Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал по логопедии

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими нарушения речи. Использование ИКТ и технических средств обучения в работе учителя-логопеда имеет ряд преимуществ, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в работе учителя - логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых затрудняет  освоение образовательных программ вне специальных условий обучения.

У детей с ОВЗ часто отмечается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии, а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Информационно-коммуникационные  технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в частности, имеющими нарушения речи.  

Основными преимуществами использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения на логопедических занятиях являются:

  • повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;
  • обеспечение психологического комфорта и поддержки интереса на занятиях;
  • развитие высших психических функций;
  • совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  • развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • повышение качества обучения и работоспособности обучающихся.

В  своей логопедической практике использую различные информационно-компьютерные технологии:

  • программно-методический комплекс (методика В.М. Акименко)  «Логопедическое обследование детей 4 – 8 лет»;
  • программно-аппаратный комплекс «Колибри»;
  • развивающий коррекционный комплекс «Тимокко»;
  • компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Представленные информационно-технические средства обучения применяю на разных этапах логопедической работы.

В диагностических целях и проведении логопедических занятий использую программно-методический комплекс (методика В.М. Акименко)  «Логопедическое обследование детей 4 – 8 лет». Применение данного программно-методического комплекса позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия  по коррекции и развитию всех сторон устной речи, а также вести банк данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, что  позволяет мне  прослеживать динамику коррекционного воздействия и планировать дальнейшую коррекционную работу, хранить историю занятий, звуковые файлы, распечатывать протоколы занятий и результаты, что обеспечивает эффективность в деятельности  и существенно экономит временные ресурсы специалиста.

Программно-аппаратный комплекс «Колибри» - самое современное и эффективное интерактивное решение, пришедшее на смену интерактивным доскам в дошкольном образовании.  Данный комплекс использую в ходе проведения логопедических занятий - во время проведения физминутки, зарядки для глаз, артикуляционной гимнастики, в коррекции и развитии всех сторон устной речи, в подготовке лексического материала применяю интерактивный редактор «Сова», куда входят готовые занятия, а также создаю  собственные интерактивные игры с учетом  результатов коррекционной работы с каждым ребенком. Для развития высших психических функций, обеспечение психологического комфорта на занятиях применяю программу «Волшебная поляна», включая  игры и занятия для общего развития, развития творческого мышления, а также психологической разгрузки. В организации работы с родителями  и педагогами программно-аппаратный комплекс «Колибри» применяю в подготовке презентаций к консультациям, представлении наглядной информации.

Особое значение в моей практике придаю развивающему коррекционному комплексу «Тимокко» с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов. Использую на занятиях для улучшения качества движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, что немаловажно в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Данный комплекс широко применяю в работе с детьми от трех до восьми лет при расстройствах внимания и гиперактивости, с аутизмом, ДЦП, гипотонии, нарушении развития координации. Играя в игры, включенные в комплексы, дети не замечают интенсивной, тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

Также для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи использую компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Применение данной игры также позволяет расширять словарный запас детей по лексическим темам, совершенствовать звукобуквенный анализ при работе с детьми старшего дошкольного возраста; побуждать к звукоподражанию младших дошкольников (детей с задержкой речевого развития).  Результативно использую данную компьютерную игру в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, с детьми после кохлеарной имплантации,  с детьми с умственной отсталостью.

Таким образом, практика подтверждает, что использование информационно- коммуникационных технологий и технических средств обучения в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.  Способствуют значительному повышению мотивации к логопедическим занятиям, поддерживают внимание и интерес  на всех этапах занятия, развивают  познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью до...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...