Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».
консультация по логопедии

Яковлева Наталья Егоровна

Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.

У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены;

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках.

Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи..

Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает

- межзубное, боковое произношение свистящих;

-дефект смягчения свистящих, в связи со спастическим напряжением средней спинки языка;

- дефект озвончения (при спастичности голосовых связок), а при их паретичности — дефект оглушения

Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.

Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

- значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

- необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

- опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

- соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Логопедическая работа по постановке свистящих звуков у детей с дизартрией.

Работа над к звуком ведется в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука, формирование первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

 Подготовительный этап:

  • уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата,  нормализация мышечного тонуса (массаж);
  • обязательно развитие речевого дыхания и голоса, так как самая интенсивная выдыхаемая струя воздуха требуется для произношения свистящих звуков. )

Сначала учим выдыхать на кончик языка. (Язык лежит на нижней губе, на его кончик «клеим» квадратик бумаги – улыбнуться и сдуть «снежинку»).

Затем сдуваем лёгкие предметы с ладони (если не получается со «снежинкой»). При этом следить, чтобы щёки не надувались. Постепенно отодвигаем ладонь с предметом до расстояния вытянутой руки.
 Когда ребёнок научится сдувать «снежинку» с кончика языка, то учим его, опускать язык ниже. 

  • формирования артикуляционного праксиса ( А.Г для свистящих). индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода.
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа
  • Развитие общей и мелкой моторики.

На этапе постановки у дизартриков в первую очередь учитываются компенсаторные (сохранные) и индивидуальные возможности ребенка. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.

Логопедическую работу по преодолению нарушения свистящих звуков начинают с постановки и автоматизации звука [с]. После автоматизации этого звука ведется аналогичная работа по постановке и автоматизации звука [с'], затем со звуками [з, з'], а затем со звуком [ц]. 

Способы постановки звука [C]:

  1. По подражанию.
  2. Механический способ.
  3. Смешанный способ.

Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи.

 

1. Объяснение правильной артикуляции звука перед зеркалом  (улыбнуться,  поставить зубки друг на друга заборчиком, кончик языка за нижние зубы, боковые края прижаты к коренным зубам, передняя часть спинки языка приподнимаетсяи посвистеть или подуть на кончик языка ( сначало не говорить что говорим звук ССС иначе воспользуется своим старым произношением.) Автоматизируем в слогах СА-СЭ-СЫ (СО-СУ не брать, т.к губы вперед)

2.Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук [с], используем специальные упражнения на имитацию некоторых действий:

      - игра «Насос», песенка воды, свисток чайника

      - легкий ветер

- воздушный шарик сдувается (с-с-с-с).  

3."Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

  1. от «Горочки» - дуем на горку, сначало с открытыми зубами, потом в упр.заборчик. Помогаем зондом удерживая кончик внизу.
  2. От звука Т

Просим ребенка сказать звук Т как обычно, а потом протянуть его дольше ТССССССССССС, получается что то похожее на свист, чтобы звук стал четким просим широко улыбнуться и подровнять зубки заборчиком ( или поправить с помощью зонда)

  1. от слога Та (при его произнесении спинка приподнимается как при С), ребенок произносит несколько раз ТА-ТА, а мы палочкой опускаем кончик языка вниз, получается СА
  2. От звука Ш

Шипит, просим подвинуть язык в зубам и опускаем кончик вниз

  1. От звука Ц

Ц состоит из двух звуков Т и С, нужно отделить эти два звука. Просим ребенка протянуть долго звук ЦССССССССССС, а второй раз просим его произносить звук с прерыванием выдоха ЦССС –СС-СС, и к последнему звуку добавить гласную ЦС –ССА. ЦС –ССЭ. Сообщаем ребенку что он научился говорить звук С и автоматизируем

  1. Губно-зубной ФФФФФФ

Ребенок произносит ФФФФФ, оттягиваем рукой нижнюю губу вниз и просим ребенка поставить зубы заборчиком. Помогаем зондом

8. Исправление межзубного произношения.

Просим ребенка сказать его обычный звук С, предложить зажать зубы, поставить их друг на дружку и сказать его обычный звук С. Несколько раз поиграть в игру «Кто дольше сможет разговаривать с зажатыми зубами»

Или помогаем убрать кончик зондом за зубы.

