Мастер-класс «Использование игрового оборудования «Куб знаний» на основе метода «Кубик Блума» в работе учителя-логопеда ДОУ»
методическая разработка по логопедии

Кургушова Елена Александровна

Цель мастер-класса : передача опыта педагогам по внедрению в образовательный процесс игрового оборудования «Куб знаний», на основе современных и инновационных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование игрового оборудования «Куб знаний» на основе метода «Кубик Блума» в работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель мастер-класса : передача опыта педагогам по внедрению в образовательный процесс игрового оборудования «Куб знаний», на основе современных и инновационных образовательных технологий

Задачи:

- уточнить и систематизировать знания педагогов об использовании игровых и интерактивных технологий в условиях ДОУ;

- познакомить и научить практическим приемам применения метода на основе технологии критического мышления «Кубик Блума».

Оборудование : «Куб знаний»«кубик Блума», карточки с названием, определением и приемами различных образовательных технологий, памятки, предметные картинки, пластилин, счетные палочки, разрезные картинки, карандаши, карточки для штриховки, листы для рисования.

Актуальность: мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на развитие личности ребенка по всем образовательным областям через современные и инновационные технологии в игровой форме.

Организационный момент

– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме : «Применение игрового оборудования «Куб знаний» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР»

Но сначала, я предлагаю Вам поближе познакомиться. Назовите своё имя и придумайте к нему простое рифмованное предложение. Например«Меня зовут Эльвира – я любительница кефира»

Вот мы и познакомились, узнали друг о друге интересные факты. Надеюсь, что наша встреча будет для вас интересной, полезной, а главное принесёт вам много положительных эмоций, расширит границы вашей компетенции и будет практически значимой. Я желаю всем нам успехов.

Основная часть

- Что значит для ребёнка современный детский сад? (Ответы педагогов)

Все это верно. Прежде всего (соответственно «Закону об образовании РФ») - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Одна из главных задач обучения и воспитания в детском саду заключается в том, чтобы создать фундамент для усвоения новых знаний в дальнейшем. Основное внимание должно уделяться привитию желания и умения изучать что-то новое, приобретению навыков к дальнейшей учебной деятельности.

Древняя мудрость гласит«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса к изучаемому материалу, без внутренней мотивации к освоению знаний, чтобы получить продуктивный результат практически не возможно. Возникает вопрос: Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно эффективно использовать для формирования у них мотивации к получению этих знаний?

Сегодня я хочу поделиться с Вами своим опытом… Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов через применение различных инновационных технологий. При этом нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является… (игра). У каждого из нас свои предпочтения, я, например, отдаю предпочтение нескольким технологиям: одна из них – технология интерактивного обучения «Дерево знаний», и метод на основе технологии развития критического мышления «кубик Блума».

Предлагаю, Вам, уточнить знания об этих технологиях. Перед Вами, на столах, находятся карточки с несколькими определениями различных технологий, а так же методами и приемами их использования. Определите, пожалуйста, к какой технологии принадлежат эти определения и подберите к ним методы и приемы. (Педагоги выполняют задания в группах и совместно озвучивают выполненное задание)

Подробно Вы сможете еще раз ознакомиться с ними в предложенных памятках.

После практического использования каждой, я объединила и адаптировала эти технологии для детей дошкольного возраста, с учетом требований программы, изготовив авторское игровое оборудование.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

- Предлагаю перейти к знакомству с игровым оборудованием «Куб знаний» Выставляется игровое оборудование «Куб знаний» и набор карточек для работы с ним.

- Как вы уже поняли из названия, оборудование представляет собой куб, у которого… (6 граней)

Каждая грань, в зависимости от изучаемого материала, помогает в игровой форме изучить любой материал (предмет, явление) с различных сторон.

Давайте рассмотрим это на практическом примере тем «Игрушки» и «Овощи»

На столах у педагогов кубики Блума и набор картинок. У ведущего на столе игровое оборудование в форме большого куба с гранями кубика Блума, с аналогичными карточками, которые прикрепляются к кубу с помощью липучек.

Первая грань «Куба знаний» - Назови и опиши (то есть ребёнку нужно назвать основные признаки предмета : форму, цвет, размер)

Подберите картинки в соответствии с вопросом. С каким известным методом схожа эта грань куба? (рассказ описание)

Следующая грань - Сравни и проанализируй – необходимо понять и рассказать, из чего сделан предмет, из чего состоит, указать сходства и различия с уже знакомыми предметами. (педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (формирование, уточнение и закрепление навыков классификации предметов, знание их частей, подбора признаков, согласование в речи сущ. с прил. в роде, числе с предлогом из)

Третья грань - Используй – дети рассказывают и, по возможности, показывают как можно применить предмет. (педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (формирование, уточнение и закрепление навыков употребления глаголов, согласование их в речи с другими частями речи, предлогами при составлении предложений и рассказов по предъявляемому действию и из личного опыта)

Следующая грань - Поделись – (предложи ассоциацию) – ребенок называет то, с чем у него ассоциируется тот или иной предмет или предметы. Ассоциация может быть относительно одно предмета или всех предметов одной, изучаемой группы (кубик – башенка, игрушки – магазин, морковка – заяц, овощи – огород и т. д.)

(педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (развитие ассоциативного мышления)

Пятая грань куба - Дай оценку – ребята перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого предмета или явления, проще говоря, находят «+» и «-».

(педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает)

Здесь же можно применить технологию проблемного обучения и задать соответствующие направляющие и уточняющие вопросы. Например«Что можно или нужно сделать, если игрушка сломалась?» «Ты сорвал в огороде морковку и сразу съел – это принесет пользу здоровью?» и т. д.

Шестая грань - Запомни – последняя грань куба отводится для практического усвоения материала через развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, творческих способностей, подвижных игр (нарисуй, раскрась, слепи, выложи из палочек, бусин, геометрических фигур (танграмм) и т. д.)

После заполнения граней ведущий задаё т вопрос«Какую или какие образовательные области мы затронули?»

(речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое)

По такой же схеме можно проводить занятия, по литературному произведению, изучая какое-либо явление в опытно-экспериментальной деятельности, проводить работу над изучаемым (корригируемым звуком, при необходимости заменив вопросы граней куба.

Применение игрового оборудования «Куб знаний» на основе нескольких современных технологий дает возможность использования его во всех группах дошкольного возраста и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы и имеется накопленный запас знаний, так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. А более слабые ребята не будут чувствовать себя невостребованными (личностно-ориентированная технология). Если ответ даётся неполный, то другие дети (педагог) могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос «Куба знаний» помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Рефлексия: Уважаемые педагоги, прошу вас помочь мне и себе сделать вывод по использованию представленного игрового оборудования. Участникам предлагается ответить на вопросы по использованию предлагаемого оборудования с использованием граней «Кубика Блума» для рефлексии:

- я смог (не смог)

- я понял (я не понял)

- у меня получилось (не получилось)

- было трудно (легко)

- я научился (не научился)

- я попробую (не буду пробовать)

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по использованию специального оборудования для игр с водой на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познав...

Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда

Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текст...

Доклад – презентация опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

В данной презентации представлены игровые приёмы, которые наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе на различных этапах работы со звуком, при подготовке к обучению гра...

Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

В данной статье указаны нетрадиционные методы  и их использование в работе логопеда....