Картотека игр для формирования фонематического слуха у дошкольников.
картотека по логопедии (старшая группа)

Дуппор Елена Владимировна

Картотека игр служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия.

Играть можно вдвоем или большой группой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для формирования фонематического слуха у дошкольников.

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к

детям; "Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу,

проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо.

То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы

скажете: "Эхо, привет!", то и оно вам ответит: "Эхо, привет!", потому что всегда в

точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо".

Затем назначают водящего — "Эхо", который и должен повторять то, что ему

скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, "ау",

"скорее", "бурелом"). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом

объяснять их значение (например, "На11о, топкеу!" — "Привет, обезьянка!"), кроме того

можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы ("Я

пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!").

ЖИВАЯ АЗБУКА

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются

перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с

изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых

включают эту букву, и раскладывать их накучки. Выигрывает тот, кто подберет больше

карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа

слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который

заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не

знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова

правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра

проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный

грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из

участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из

замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно

повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они

произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-

четырехбуквенных слов, затем усложняя "заколдованные" слова. Например,

"расколдовываем" слово "яблоко" — "Я, б, л, о, к, о".

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой.

Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему

самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить

вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет

собой модификацию известной игры "Испорченный телефон". Первый участник тихо и не

очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет

услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый

не передаст слово "по телефону".

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как

правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными

участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово,

назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки телефона.

Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения

воспроизводились ребенком правильно.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно

быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается

звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши

имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно

произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно

произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными

ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,

нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"),

неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и

правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и

голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно

(особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог

обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью

(шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят

окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового

внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с

картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-,

четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить

звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек,

называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог

предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит

по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней

воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей.

Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При

этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его

Чудесный мешочек

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей

животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок,

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа

мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек,

предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается,

чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить,

воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному

произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать

слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь

(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино,

собака, белка, кукла и пр.).

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду

продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Дети отвечают. "А вы будете

покупателями. Кем вы будете?" — "Покупателями", — отвечают дети. "Что делает

продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Воспитатель

показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог

приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить.

Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает

попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Воспитатель дает

игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка.

Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех

пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б

- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а

также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед,

самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе,

называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель

следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо

выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок,

курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь),

з (зь), ц).

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он

предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных.

Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в

определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы,

внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое

восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и

произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили

слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых

дети испытывают затруднения.

«Звенят колокольчики»

. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат

детей.

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин,

дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит «Динь, динь, динь» (дети

повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, звенят большие

колокольчики, когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.

Работа с детьми среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение.

Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру

даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный

аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе — учить детей внимательно слушать речь

окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка — кошка, мошка и т. д.),

вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в

названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот

звук и т. д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению

правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется

правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч,

щ), сонорных (л, ль, р, рь).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно

произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в

выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже

игры и упражнения. Их цель — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо

произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по

звучанию, правильно ставить ударение.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех -

четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель

шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот

так лее, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок,

который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет

и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом,

выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они

услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы

могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов

рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован

фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем

он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по

звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова,

произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда

они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что

находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и

снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет

находится, и четко выговаривали слова.

Игры для старшего дошкольного возраста.

Цель приведенных ниже игр и упражнений — развивать слуховое внимание и

фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на

слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц -ч, с -

щ, л - р), правильно выделять в фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть

заданные звуки.

С - Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою, В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев "На

3 - На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает. На

того, кого не знает? Потому она и лает - Познакомиться желает. (А. Власов "Почему?").

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными

выше парами звуков.

Кто лучше слушает?

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко

всей группе, и дает задание: "Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь

тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку

лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж". Еще раз предлагается детям

повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество

правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом

называет слова (всего 15 слов; 5 — со звуком ш, 5 — со звуком ж, 5 — где нет этих

звуков). Прелагается примерно такой набор слов: "шапка", "дом", "жук", "лиса", "ежик",

"кошка", "тарелка", "вешалка", "лыжи", "карандаш", "бочка", "ножницы", "замок", "лужа",

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки,

указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка,

который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со

звуком ш, другой - со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых

встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя. Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком га, другому - со

звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в

произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков. Слова могут звучать громко и

Цель данной игры - развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей

различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в

произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при

дифференциации звуков л - ль можно использовать такую фразу; "В уголок Аленка села,

У Аленки много дела".

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим

голосом, а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с

различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из

стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно".

Работа с детьми подготовительного к школе возраста

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от

произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая

подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например,

неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения.

Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических

упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного

произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки,

близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие,

свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и

правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений - развивать фонематическое восприятие,

элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в

словах первый и последний звук. Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три - четыре слова, к каждому из которых есть один из

отрабатываемых звуков: "шуба", "кошка", "мышь" — и спрашивает у детей, какой звук

есть во всех этих словах. Дети называют звук ш.

Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:

* жук, жаба, лыжи - ж;

* чайник, ключ, очки - ч;

* щетка, ящик, щавель - щ;

* коса, усы, нос- с;

* селедка, Сима, лось - сь;

* коза, замок, зуб - з;

* зима, зеркало, вазелин - зь;

* цветок, яйцо, курица - ц;

* лодка, стул, лампа - л;

* липа, лес, соль - ль;

* рыба, ковер, крыло - р;

*рис, крепость, букварь - рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и

мягкие согласные.

Назови первый звук в слове

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино, и предлагает определить, с

какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с

какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе

в слове "Зоя", вэ — в слове "Вадик").

Назови последний звук в слове

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь,

самовар, кровать, бегемот и др.).

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом

сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое

произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных

(в слове "дверь" последний звук рь, а не р).

Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону

картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую

— на мягкий. Детям, которые нечетко произносят звуки, предлагается отчетливо

произнести согласные звуки в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей...

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза....

Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов

Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников. Для разных возрастных групп....

Долгосрочный логопедический проект по формированию фонематического слуха у дошкольников с ФФНР «Большой Ух».

Специальные традиционные и современные  методы и упражнения по развитию фонематического слуха помогли эффективно преодолеть речевые нарушения.  В результате проведения логопедического п...

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста...

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

В данной брошюре раскрывается огромное значение развития фонематического слуха на становление речевой системы у детей дошкольного возраста. Рассматриваются возрастные особенности развития фонематическ...