Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Лебедева Екатерина Викторовна

     В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, вся рифмовка представлена рисунками. 

 Ребенок после знакомства с содержанием рифмовки, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит рифмовку целиком, уделяя особое внимание произношению автоматизируемого звука (дифференцируемых звуков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_mnemotehnike.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

    Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи  

     Речевые проблемы коррелируют с недостаточной вербальной памятью, дефицитом внимания, моторной неловкостью, отклонениями в поведении, что как правило свидетельствует и о неврологических проявлениях.

     Результаты первичной диагностики показывают у значительной части детей с ОНР полиморфное нарушение звукопроизношения. В своей работе над преодолением данного нарушения на протяжении трех лет применяем элементы мнемотехники.

     Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации [4].

     Использование элементов мнемотехники особенно эффективно при разучивании рифмовок.

     Рифмовки — специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели.

     В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры [1]. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, вся рифмовка представлена рисунками. Особое внимание уделяем изображению предлогов в виде схем. Ребенок после знакомства с содержанием рифмовки, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит рифмовку целиком, уделяя особое внимание произношению автоматизируемого звука (дифференцируемых звуков). Нужно отметить, что такая работа становится возможной лишь при успешном прохождении предыдущих этапов по автоматизации (или дифференциации) данного звука (звуков).

     Для разучивания нами разрабатывается и непосредственно иллюстрируется содержание  каждой новой рифмовки.

     Подчеркнем, что уже на этом этапе дети старшего дошкольного возраста принимают непосредственное участие: подсказывают, советуют, какими картинками можно проиллюстрировать строки рифмовки.

     Как показывает практика, коррекция нарушений звукопроизношения — длительный и трудоемкий процесс, требующий систематической работы для достижения положительного результата. Обоснованием работы с использованием элементов мнемотехники выступает система дидактических принципов.

     Известно, что собственная познавательная активность ребенка является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом [3].

     В работе мы стараемся заинтересовать каждого воспитанника, создать комфортную атмосферу на занятиях и в повседневном общении.

     При взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста больше внимания уделяем работе воспитанников в парах (минигруппах), что обеспечивает не только самоконтроль (ребята становятся более внимательными к собственной речи при произнесении автоматизируемых либо дифференцируемых звуков, при воспроизведении звукослоговой структуры слова, а также при согласовании слов в предложении, использовании в свободной речи предлогов), но и развитие навыка внимательно слушать товарищей.

     Таким образом, параллельно проводится работа по развитию всех компонентов речевой деятельности. К тому же, работа в парах (минигруппах) повышает мотивацию воспитанников: в процессе обучения ребята стараются не отставать друг от друга.

     В ходе такой работы с использованием элементов мнемотехники мы нацеливаем дошкольников на поисковую деятельность, например, предъявляя иллюстрацию к неизвестной детям рифмовке, просим подумать о ее содержании.

     Хотим также отметить, что в процессе работы воспитанникам постепенно прививаются духовно-нравственные ценности: способность сопереживать, радоваться успехам друзей и т. д. Дошкольники становятся более уверенными в себе, что позволяет им выступать не только перед сверстниками и родителями, но и перед незнакомой аудиторией. Рассказывая рифмовку с опорой на ее иллюстрацию, они меньше волнуются.

     Известно, что ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Исследования показали, что у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения [3]. Именно поэтому стараемся использовать в работе яркие и красочные пособия. Вот почему все иллюстрации к рифмовкам раскрашиваем вручную. Это позволяет сделать их наиболее натуральными и привлекательными для детей как старшего, так и среднего дошкольного возраста. Такой подход находит эмоциональный отклик у воспитанников.

     Чтобы занятия не надоедали, ведь для закрепления правильного произношения звука требуется многократное его повторение, предоставляем детям разнообразный материал.

     Читая рифмовки и предлагая пособия примерно одинаковой сложности, позволяем ребенку выбрать героя или историю, которую он будет рассказывать. Это обеспечивает поддержание интереса к процессу обучения.

