Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью
консультация по логопедии

Елена Николаевна Гурдяева
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. В 5-6 лет (иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Часто на занятиях по развитию речи дети охотно отвечают на вопросы воспитателя, с желанием выполняют задания по звукопроизношению, подбору синонимов, антонимов, однокоренных слов, однако любой нестандартный вопрос приводит детей в смятение. В быту могут поддержать разговор с незнакомым взрослым на знакомую тему лишь 2-3 ребенка. Исследования показывают, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не мог составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не сумел озаглавить "рассказ в картинах". Наша задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это учить его разговаривать. Говорить - это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация12.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Воскресенка структурное подразделение детский сад «Рябинка» муниципального района  Волжский

Самарской области

Тема: Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью

                                     

 Воспитатель:

                                                               Гурдяева Елена Николаевна

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

В 5-6 лет (иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Часто на занятиях по развитию речи дети охотно отвечают на вопросы воспитателя, с желанием выполняют задания по звукопроизношению, подбору синонимов, антонимов, однокоренных слов, однако любой нестандартный вопрос приводит детей в смятение. В быту могут поддержать разговор с незнакомым взрослым на знакомую тему лишь 2-3 ребенка. Исследования показывают, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не мог составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не сумел озаглавить "рассказ в картинах".

Наша задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это учить его разговаривать. Говорить - это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.

Поэтому я поставила себе цель: поиск приемов и методов для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью.

Свою работу начала с изучения и сопоставления современных методик и технологий по развитию речи.

Существует много методик и технологий по развитию речи дошкольника. А.Г. Арушанова дает рекомендации по организации языковых игр и поисковой деятельности детей, как нужно строить общение с детьми, чтоб у них развивалось речетворчество. А так же придает большое значение диалогу со сверстниками и предлагает приемы позволяющие стимулировать инициативную фразовую речь. Психолог М.И. Лисина разработала структурные компоненты коммуникативной деятельности и выделяет пути и средства общения. Л.В. Ворошнина предлагает структуру всех занятий строить на основе игровой деятельности, где широко используется фольклорный материал. Большое внимание уделяет играм, совершенствующим словесно - логическое мышление. Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что необходимо дополнить используемую ранее мною методику по развитию речи, созданную по требованиям программы под редакцией Васильевой.

 Провели речевое обследование детей группы с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребенка. Это обследование позволяет определить сильные и слабые стороны развития дошкольников, их исходный уровень речевого развития и спланировать свою педагогическую деятельность. Важным  моментом является речевая активность самого педагога и организация речевой среды. Поэтому я стала ежедневно читать детские произведения, стихи и сказки. Прошла обучение в Центре специального образования самарской области по теме: «Ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии».

 В группе были созданы условия способствующие развитию речевой среды: разнообразные виды театров; подобрала необходимую (познавательную) литературу, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудиотеку, картотеки художественного слова, собираю материал для игротеки "Говори и рассказывай" и т.д. Разработала календарно-тематический план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Дополнила предметную среду и изменила жизненное пространство в групповой комнате (непосредственно домашний вид), свободной самостоятельной деятельностью и творчеством детей в соответствии с выбором деятельности (совместной со сверстниками).

Систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову. В общении с детьми широко использую лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности. Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Организация коммуникативной деятельности детей такая, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в какой - то роли.

Дети нашей группы очень любят беседовать о жизни группы, о детях, о детском саде, что помогает им осмыслить происшедшее, узнать, чем удивили и чем порадовали меня как воспитателя; чувствовать себя значимыми и компетентными. Активизировать речь детей мне помогает и создание проблемных ситуаций. Это может быть помощь игрушкам, сказочным героям, с которыми обязательно что-то случается. Дети сопереживают, сочувствуют и сразу же стараются помочь, здесь проявляется их словесное творчество.

Приучаю детей слушать собеседника, учитывая разный речевой уровень детей. Постоянно применяю игровые приемы обучения и индивидуальное общение. При этом похвала, поощрение - очень помогает развивать речевую активность.

Чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным, совершал что-то приятное, полезное, использую такие мотивы, как "научи меня, пожалуйста…" - этот мотив побуждает детей рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. "Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?" - наши дети любят делиться впечатлениями от увиденного или пережитого ими события. Повседневно организую ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Происходит эта работа в совместных играх. Например: выясняю причины, побудившие ребенка пойти в магазин, к врачу и так далее, после этого ребенок с удовольствием выполняет игровые действия.

Эффективным методом развития диалога между сверстниками и взрослыми являются дидактические игры: настольные, речевые, ТРИЗ. Например: "Повторюшки", "Бывает ли так?", "Кто к нам пришел?", "Подскажи словечко", "Шутилки" (веселые стихи-диалоги или нелепицы), различные игры лото и домино. Подвижные игры, развивающие общение малышей: "По дороге Саша шла…", "Поезд", "Гуси-гуси" и другие. В этих играх закрепляются умения адресовать речь собеседнику. А так же разыгрывание инсценировок (театр игрушек), сценки из детской жизни, хорошо знакомых сказок, рассказов, стихов.

К активному речевому высказыванию побуждают: иллюстрации, набор картин (по теме), картины, персонажи пальчикового, кукольного, плоскостного театра, героев сказок на фланелеграфе, ковролине, шапочки-ободки, значки и другие.

Учат общению и хорошо знакомые ролевые игры "Магазин", "Доктор Айболит", "В зоопарке". Наряду с играми и упражнениями, в которых дети учатся общению, предусматриваю специальные задания творческого характера: имя игрушечному котенку, сказочному герою, название улице, домику и другое.

Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм; непринужденное общение способствует развитию диалогической речи.

Для  своей группы  разработали перспективный план по развитию речи, где подобраны игры речевого общения в совместной и самостоятельной деятельности детей. В группе необходимо прослеживать особенности речи детей, развернутость высказываний, культуру речевого общения, ролевые диалоги между детьми, как задают вопросы, строят ответы, содержание разговоров и другое.

В начале и конце учебного года проводится  диагностическое обследование Диагностика уровня и качества знаний воспитанников проводилась на основе выработанных карт программных требований по реализуемой ОООП ДО и с учетом опубликованных критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения Министерства образования РФ, также использовалась методика Арушановой А.Г. для развития диалогического общения.

По данным этой диагностической карты уровень речевого развития детей  группы в мае 2022 года по высокому и среднему уровню составил 84%, что на 26% превысил показатель предыдущего года.

Используемые методы помогают нам успешно решать многие речевые проблемы. Дети логопедической группы (10 из 12) охотно вступают в диалог с взрослыми на знакомую тему, умеют сочинять небольшие рассказы из опыта, творческие рассказы и сказки. У детей ярко выражена потребность в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками, они словоохотливы и любознательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.

В своей работе я описываю деятельность педагога по овладению детьми подвижными играми с правилами. В данной статье описаны все методы, приемы и формы работы педагога с детьми по данной теме....

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"....

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью по технологии О. М. Ельцовой, Н.Н. Горбачевской, А. Н. Тереховой

Опыт творческой деятельности  трансформируется в разные формы  жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная  творческая деятельность помогает ребёнку быт...

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Проект «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...