Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (старшая группа)

В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dyhanie_k_prezentatsii.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к презентации

 для педагогов ДОУ (2019 – 2020 уч. год)

Использование

дыхательной гимнастики

в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Слайд 1 Сегодня  вам расскажу для чего и как в своей работе  использую дыхательную гимнастику.

Слайд 2 Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

У детей с общим недоразвитием речи мы как правило  наблюдаем:

- малый объём лёгких;

- слабую дыхательную мускулатуру;

- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха;

- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных)

Слайд 3 На данном слайде представлены задачи, которые решаются в процессе коррекционной работы по формированию речевого дыхания

  • Формировать сильный, плавный, целенаправленный  выдох
  • Подготовить отдельные элементы для постановки звука
  • Улучшить чёткость дикции
  • Формировать просодическую сторону речи (это совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр).

Слайд 4  Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • нормальное функционирование голосового аппарата
  • предохраняет голосовой аппарат от переутомления
  • способствует сохранению плавности речи
  • способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
  • способствует правильному соблюдение пауз.

Слайд 5  Неправильное речевое дыхание нередко является:

  • причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
  • позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка)
  • ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
  • в некоторых случаях ускорения темпа речи
  • неправильного использования интонационных средств выразительности
  • нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Слайд 6  Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний. 

Слайд 7  Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки.

Требования к выполнению дыхательной гимнастики:   

  • перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
  • одежда не должна стеснять движений
  • не рекомендуется выполнять  упражнения после приема пищи
  • необходим контроль  за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, воздух набирали через нос, чтобы не надували щёк, поэтому на начальном этапе можно прижимать их руками)
  •  упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы), т.к. они быстро утомляют ребенка, даже могут   вызвать головокружение
  • лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Слайд 8   На данном слайде представлены игры и упражнения на развитие силы воздушной струи. Их можно посоветовать родителям, чтобы  в домашних условиях дети ими играли, в д/с не гигиенично их использовать, кроме подуть на одуванчик во время прогулки.

Слайд 9 Для развития силы воздушной струи, в работе используются следующие игры

Игры с сайта Мерсибо  «Сдуй снежинки», где ребёнок через микрофон дует   на снежинки, которые разлетаются и мы видим, что за ними был прятан предмет, который нужно будет отдать тому персонажу, который появится в конце игры на экране. Следующая игра «Помоги мышонку». У мышонка получается тащит сосиску, только тогда, когда ребёнок с помощью силы голоса и дыхания говорит слово «сосиска», если ребёнок говорит тихо и слабо, то сосиска остаётся на месте.

Слайд 10 Пособия «Времена года», тоже способствуют развитию силы воздушной струи, на нитки дуть тяжелее, чем на дождик. Также используются утяжелители: листочки и бабочки.

Слайд 11  Для развития длительности воздушной струи используются следующие игры и упражнения.  Мыльные пузыри лучше использовать на улице, музыкальные инструменты в домашних условиях, в группе и в кабинете подойдут разные вертушки.

Слайд 12 А также упражнения с пособиями «Звёздный дождь», «Новогоднее дерево», «Звериная карусель»

 Слайд 13 На данном слайде и на последующих представлены игры и упражнения на развитие целенаправленности воздушной струи.

Игра  «Задуй в ворота гол», которая развивает и силу воздушной струи тоже.

Слайд 14 На данном слайде представлены сюжетные картинки с персонажами на ниточках, на которые ребёнок дует. Например, сдуй бабочку с цветка и т.д.

Слайд 15  Дыхательное упражнение «Фокус», ребёнок с своего носа сдувает ватку,  «Гол в одни ворота» по типу предыдущей игры, только играет один ребёнок.

Таким образом, были представлены игры и упражнения на развитие силы, длительности и целенаправленности воздушной струи, которые используются в коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...

презентация "Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда"

В соответствии с новыми образовательными стандартами материал подготовлен в виде презентации и был представлен на педагогическом совете. В краткой лаконичной форме показан один из этапов работы учител...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

        Наша  задача  логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в про...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

Наша  задача  учителя-логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в процессе  развития ...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

В настоящее время проблемы речи у детей встречаются все чаще. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, психических процессов, поведение и социализацию детей в целом. Поэ...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника с общим недоразвитием речи....

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...