Конспект занятия по развитию фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А", с приложением заданий для закрепления темы дома.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Целью занятия является - знакомство с гласным звуком "А", а так же, его характеристикой и артикуляцией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛЬ: Знакомство с гласным звуком А.

ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  • познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;
  • тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;
  • развивать фонематические процессы у детей;
  • закрепить понятия «слово», «гласный звук»;
  • развивать умение составлять небольшие предложения;
  •  развивать моторику и просодику;
  • воспитывать умение слушать друг друга.

        

ОБОРУДОВАНИЕ: 

 - дудочки для каждого ребенка;

- картинки со звуком А в начале слова под ударением – астра, Аня, аист и др.;

- одно сюжетные картинки для составления предложений;

- зеркала;

- схема характеристики звука;

- картинка- символ звука А;

- счетные палочки;

- фишки для ЗБА;

- корзина с муляжами овощей.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие

Слайд 1

Игровая деятельность Речевая деятельность

1. Организационный момент.

Игра «Подбери словечко»

Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.

Физическое развитие

Слайд 2

Двигательная деятельность

2. Развитие общей моторики «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

 Мы пололи огород,

Поливали огород.

(действия по тексту),

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту

(«сажают»)

Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх),

А теперь ей тесно белой (руки в стороны), 
Говорит – посторонись!!!
(отталкивающие движения руками). 

Физическое развитие

Слайд 3

Двигательная деятельность

3.  Развитие мелкой моторики «Купите лук».

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Купите нашу девочку

Шалунью и плутовку!

(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца),

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

(разгибают ).

Физическое развитие

Слайд 4

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Знакомство с основными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями.

Ходит пальчик по дорожке: (от середины лба к вискам), 

Вверх – вниз, вверх – вниз, (вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам),

Будут розовыми щечки: (по мышцам щек от крыльев носа к вискам)

Вверх- вниз, вверх-вниз (от середины подбородка к ушам).

Т. Куликовская.

Заканчивается массаж поглаживанием.

Физическое развитие

Слайд 5

Двигательная деятельность

5. Развитие мимических мышц. 

Логопед: (корзина с муляжами) – Вот в корзине урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус

- горький лук;

- сладкий помидор;

- вкусную морковку;

- горький чеснок.

Физическое развитие

Слайды 6-7

 двигательная деятельность

6. Артикуляционная гимнастика.

- Улыбка – трубочка

- Лопаточка

- Иголочка

- Лопаточка-Иголочка

- Удержать Лопаточку под счет до пяти.

Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие

Слайд 8

Игровая деятельность, двигательная деятельность

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Дудочка».

Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку, меняя тональность – тихо-громко-тихо.

Затем дети убирают дудочки, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а..»

Речевое развитие

Слайд 9 

Речевая  деятельность

8. Тема занятия.

- Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка АНЯ. А какой звук она произносит?  (звук А)

Со звуком А мы сегодня познакомимся с вами.

Речевое развитие

Слайд 10

Речевая  деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука А.

Давайте произнесем звук А. (логопед, хором, тихо, громко).

Анализ артикуляции звука перед зеркалом:

- рот широко открыт;

- язык спокойно лежит на дне рта;

- теплая воздушная струя выходит свободно;

- не встречает преграды;

Характеристика звука А:

- звук А – гласный , обозначается красной фишкой (большим красным кругом).

Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие

Игровая деятельность

10. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Логопед произносит звуки У,И,О,А,И, М,К,А,П,О,А и др.

Дети хлопают в ладоши, когда услышат А.

Физическое развитие

Слайд 11

Двигательная деятельность

11. Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку;

Весело шагать, весело шагать,

Приседать, вставать,

Приседать – вставать.

Речевое развитие

Речевая  деятельность

12. Закрепление звука А в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

АМ-АМ-ОМ

АП-ОП-АП

АН-ОН-УН

И др.

Речевое развитие

Слайд 12-13

Речевая  деятельность

13. Закрепление звука в словах.

На доске – картинки на звук А. Дети вместе с логопедом проговаривают названия картинок и выделяют первый гласный ударный звук А.

Можно поиграть в игры «Что изменилось?», «Чего не стало».

Речевое развитие

Слайды 14-16

Речевая  деятельность

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок», «Автобус везет детей» и др.

Речевое развитие

Слайды 17-20

Речевая  деятельность

15. Закрепление звука А в тексте. 

Ан-ан-ан – папа чинит кран;

Та-та-та – усы большие у кота;

Ак-ак-ак – вырос в поле красный мак;

Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.

Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевая  деятельность Изо-деятельность

16. Домашнее задание.

Выучить характеристику и артикуляцию звука А, нарисовать картинки на звук А.

Речевое развитие

Слайд 21

Речевая  деятельность

17. Итог занятия.

- Как плакала девочка Аня? (А-а-а)

- Какой это звук? (гласный, обозначается  красной фишкой)

- Почему звук А гласный? (воздух выходит свободно, не встречая преграды).

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания ООД.

Задания для воспитателей, родителей и для закрепления темы на индивидуальных занятиях.

  1. Игра «Выдели звук».  Дети должны выделить первый звук в словах АНЯ, АКУЛА, АРБУЗ, АКРОБАТ и др. Дать ему характеристику.
  2. Игра «Поймай звук». (из ряда звуков).
  3. Игра «Найди звук» - определение места звука А в словах Аня, АКУЛА, АРБУЗ, АКРОБАТ, АСТРА, АЗБУКА, АЙВА и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О;  подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Учить выделению последнего глухого согласного звука и начального глухого согласного звука на примере звука П.Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...