Устное народное творчество как средство развития детской речи
консультация по развитию речи

Муравьева Елена Валерьевна

Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Устное народное творчество

как средство развития детской речи»

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровища богатейшего русского языка открываются перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Но наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. В семье оно так обычно и происходит. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, прибаутку, и загадку: ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо самим заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Русский язык ни с чем несравним по образности, поэтичности и точности. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают свое влияние на язык ребенка, и, чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов. Однако, обычная разговорная речь с детьми (рассказ, беседа) должна быть по возможности образна и вразумительна. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям: они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них и становятся самостоятельными. Например: конь-вороной, коровушка-буренушка, алый цвет, маков цвет, красно солнышко, светлый месяц, травушка-муравушка и другие выражения, связанные с национальными образами, с явлениями родной природы. Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых: сказанные логопедом или воспитателем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Нужно только употреблять их по назначению, а не для придания речи «красивости». Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.

«Ясный месяц появился»- ласково встречает воспитатель ребенка пришедшего в детский сад после болезни.

«Поспешишь - людей насмешишь»«Ахи да Охи не дают подмоги»«Сделал дело – гуляй смело» - во время занятия или одевания на прогулку.

«Умелые руки не знают скуки» - во время труда.

От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или еще хуже - заучивали их. Мы должны быть довольны уже тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием. Если в языке детей промелькнет поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой логопеду и воспитателю.

Одним из интереснейших вопросов в связи с рассмотрением народности языка является наличие в русском разговорном языке разнообразие говоров, произношений, интонаций.

В языке ребенка эти особенности неизбежны в силу того, что учится говорить так, как говорят окружающие его взрослые. В этой области детским садом должна быть проделана тщательная работа: из языка детей нужно устранить местные слова, выражения, следить за правильной расстановки ударений в словах. Легко представить, как усложниться речь ребенка, если эти особенности закрепятся в ранние годы его жизни. Поэтому приобщение детей к устному народному творчеству требует от педагога высочайшего мастерства.

При отборе фольклорного материала логопед должна учитывать возрастные особенности детей, использовать наглядные средства.

Остановимся на сложившихся формах словесного народного творчества и их воспитательной ценности.

Приговорками, припевками, частушками издавна пользуются в воспитании детей, особенно для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы как одевание, купание требуют сопровождение словом (с гуся вода, с Танюшки - худоба).  Или: Водичка, водичка, умой мое личико,

   Чтоб глазки блестели,

   Чтоб щечки краснели,

   Чтоб смеялся роток, да кусался зубок.

При укладывании спать – Баю – баюшки – баю,

Баю доченьку мою.

Приди котик ночевать,

Мою доченьку качать

Имеется целая группа игр с детьми раннего возраста, основанных на русском народном творчестве и направленных на развитие движений. Речевое начало этих игр настолько ярко, что их без преувеличения можно назвать первым приобщением ребенка к культуре своего родного языка («Ладушки»«Сорока-белобока»«Пальчик-мальчик»). В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка: надо почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям.

Утка шла по бережку,

Сера по крутому,

Вела деток за собою:

И малого, и большого, и среднего, и меньшого,

И самого любимого! (загибают пальцы)

Кто прошлепал, кто протопал?

Гусь протопал, гусь прошлёпал!

Щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь вытянул шею и шипит: «Ш-Ш ШШШ»

Но приходит пора и на смену приходят более сложные формы народного и словесного творчества.

Поговорки и пословицы – краткие изречения заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям 6 -7 лет.

Обращенные к детям пословицы, поговорки могут открыть им некоторые правила поведения, морали (поспешишь – людей насмешишь.) поэтому их правильнее употреблять в тот момент, когда на лицо есть факты, обстоятельства. Тогда ребенку будет понятен их смысл.

Загадки – как форма словесного народного творчества, образной народной речи получила большое признание в работе детского сада. Это полезное упражнение для ума.

Дети должны распознать вещи, явления, качество, признаки. Поэтому загадки надо подбирать близкие опыту детей. Ведь дело не в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа.

Наиболее смышленые дети сами любят придумывать загадки. Важно выбрать существенные признаки, обозначить их словом, может даже найти рифму (висит на дереве с одной дверью)Народные загадки приучают детей к острой и живой мысли. Она служит развитию ума и языка, открывая для ребенка окружающий мир.

Скороговорки. Заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей применять формы языка хорошо звучащие, поддаются быстрому произношению (коси коса, пока роса; на дворе трава, на траве дрова) легко запоминаются. Особенно полезны скороговорки детям с неповоротливым языком. Это прекрасная гимнастика речи. Но злоупотреблять ими ни в коем случае нельзя.

 Сказки. Гениальными произведениями русского народного творчества являются русские народные сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родного языка. Доступное понимание добра и зла, воспитывают добрые качества.

Читать ли детям сказку или рассказывать её? Когда сказка читается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями. Перед ним стоит текст, в который надо заглядывать. Рассказывание сказок, является большим искусством. Ведь дети всегда просят нас рассказать им сказку, а не прочитать её. Дети и сами любят рассказывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит образным красочным языком. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры, особенно у детей старшего дошкольного возраста.

Драматизация сказок приучает переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас ребенка, развивает память, речь. Драматизируя сказку, ребенок пользуется её языком. То, что он слышал, становится его собственным достоянием.

В играх – драматизациях дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок становится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи.

Также ценны народные игры. Пока дитя еще мал, все игры обращены индивидуально к нему, но вот ребенок подрос, и характер игр меняется. Народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, память. В народной игре используется считалка.

Считалки занимают большое месть в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движениями. Это игры хороводные. Здесь действие осуществляется в ритме, словах и тексте. Здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Отсутствие дидактических задач, делает эти игры свежими, привлекательными, не надоедающими («Каравай»«Жмурки»). Широкое применение этих игр во всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в поколение.

Велико и песенное богатство русского народа. Колыбельная песня по мнению народа - спутник детства. Образа, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (котенка – коток, собачка, заинька, гуленьки) они несут в себе пожелание добра и благополучие своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. В процессе ознакомления с колыбельной песней дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой (где спали дети, приобщаются к культуре русского народа.

Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (люли – люли-люленьки, баю-баю-баиньки) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка.

«Спи-ка, Маша, солнышко

Спи-ка, житно зернышко,

Спи моя родная,

Рыбка золотая».

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые образы (кот, зайка и т. д.). к тому же положительные эмоции, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость.

Ещё одна важная потребность – потребность в общении. Дети общаются друг с другом, высказывают свое мнение, выслушивают друг друга, обмениваются впечатлениями.

Поэтому, родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Литература:

1. «Русское народное творчество в детском саду» А. П. Усова.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Князева

3. «Народное искусство в воспитании детей» Т. С. Комарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей 1-ой младшей группы к произведениям художественной литературы и устного народного творчества для выразительности детской речи и речевого общения.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.      Научившись сопереж...

Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"

Консультация на тему:«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»        Воспитатель:Мачкалян...

Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.

Данный  материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете, для ознакомления педагогов цент ра с формами развития речи детей раннего возраста....

Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"

Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использоват...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...