Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
материал (подготовительная группа)

Кротова Людмила Владиславовна

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы57.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 24» КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

12401677931387382913Anonymous_Mail_1_icon улица Железняка, дом 2, город Копейск, Челябинская обл., Россия, 456657

8(35139)9-39-97, E-mail:  dsad24@kopeysk-uo.ru

 

 

Опыт работы

Тема: «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

 

Автор:

 Кротова Людмила Владиславовна

 Учитель - логопед

МДОУ «ДС № 24»

                                       

г. Копейск  2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Значение кинезиологии……………………………………………….

4

  1. Паспорт проекта………………………………………………………

5

  1. Условия реализации проекта…………………………………………

7

  1. Этапы реализации проекта…………………………………………...

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

13

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

14

ВВЕДЕНИЕ

«Движение может заменить лекарство – но, ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

Многие исследователи (К.С.Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ф.Марковская, Е.М.Мастюкова, А.В.Семенович) указывают на тесную связь между психическим и двигательным развитием ребенка. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы.

Мои наблюдения в рамках своей работы показали, что двигательная сфера детей с различными нарушениями развития часто характеризуется качественным своеобразием: нарушением  регуляции произвольных движений; недостаточностью двигательных качеств. У многих детей отмечается отставание в физическом развитии, и как следствие, замедленный темп речевого развития. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с недостатками лексико-грамматического строя (малый объем словарного запаса; несформированность обобщающих, абстрактных понятий; неточность употребления лексических значений слов и другое; трудности в овладении предлогами, словообразованием, сложными грамматическими конструкциями и т.д.). Связная речь схематична, с аграмматизмом, бедна интонационно, эмоционально не окрашена. Отмечается несформированность фонематических процессов, страдает слоговая структура и звуконаполняемость слов. Часто отсутствуют не только первоначальные навыки звукового анализа, но и их предпосылки.

Как показали длительные наблюдения за детьми во время выполнения кинезиологических, двигатльно-координационных упражнений, некоторые из них с трудом и в ограниченном объеме выполняют различные движениякак по подражанию, так и по словесной инструкции, а также отмечаются заметные трудности при выполнении заданных упражнений перед зеркалом.

Снижение межсенсорной координации, нарушение координации всех видов движений, а также недостаточность кинестетических ощущений приводят к затруднениям в формировании графомоторных навыков. Как правило, это сопровождается снижением темпа всех видов деятельности и работоспособности вследствие высокой степени утомляемости и истощаемости детей.

Указанные выше нарушения в развитии приводят в дальнейшем к дезадаптации ребенка в период школьного обучения. Следовательно, важнейшем задачей коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии являются коррекция нарушений в двигательной и познавательной сферах, максимально возможная адаптация их в окружающем мире. Решение задачи требует определения задач и содержания каждого из направлений коррекционно-развивающей работы, места и роли всех участников единого коррекционного процесса: психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей.

1. Значение кинезиологии

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Как известно, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон, которые представляют собой мозолистое тело. Мозолистое тело, которое принимает участие в осуществлении межполушарных связей, находится между полушариями головного мозга в теменно - затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координации работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий  является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела, которое можно осуществлять через кинезиологические упражнения. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологическихсинкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения  выполняю вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность. Следовательно, использования метода кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста остается актуальной.

2. Паспорт проекта

Вид проекта: инновационный, практико-ориентированный.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2021 г. – май 2023 г.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели группы, родители.

 Цель: способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.

В связи с поставленной целью мной была выдвинута гипотеза: при использовании кинезиологии в развитии детей дошкольного возрастанарушения в физическом и психическом развитии станут менее выраженными.

 Задачи проекта:

Для детей:

1. Развитие межполушарного взаимодействия.

2. Синхронизация работы полушарий.

3. Снятие эмоциональной напряжённости.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие способностей.

6. Развитие памяти, внимания.

7. Развитие мышления.

Для педагогов:

1. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

2. Повышение профессиональной компетентности.

Для родителей:

1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными

кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Образовательные области, в рамках которых реализуется проект:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Обеспечение проектной деятельности:

- подбор методической литературы;

- картотека кинезиологических упражнений;

- информационная папка в родительский уголок.

 Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

Реализация проекта позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель, дети успешно научатся выполнять все виды кинезиологических упражнений, освоят рисование двумя руками как на листе бумаги так и на специальных досках, игру с Су-Джок, освоят комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации, что  будет способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитию межполушарного взаимодействия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.

Для педагогов:

- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей:

- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

- создание обучающей системы (буклеты)

-размещение материала  для родителей в сети интернет Vibеr.

3. Условия реализации проекта:

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

  1. Этапы реализации проекта:

1 этап – целеполагание.

1. Постановка проблемы.

2. Определение цели и задач.

2 этап – организационно-подготовительный.

1. Подбор программно-методического обеспечения.

 За основу была принята развивающая кинезиологическая программа С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая.

2. Идея проекта была донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Показана презентация, согласованы с воспитателем-методистом и психологом методы применения кинезиологических упражнений и способы включения их в педагогический процесс.

3. Пополнение и модернизация развивающей среды.

Была сделана методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр. В группах были организованы уголки для развития мелкой моторики кистей рук.

4. Работа с родителями.

На собрании познакомила родителей с проектом, рассказала о значимости кинезиологических упражнений. Предложила родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробовали освоить данные упражнения.

3 этап – практическая реализация проекта.

Система реализации проекта

                     ↕                          ↕                                    ↕

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа по самообразованию

1.Растяжки.

2.Дыхательные упражнения.

3.Глазодвигательные упражнения.

4.Телесные упражнения.

5.Упражнения на развитие мелкой моторики.

6. Самомассаж.

7.Упражнения на релаксацию.

1. Наглядная информация в родительском уголке.

2. Тематические родительские собрания

3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.

4. Индивидуальные консультации

1.Изучение литературы по теме.

2.Изучение и апробирование видов кинезиологических упражнений.

Данные упражнения не требуют специальной подготовки и сложного оборудования и могут использоваться для индивидуальной работы с детьми с ДЦП, ЗПР  и другими нарушениями развития.

        

Комплексная разминка.

       Одним из компонентов коррекционно - развивающей работы является комплексная разминка, представляющая собой комплекс упражнений одновременного и многопланового воздействия на ребенка:

1. развитие общей координации, точности, достаточной силы движений, способности к удержанию позы и переключению;

2. развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики;

3. формирование пространственных ориентировок;

4. тренировка вестибулярного аппарата;

5. укрепление глазодвигательных мышц;

6. тренировка произвольного слухового внимания (концентрация, выработка устойчивости), механической и логической памяти, абстрактного мышления;

7. развитие речевого дыхания и голоса;

8. развитие фонематического восприятия и формирование начальных навыков звукового анализа и синтеза.

Комплексные разминки и дыхательно-голосовая гимнастика с наращиванием темпа и усложнением выполняются  детьми с логопедом, психологом, дефектологом, воспитателем, а также родителями дома.

Комплексные разминки желательно проводить несколько раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. На начальном этапе время выполнения разминки для детей младшего дошкольного возраста 5-10, старшего – до 20 мин.

На овладение комплексом на начальном этапе обучения  отводится не менее 1 месяца (младший возраст). Дети действуют на основе подражания, помощь оказывается в виде коротких инструкций. По мере усвоения детьми упражнений увеличивается темп выполнения и переносится акцент на самостоятельную работу детей без зрительной опоры на действия взрослого.

В дальнейшем (к концу второго года обучения) возможен переход к самостоятельной работе, в роли ведущих могут выступать некоторые дети поочередно (с достаточным уровнем развития координации движений).

Элементы комплексных разминок используются также во время прогулок в процессе игры (Приложение 1).

В планы работы включены занятия по межполушарному рисованию, игры « Су-Джок», шнуровку, подручные материалы (карандаши, шишки и пр.),  доски.

Активно использую переключение пальцев рук в отработке автоматизируемых  слогов (карточки позы праксиса, игру «PopIT», счетный материал» (Приложение 2).

4 этап – заключительный.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:

- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

- улучшились навыки самообслуживания;

- развивается устная речь;

- формируется логическое мышление;

- улучшаются коммуникативные навыки;

- улучшаются внимание, память, воображение.

