Индивидуальное занятие " С другом Шуней"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ануфриева Ирина Леонидовна

Технологическая карта индивидуального занятия для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Этап: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учреждение

МКДОУ д/с №1 г. Бодайбо

Тема ОС

Индивидуальное занятие «С другом Шуней я играю»

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст

Произношение звука [Ш] в словах

Цель

Отработка умений и навыков произношения звука [Ш] в слогах, в словах;

Создание  условий для автоматизации звука [Ш] в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш] в слогах, в словах;

Развивать фонематическое восприятие;

Формировать умения и навыки говорения (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью);

Воспитывать навык самоконтроля за речью, желание заниматься, правильно и красиво говорить.

Инвентарь и оборудование:

Презентация занятия «С другом Шуней я играю», ноутбук, зеркало, Шуня (эмоции); ватка; схема артикуляционного уклада звука Ш; предметные картинки со звуком Ш (шапка, шов, шуба, шиповник, мешок, капюшон, машина, камыш, мышь по 1; мешки, шапки, машины по 5 шт.); полотно и фишка  для обозначения позиции звука в слове; шаблон шапки, цветные карандаши.

Источники:

Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – 16 с. цв. ил.

Интернет-источники:

https://www.youtube.com/watch?v=0dVia3xeVkM&feature=youtu.be 

https://www.youtube.com/watch?v=v2aqySwrwho 

Технологическая карта занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный

Сейчас к нам придет гость. Отгадай, кто же это?

Загадка:

Он живёт в норе под ёлкой,

Носит колкие иголки.

Если вдруг клубком свернётся-

Хищный зверь ни с чем вернётся.

В зубы, в лапы не возьмёшь.

Как его прозвали? …

Появляется картинка на экране.

Правильно, ёж. Это ёж Шуня

СЛАЙД 1

Ребенок слушает загадку, отгадывает гостя и договаривает последнее слово: Ёж [Ш]

Умение извлекать информацию, делать выводы

Ориентиро-вочный

Психогимнастика (эмоции)

Шуня любит строить разные рожицы, ты сможешь их повторить?

СЛАЙД 1

Воспитанник повторяет мимику за Шуней

Умение

самостоятельно  выполнять мимические упражнения по образцу

Ориентировочный

Самомассаж мышц лица. Учитель-логопед произносит текст комплекса «Времена года»:

- Теперь покажи Шуне, как надо делать самомассаж лица.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома –

Значит, к нам пришла зима.

Если тает снег и лёд,

Ручеёк журчит, поёт,

Мишке стало не до сна –

Значит, к нам пришла весна.

Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

Стало сухо и тепло –

Значит, лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла –

Значит, осень наступила.

СЛАЙД 2

Воспитанник перед зеркалом выполняет движения по тексту

Умение

самостоятельно  выполнять массаж лица

Учитель-логопед показывает упражнения для губ (беззвучная артикуляция гласных):

- Теперь поиграем губками

СЛАЙД 3

Воспитанник перед зеркалом выполняет беззвучную артикуляцию гласных

умение самостоятельно выполнять артикуляция гласных звуков

Учитель-логопед произносит название артикуляционного упражнения: «заборчик»,  «хобот», «чашечка», «лесенка», «маляр»

СЛАЙД 4

Воспитанник перед зеркалом выполняет по 3-5 раз каждое упражнение

Умение самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения

Учитель-логопед предлагает воспитаннику ватку: приклей ватку на кончик носа, подуй на нее так, чтоб улетела в верх.

