягушки).

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды

(Сарафан, сапоги, шарф и шапку).

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …

(На самолете и на машине).

Именинницы встречали

И подружек угощали

(Салатом, сыром, шоколадом, соком, сахаром, грушей, кашей и петрушкой).

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли…

(Скрипки, гармошки).

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришел конец всей сказке.

  1. Подведение итогов. Логопед предлагает ребенку вспомнить, кто приходил на занятие и какие звуки он учился говорить и различать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш]    в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия&raqu...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизации звука [Ж] у ребенка старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: Автоматизация звука [Ж[.Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закрепить навыки правильного произношения звука [Ж[ изолированно, в слогах, словах, скороговорках.- Упражнять в определении ...