К концу второго полугодия показатели мониторинга успеваемости детей группы возросли по сравнению с показателями мониторинга на начало учебного года.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показывает, что применение кинезиологических упражнений, комплексной разминкиприводит к значительным положительным результатам у детей с тяжелыми нарушениями речи. Применяющаяся система занятий оказывает положительное влияние на уровень речевого развития у детей. Я уверенна, что в дальнейшем эти дети будут успешно обучаться в школах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.

5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

6.Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С.В. Коноваленко, М.И.Кременецкая. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.-112с.



Приложение № 1

Пример комплексной разминки (Комплекс №1-5)

Комплекс № 1

Дыхательное упражнение « Ракета»

И.п. - стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

Упражнение « Болтушка»

И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки вытянуты вперед.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед - назад двигаются вперед - назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10с.

Упражнение «Право - лево»

И.п. - стоя, руки в стороны.

Не поворачивая голову, посмотреть на пальцы правой руки, затем - левой. Выполняется по 3 раза в каждую сторону.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение «Улыбка»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть беззвучно губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно [и]. Выполняется 5 раз.

Молча вытянуть губы вперед «трубочкой», соединив при этом ладони перед грудью, разведя локти в стороны. Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Трубочка»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Длительно и  протяжно  произнести  звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение «Щелканье»

И.п. – стоя, прямые руки вытянуты в стороны на уровне плеч.

При команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки. Выполняется 5-10 раз.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение « Коготки»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях  и вставлены перед грудью ладонями вперед,губы растянуты в улыбке.

По команде сильное полусгибание и разгибание пальцев. Выполняется втечение 5-10 сек.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Толстый  хомяк»

И.п.- стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 с).

Вернуться в и.п. Выполняется 5 раз

Упражнение « Болтушка»

Игра «Хлоп – топ»

И.п.- стоя.

Услышав звук бубна, хлопнуть в ладоши, свисток - топнуть ногой. Выполняется по 3-5 раз на каждый звук.

Упражнение « Болтушка»

Релакс - минутка

И.п. - лежа.

Педагог тихим голосом подает инструкцию: «Представьте, что вы лежите на солнышке, дует теплый ветерок, тихо шуршат над головой листья деревьев. По небу плывут пушистые белые облака (Пауза 2 мин.).

 Откройте глаза и медленно встаньте. Сделайте медленный плавный вдох через нос, руки при этом поднимите через стороны вверх,с силой потянитесь,выдохните с силой со звуком [а]».

Комплекс № 2

Дыхательное упражнение « Ракета»

И.п.- стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [о], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

Упражнение « Болтушка»

И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки вытянуты вперед.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед - назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10с.

Упражнение «Улыбка» - «Трубочка»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно  звук [и]. Длительно и  протяжно  произнести  звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение « Накажем непослушный язык»

И.п. - стоя, прямые руки подняты над головой, губы при этом растянуты в улыбке.

Пошлепывание губами кончика широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются. Выполняется в течение 10 с.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение «Щелканье»

И.п. - стоя, прямые руки вытянуты в стороны на уровне плеч.

При команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки. Выполняется 5-10 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Худой  хомяк»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Обнять себя за плечи, втянув щеки, соединить ноги прыжком (3-5 с). Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Коготки»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях  и вставлены перед грудью ладонями вперед, губы растянуты в улыбке.

По команде сильное полусгибание и разгибание пальцев. Выполняется  в течение 5-10 сек.

Упражнение «Болтушка»

Игра «Хлоп – топ»

И.п. - стоя. Услышав звук [о], хлопнуть в ладоши, на звук [у] – топнуть ногой. Выполняется по 3-5  раз на каждый звук.

Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

И.п. - сидя, спина прямая.

Выполняются повороты головы  с сопротивлением. Основанием большого пальца правой  руки приставлено к правой скуловой кости. На вдохе поворачивать голову вправо до ощущения напряжения (5-7 с), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10-15с). Выполняется 2 раза. Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

Комплекс № 3

Дыхательное упражнение « Ракета»

И.п. - стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [у], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

Упражнение « Болтушка»

И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки вытянуты вперед.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед - назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10с.