     Нужно отметить, что, произнося рифмовки, стараемся делать это максимально эмоционально, привлекая внимание дошкольников, побуждая их к подражанию. Таким образом, ненавязчиво и незаметно для воспитанников, работаем над развитием просодической стороны речи. Необходимо обязательно учитывать уровень подготовленности и развития воспитанников, принимать во внимание динамику усвоения материала каждым из них. Поэтому в своей работе мы предлагаем речевой материал в соответвии с возрастом, индивидуальными особенностями и интересами детей. Так, для дошкольников среднего возраста рифмовка может состоять лишь из одного предложения. По мере взросления и развития когнитивных функций воспитанников речевой материал усложняется.  

     Для более прочного усвоения материала в работе привлекаем не только зрительные, слуховые, но и тактильные анализаторы. Так, работая с рифмовкой, используем сухие бассейны, природный материал. Дети проговаривают рифмовку, уделяя особое внимание произношению автоматизируемых или дифференцируемых звуков, одновременно перекладывают крупу или «плавают» пальчиками в бассейне или обыгрываем содержание рифмовки с помощью пальчиковой гимнастики. Старшие дошкольники нередко придумывают движения самостоятельно.

     Кроме того, при работе над конкретным звуком используем различные образы. Так, воспитанник с помощью нехитрой рифмовки перевоплощается, например, в змею, которая умеет очень красиво шипеть, или в тигра, который красиво рычит.

     В старшем дошкольном возрасте ребенок часто выступает в роли учителя-логопеда для любимой игрушки или (что очень результативно) для воспитателя во время режимных моментов или в течение коррекционного часа и «учит» его правильно и красиво произносить звуки.

     Подчеркнем: как бы ребенок не занимался, мы всегда хвалим его. Опыт работы показал, что дети с ОНР практически не используют в своем лексиконе наречия. Поэтому, работая над определенными звуками, мы стараемся произносить в качестве похвалы не только общие слова или фразы: «молодец», «умница», «Красиво сказал!», но и наречия, в которых присутствует закрепляемый звук. Например, при работе над правильным произношением звука «р» используем слова: «верно», «хорошо», «грамотно», перед этим объяснив ребенку значение каждого из них. Воспитанники, накапливая наречия в пассивном словаре, со временем все чаще пользуются ими в свободной речи.

     Известно также, что практика — это не только источник познавательной деятельности, но и область применения результатов обучения [3].

     Дошкольники с удовольствием оттачивают свое мастерство в правильном произношении и дифференциации звуков речи, рассказывая считалки, без которых не обходятся игры с выбором ведущего, характерные для старшего дошкольного возраста.

     Применяя элементы мнемотехники в  работе по автоматизации и дифференциации звуков речи у детей с ОНР в течение нескольких лет, мы убедились в эффективности данного метода.

     Кроме того, можно констатировать, что параллельно с коррекцией нарушений звукопроизношения развиваются все компоненты речевой системы.

      У детей также улучшаются внимание, память, мелкая моторика, развивается мышление.    

     Все это проходит в увлекательной форме, превращая занятия в игру, тем самым способствует лучшему усвоению материала.

     Таким образом, жизнь дошкольников в логопедической группе и на занятиях становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность.

     В качестве перспективы использования данного метода видим необходимость дальнейшего пополнения картотеки  рифмовками, направленными на коррекцию нарушений произношения различных групп звуков, поиска новых графических образов для иллюстрирования, отражающих персонажей как ставших уже классическими произведений детской литературы (Колобок, Кот в сапогах и т. д.), так и современных героев мультфильмов и историй для детей (Смешарики, куклы Winx и пр.).

      Отметим, что проведение занятий с элементами мнемотехники, используя средства современных компьютерных технологий, затруднено в силу недостаточности материально-технического оснащения дошкольных учреждений, отсутствия ясно прописанных, апробированных методик применения информационных технологий в дошкольном образовании, жестких санитарно-гигиенические требований [2].

Список использованных источников

  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  2. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях // Логопед. 2011. 3.
  3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
  4. Учебник мнемотехники, 2002 // http://www.mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm

Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием: Санкт-Петербург, 8 ноября 2011г. / СпбАППО. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 188с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются ...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...

Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...

Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...