Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Камышенко Галина Юрьевна

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области

Дата проведения – 04.02.2021

Место проведения – МАДОУ «Детский сад№26», г. Сатка

Тема выступления - Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выступающий – учитель-логопед Камышенко Г.Ю., МАДОУ «Детский сад№49»

Содержание выступления:

  1. Введение
  2. Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков
  3.  Особенности этапа автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
  4. Принципы эффективной автоматизации звуков
  5.    Практический опыт

  1. Введение

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

2.  Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой).

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

Цель этапа автоматизации звуков заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация изолированного звука
  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в текстах и рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Последовательность постановки, автоматизации и дифференциации звуков при дислалии и дизартрии у разных авторов разная. Так Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Г. В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации: I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы]. II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что «… согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы». Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.

3.Особенности этапа автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В результате многолетней логопедической практики я неоднократно сталкивалась с трудностями, осложняющими этап автоматизации звуков у дошкольников с ОНР:

1. Автоматизация звуков у дошкольников с ОНР осложняется из-за наличия у многих  детей в речевом диагнозе дизартрии.

2. Разный уровень речевого развития у детей. У детей с низким уровнем формирования речи, в отличие от детей с высоким и нормальным уровнем, автоматизация затруднена.

3.  У дошкольников с ОНР, автоматизация осложняется наличием других нарушенных компонентов речи (фонематического слуха, нарушением слоговой структуры, недоразвитием словаря, несформированностью грамматического строя речи, низким уровнем развития связной речи).

4.  Автоматизация звуков вызывает затруднения на этапе перехода к самостоятельному высказыванию, вследствие недостаточно развитого уровня самоконтроля у дошкольников.

5. Автоматизация звуков более эффективна при активном участии и контроле со стороны родителей и педагогов группы, что бывает не всегда. Поэтому активное включение родителей и педагогов предполагает их искреннюю заинтересованность результатами коррекционной работы. 

4.  Принципы эффективной автоматизации звуков

Обязательным условием эффективности коррекционно-логопедической работы на этапе автоматизации звуков является необходимость придерживаться следующих принципов:

  • Принцип фонетической доступности,  предполагает учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации фонем (лексический материал не должен содержать неправильно произносимых ребёнком звуков).
  • Принцип последовательности в отработке лексического материала (звук-слог-слово-предложение-рифмовки-стихи-рассказы-самостоятельная речь, от отражённой речи - к самостоятельной).Дополнить своим текстом
  • Принцип постепенного усложнения речевого материала (от сочетаний слов, к предложениям и рассказам, от рифмовок к стихам и т.д.).
  • Принцип соблюдения смысловой доступности (доступность лексического материала, соответствие возрасту ребёнка, при необходимости объясняем значение незнакомых слов).

5. Практический опыт

В работе по коррекции произношения каждый из нас руководствуется общими принципами и приемами работы, которые мы изучали  в период получения образования по специальности, затем, каждый из нас стал копить собственный опыт практической работы. Большинство из нас уже имеют свои системы работы, направленные на автоматизацию звуков. Я хочу познакомить вас со своей, актуальность которой я ощутила в период, когда мы все попали в самоизоляцию и, хотя, использовать эту систему в работе «на удаленке» не удалось весной 2020 года, но я готова начать использовать эту разработанную систему, если  нам вновь придется находиться в самоизоляции. Базой для создания этой системы упражнений стало классическое пособие для логопедов – Нарушение произношения у детей, автор Анна Ильинична Богомолова. С первых дней работы с детьми я воспользовалась советом моего педагога-новатора, который мне посоветовал создать картотеку, в которой упорядочены  тренировочные упражнения на этапе автоматизации и дифференциации работы над звуком. Эти карточки я кладу в тетрадь взаимодействия работы учителя-логопеда и родителей каждого ребенка. Таким образом, родитель активно вовлечен в процесс автоматизации звука и  знает, над  какими звуками идет работа в любой период коррекции. Дополнительными комментариями  я поясняю, на какие моменты нужно обращать внимание в ходе выполнения домашних заданий. Такая форма работы успешно применялась в моей практике на протяжении более 15 лет работы. Но, с каждым годом, я осознаю, что простого повторения слов для современных детей, как и их родителей, становится недостаточно. Если раньше родители переписывали содержание карточек в тетрадь и я объясняла необходимость этих действий тем, что к моменту расставания с детским садом, а,  значит,  и прекращением коррекционной работы, можно повторять пройденный материал закрепляя полученные навыки. Но, постепенно, такую работу родители стали выполнять все реже и реже, они стали ограничиваться только устной работой с ребенком, объясняя, что переписывать им просто некогда. Многие, в ходе консультаций, рассказывали мне, что не могли заинтересовать детей домашними заданиями, так как простое повторение слов неинтересно детям, а значит, малоэффективно. Это и подтолкнуло меня к мысли создать такую универсальную карточку, в которой последовательно была бы отражена работа над звуком на материале слов-рифмовок-сочетаний  и предложений. Как я уже напомнила выше в своем выступлении, работа над звуком в рифмовках , другими словами в скороговорках и чистоговорках предлагается классиками логопедии только пятым пунктом работы, после отработки слов в предложении. Я же ввожу эту работу уже на первом этапе работы над словом. Для рифмовок, я отбираю слова со звуком в конце слова в  обратных  слогах. Я являюсь последователем Петербургской школы  и мой подход к работе над звуком начинается только с обратных слогов. На создание универсальной карточки с домашним заданием меня подтолкнул дефицит времени, который я часто испытываю в своей работе. Нагрузка на детей в дневное время велика и пояснять каждому ребенку значение многих слов, выходящих за рамки обиходно-разговорной лексики, это значит тратить время на работу, которую можно заменить картинкой с минимальным пояснением значения слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспект проведения занятия по обучению грамоте (автоматизация звука "Ж") с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной группе....

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются ...

Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционной работы  по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

   В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким об...