Звук З

Те же способы

Если поставлен звук С, то просим посвистеть громко и звонко ССС_ЗЗЗ, положить ладошку на горлышко и проверить работу голосовых связок

Звук Ц

-по подражанию. Пальчик к носу тихо! ЦСС

- от звука Т. Сказать, что при произнесении звука Т кончик языка наверху, а ты попробуй сказать звук Т с опущенным за нижние зубы кончиком. Или держать кончик палочкой и говорить звук Т

-многократное и быстрое произнесение звуков ТС

Автоматизация свистящих звуков у детей с дизартрией.

Автоматизация (закрепление вызванного звука) является самым сложным и длительным этапом логопедической работы при дизартрии.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно, ДОЛГО СИДИМ НА СЛОГАХ), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены.

Игры на автоматизацию свистящих и [Ц]

  • «Ленты».
  •  «Сундучок с драгоценностями». Берем сундучок или шкатулочку, отдельно много украшений и безделушек. Задание непростое: найти «драгоценности», в названиях которых есть свистящие, проговаривая Я  КЛАДУ В СУНДУК  золотой или серебряный браслет, золотой шарик, серебряное кольцо.
  • «Угости Зою сладостями» – нужна иллюстрация с изображением девочки (да кого угодно: мальчика, котика, рыбки), из картона вырезаем заготовки в виде конфет. На одну сторону «конфеты» наклеиваем изображение предмета, название которого начинается на тот звук, который необходимо автоматизировать, например [С]. Предыстория: Зоя очень любит сладости. Давай ее угостим! Ребенок должен выбрать те «конфеты», на которых изображен предмет на букву С. Произнес правильно слово, можно угостить Зою, нет – конфетку забирает взрослый.
  • Игра «Сказочные животные»

Задания на добавление деталей к заготовке рисунка: чудесная игра, которую можно использовать не только на логопедических занятиях. Итак, на бумагу ставим отпечатки пальцев, измазанных негусто краской, в произвольном порядке. Предлагаем дальше дорисовать такие детали к отпечаткам, чтобы получились предметы или живые существа, в названиях которых есть нужные для автоматизации звуки.


Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции свистящих звуков у детей с дизартрией

  1. В связи с тем, что дизартрия это органическое поражение центральной нервной системы при коррекции свистящих звуков требуется обязательное медикаментозное лечение для обеспечения питания ЦНС, которое назначает невролог. Но в большинстве случаев  родители не понимают необходимости обращения к неврологу.  В результате чего значительно удлиняются  сроки коррекции,  которая в свою очередь, требует больших усилий от логопеда и ребенка.
    А еще медикаментозным лечением снимается отрицательное отношение ребенка к логопедическим воздействиям. 
    2.  Длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Это связано с наличием ММД (минимальная мозговая дисфункция) у детей с дизартрией, которая выражается в нарушении деятельности мозга (плохое кровообращение и вследствии плохое питание мозга): снижении работоспособности, памяти, устойчивости внимания и т.п. А процесс автоматизации – выработка условно-рефлекторных связей.
    3.«Кабинетный эффект». Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению.

4. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией

Пути решения проблем в процессе постановки и автоматизации свистящих звуков:

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.

 Тесная работа с родителями ребенка и с неврологом.

Большое внимание следует уделять выработке кинестетических ощущений от движения и тонуса артикуляционной мускулатуры. Эти ощущения усиливаются при выполнении упражнений с закрытыми глазами.
 Формирование активной позиции ребенка, его мотивация к улучшению речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков "Чудо-Юдо"

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков "Чудо-Юдо"...

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков

Данный материал  представляет собой систематизированный материал по проблемам коррекции произношения звуковПодробнее: https://www.labirint.ru/books/112171/...

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков «Чудо-Юдо» Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо...

Автоматизация свистящих звуков у детей.

Дидактический материал для логопедов....

В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Автоматизация свистящих звуков у детей

Альбом содержит лексический и иллюстрированный материал для автоматизации звуков С, Сь, З, Зь, Ц и может использоваться родителями для закрепления в речи поставленных звуков....