СЛАЙД 4

Воспитанник кладёт кусочек ваты на кончик носа, выполняет упражнение «фокус» 3-5 раз

Воспитанник научится удерживать «чашечку» языком и направлять воздушную струю на кончик языка  

Под музыку («Кукушечка» китайская песенка) поиграем ручками

СЛАЙД 5

Воспитанник, слушая мелодию, выполняет упражнения (по подражанию)

Умение самостоятельно (по подражанию) выполнять ритмично упражнения

- Расскажи Шуне по схеме, как правильно произносить звук [Ш]

Слайд 6

Воспитанник, опираясь на схему, рассказывает артикуляционный уклад звука [Ш], анализируя положение органов артикуляции

Умеет пользоваться опорной схемой для правильного произношения звука [Ш]

Исполнительный

- Посмотри в тумане спрятаны предметы, назови их.

- Отхлопай каждое слово по слогам.

Картинки: машина, камыш, мешок, шов, шуба, капюшон, мышь, шапка, шиповник.

СЛАЙД 7

Воспитанник называет картинки, спрятанные туманом;

Воспитанник проговаривает слова, отхлопывая по слогам

Умеет называть «зашумленные» картинки, следя за произношением  звука [Ш].

Научиться отбивать слоги, одновременно произнося слова со звуком [Ш]

- Покажи, пожалуйста, Шуне, что звук [Ш] бывает в разных позициях: в начале, середине и в конце слова.

Перед воспитанником схема для обозначения звука в слове и картинки: машина, камыш, шуба.

СЛАЙД 8

Воспитанник выполняет задание по предварительной инструкции

закрепляет умение определять позицию звука в слове

Поиграй с Шуней в игру «Большой предмет - маленький»

Перед воспитанником лежат картинки: капюшон, капюшончик, шиповник-шиповничек, мышь-мышка.

СЛАЙД 9

Воспитанник выполняет задание  по предварительной инструкции

Закрепляет умение произносить звук [Ш] в словах

Исполнительный

«Весёлый счёт»»

Перед воспитанником лежат картинки, предлагается посчитать мешки (шапки,  машины)

СЛАЙД 10

Воспитанник берет предметные  картинки и выполняет задание

Может самостоятельно согласовывать существительные с числительными

СЛАЙД 11

Массаж  рук карандашом. Учитель-логопед произносит:

Покатаю вверх и вниз -

Крепче, карандаш, держись!

  Пальчики бегут вперёд,

  И никто не отстаёт.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

  Карандаш я покачу

  Вправо-влево – как хочу.

СЛАЙД 12

Воспитанник выполняет задание

Может выполнять упражнения по тексту и зрительному образцу

- Соедини точки, раскрась шапку разноцветными карандашами. Шапку подарим Шуне.

СЛАЙД 12

Воспитанник выполняет задание

умеет принимать и сохранять поставленную  задачу

Рефлексивный

- Кто приходил в гости?

- Какой звук ты учился вместе с ним произносить?

– Как ты считаешь, сегодня ты справился?

Называет гостя, какой звук тренировался произносить. Отвечает на вопросы учителя-логопеда по желанию

умеет определять успешность (неуспешность) выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. Сможет рассказать, что помогло достичь поставленные цели. Может оценить результат выполненных заданий

Перспек-тивный

Вводить звук [Ш] в словосочетания, в свободную речь

Использует закрепленные умения произношения звука [Ш] в слогах, в словах: в свободной речи

Проявляет помощью  желание общаться с помощью слова, контролируя правильность речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], "Помоги другу".

В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения  звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и  предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров....

План индивидуального занятия "Помоги другу".

Автоматизация звука Р в словах и предложениях....

Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )

Индивидуальное занятие на тему:   «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...

Индивидуальный проект "Собака - друг человека"

Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы узнать как можно больше, о таком распространённом домашнем животном, как собака.Для воспитания доброго поколения необходимо изначально научить дет...

песочная терапия с детьми. конспект индивидуального занятия «С другом вместе веселей путешествовать в песочной стране»

Взаимодействуя с песком, ребенок погружается в мир фантазий, ему проще узнавать что-то новое. А играя с песком на столе с подсветкой, создается ощущение волшебства и неповторимости, появляется мир, в ...

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия "Новый друг"

Формирование речевой активности неговорящих детей...