Упражнение «Улыбка» - «Трубочка»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть беззвучно губы, одновременно развести руки в стороны. Молча вытянуть губы вперед «трубочкой», соединив при этом ладони перед грудью, разведя локти в стороны. Выполняется 5 раз.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение « Окно»

И.п. - стоя, рот закрыт, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

Рот беззвучно широко открывается, кулаки разжимаются, пальцы разводятся с силой. Закрывается рот, пальцы при этом сжимаются в кулаки. Выполняется в течение 5-7с.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение « Качели маленькие»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти напряжены, пальцы плотно прижаты друг к другу, рот широко раскрыт.

Выполняя движения высунутым языком вверх - вниз, двигают кистями рук также вверх-вниз. Движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Щелканье»

И.п. - стоя, прямые руки вытянуты в стороны на уровне плеч.

При команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки. Выполняется 5-10 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Ножницы»

И.п. - стоя или сидя.

По команде «вверх»; в стороны; вниз» изменяют положение рук, разводя при этом пальцы в стороны и сводя их вместе. Выполняется в течение 5-10 с.

Упражнение «Накажем непослушный язык»

И.п. - стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч, губы растянуты в улыбку.

Покусывание кончика широкого языка. Кулаки правой и левой рук поочередно сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 с.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Толстый  хомяк» - «Худой  хомяк»

И.п.- стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 с).

Обнять себя за плечи, втянув щеки, соединить ноги прыжком (3-5 с). Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Игра «Хлоп – топ»

И.п. - стоя. Услышав звук [а], хлопнуть в ладоши, на звук [и] - топнуть ногой. В старшем дошкольном возрасте дети угадывают звук по беззвучной артикуляции педагога. Выполняется по 3 раза на каждый звук.

Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

И.п. - сидя, спина прямая.

Выполняются наклоны головы вправо и влево с сопротивлением. Правая рука через голову, пальцы на уровне левого уха. На вдохе голова наклоняется к левому плечу, оказывая давление на пальцы правой руки 10 -15с. Повторяется 2 раза. 

Аналогично упражнение выполняется в другую сторону.

Комплекс № 4

Дыхательное упражнение « Ракета»

И.п. - стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить еще раз, только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз. Выполняется 2 раза (с плавным, затем с резким выдохом).

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Крокодил маленький»

И.п. - стоя, запястья и кисти рук  плотно соединены, руки согнуты в локтях, кисти расположены одна над другой, запястья плотно соединены.

Широко раскрывать и закрывать рот, сопровождая движением рук, имитирующих  движения пасти крокодила: рот широко открыт; кисти разведены, одна вверх, другая вниз пальцы при этом напряжены и разведены с силой. Закрывая рот, кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются  движением глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрыта - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Улыбка - Окно»

И.п. - стоя, руки опущены вдоль тела.

Прямые руки разводятся в стороны, при этом поочередно все пальцы образуют «колечки» с большими - «пальчики здороваются», разомкнутые губы растягиваются в улыбке. Прямые руки подняты вверх, пальцы сжимаются в кулаки, рот широко открыт. Выполняется 5 раз.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение «Накажем непослушный язык»

И.п. - стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч, губы растянуты в улыбку.

Покусывание кончика широкого языка. Кулаки правой и левой рук поочередно сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10с.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Толстый  хомяк» - «Худой  хомяк»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 с).

Обнять себя за плечи, втянув щеки, соединить ноги прыжком (3-5 с). Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Качели маленькие»

И.п. - стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти напряжены, пальцы плотно прижаты друг к другу, рот широко раскрыт.

Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз, двигают кистями рук также вверх - вниз. Движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.

Упражнение «Щелканье»

И.п. - стоя, прямые руки вытянуты в стороны на уровне плеч.

При команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки. Выполняется 5-10 раз.

Упражнение «Болтушка»

Игра «Хлоп – топ»

И.п. - стоя. Услышав звук [у], хлопнуть се по коленкам, звук [а] - подпрыгнуть на двух ногах.  Выполняется по 3 раза на каждый звук.

Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

И.п. - сидя, спина прямая.

Выполняются повороты головы  с сопротивлением. Основанием большого пальца правой  руки приставлено к правой скуловой кости. На вдохе поворачивать голову вправо до ощущения напряжения (5-7 с), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10 - 15с). Выполняется 2 раза.

Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

Комплекс № 5

Дыхательное упражнение « Геометрические фигуры»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч.

Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вверх). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком [о], руки в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком [а], руки при этом рисуют в воздухе треугольники. Выполняется по 1 разу (каждая фигура).

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Крокодил большой»

И.п. - стоя, запястья и кисти рук  плотно соединены, прямые руки вытянуты вперед и расположены одна над другой.

Широко раскрывать и закрывать рот, сопровождая движением рук, имитирующих  движения пасти крокодила: рот широко открыт; кисти разведены, одна вверх, другая вниз пальцы при этом напряжены и разведены с силой. Закрывая рот, кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются  движением глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрыта - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3- 5 раз.

Упражнение « Болтушка»

Упражнение «Накажем непослушный язык»

И.п. - стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч, губы растянуты в улыбку.

Покусывание кончика широкого языка. Кулаки правой и левой рук поочередно сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10с.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Ножницы»

И.п. - стоя или сидя.

По команде «Правая рука вверх, левая вниз; левая в сторону, правая вверх»; и т. п. дети изменяют положение рук, разводя при этом пальцы в стороны и сводя их вместе. Выполняется в течение 5-10с.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Качели большие».

И.п. - стоя, прямые руки вытянуты перед грудью, кисти напряжены, пальцы плотно прижаты друг к другу, рот широко раскрыт. Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз, двигают кистями рук также вверх - вниз. Движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Запасливый хомяк»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Прямая правая рука вытянута в сторону, пальцы при этом разведены с силой, левая рука согнута в локте, ладонь на животе, надуть правую щеку (3-5с), левая рука в сторону, правая на животе, надуть левую щеку (3-5с). Выполняется 5-10 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Часики большие»

И.п. - стоя, руки вытянуты вперед перед грудью ладонями вперед,пальцы правой руки плотно прижаты друг к другу (ладошечка - «дощечка»).

Движение языка снаружи полости рта с одновременным движением кистей рук и глаз вправо - влево (голова при этом неподвижна). Выполняется 5 раз.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение «Щелканье»

И.п. - стоя, прямые руки вытянуты в стороны на уровне плеч.

При команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки. По показу взрослого руки меняю положение-правая вверх,а левая в сторону;левая вперед, а правая вниз и т.п. Выполняется 10 раз.

Упражнение «Болтушка»

Игра «Хлоп – топ»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком [п], левой - со звуком  [б].  Выполняется по 3 раза на каждый звук.

Упражнение на релаксацию мышц рук.

И.п. - стоя, руки опущены вдоль тела.

Руки согнуты в локтях перед грудью, сжать с силой кулаки, затемразжать. Вытянуть руки вперед, раздвинув пальцы. Постараться поочередно подвигать напряженными пальцами. Снова с силой сжать кулаки, согнув руки в локтях, подержать их в таком состоянии 10с, разжать и максимально расслабить, уронив расслабленные руки вниз вдоль тела. Повторить 2-3 раза.Сомкнуть плотно ладони, каждой рукой ощущая сопротивление,пальцы прижаты друг к другу. Не разъединяя ладоней, развести с силой пальцы и покачать кистями к себе – от себя, вправо- влево. Расслабить руки, уронить их вниз вдоль тела.

Приложение 2

Упражнение «Колечко»

 Поочередно соединять пальцы рук (указательный, средний, безымянный, мизинец) в кольцо с большим пальцем. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Заяц-кольцо»

 Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Упражнение «Заяц-коза-вилка»

Начинаем комплекс с упражнения «Заяц-коза», затем переходим на упражнение «Заяц-коза-вилка».

«Заяц» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

«Коза» Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони.

«Вилка» Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Затем усложняем ,меняя очередность.

Упражнение «Лягушка» или «Кулачок-ладошка»

 Во время выполнения упражнения можно проговаривать текст: «Кулачок-ладошка , я иду как кошка». Положить руки на стол (колени).Одна рука сжата в кулак , другая лежит на плоскости (ладонь).Одновременно менять положение рук.

Упражнение «Кулак—ребро—ладонь»

 Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется упражнение сначала ведущей рукой, далее - другой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз.

Упражнение «Ухо—нос»

 Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...