Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Именительный падеж множественного числа существительных»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Андреева Ольга Николаевна

Учить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме:

«Именительный падеж множественного числа существительных»

Составила

учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва

 Именительный падеж множественного числа существительных

Цель: научить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа.

Коррекционно –образовательные задачи:

-упражнять детей в употреблении именительного падежа множественного числа существительных;

-постановка вопросов и ответы на них;

-согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе;

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие слухового внимания; зрительного внимания; зрительной памяти;

 Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Здоровьесберегающие:

-расслабление лицевой мускулатуры;

-снятие импульсивности;

Оборудование: демонстрационные картинки: пирамидки, кубики, утята, котята, петухи, попугаи, овалы, дома, ластики, линейки, пеналы;

предметные картинки по серии «Один-много»: майка-майки, панама-панамы, альбом-альбомы, билет-билеты, ива-ивы, кот-коты, паук-пауки, ветка-ветки, конфета-конфеты, нитка-нитки, кепка-кепки, муха-мухи, петух-петухи, окно-окна, мак-маки, венок-венки, конь-кони, охотник-охотники

Ход работы

I.Вводная часть.

1.Приветствие.

-Здравствуйте, ребята!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то                      
Просто и мудро
При встрече здороваться!                    
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым, доверчивым!
И
доброе утро длится до вечера!

2. Припоминание и называние живых и неживых предметов.

II. Основная часть.

1. Упражнение в употреблении единственного и множественного числа существительных в диалогической речи.

Игра «Назови предметы».

Инструкция логопеда: «Будем учиться называть один предмет и много одинаковых предметов. Задавать вопросы и отвечать на них по образцу:

-Кто это? - Это утёнок. Кто это? - Это утята.

-Что это? – Это кубик. Что это? – Это кубики.

Дети по очереди выходят к столу. Один задаёт вопрос, показывая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребёнок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями.

Игрушки (утёнок-утята, котёнок-котята, петух-петухи, попугай-попугаи, овал-овалы, дом-дома, мяч-мячи, линейка-линейки, ластик-ластики, пенал-пеналы, кукла-куклы и т. п.).

2. Игра «Раз-два-три» - дети открывают конверты, вынимают и рассматривают картинки из серии «Один-много», по цепочке называют предметы парами.

 Образец: петух – петухи

Картинки: майка-майки, панама-панамы, альбом-альбомы, билет-билеты, ива-ивы, кот-коты, паук-пауки, ветка-ветки, конфета-конфеты, нитка-нитки, кепка-кепки, муха-мухи, окно-окна, мак-маки, венок-венки, конь-кони, охотник-охотники.

3. Игры на развитие зрительного внимания и памяти с использованием 6 картинок: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

4. Самомассаж лицевых мышц (по книге Т. А. Куликовская «Массаж лицевых мышц»). Первый комплекс: «Солнышко проснулось».

5. Развитие слухового внимания.

Игра: «Нос-потолок-пол».

При произнесении слова «нос», детям надо показать пальцем на свой нос.  «Потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называем нос, а показываем на пол. Дети должны всегда показывать в правильном направлении.

6. Физкультминутка.

 Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали! (Встали.)

7. Игра: «Эхо» - упражнение с мячом. Образование именительного падежа множественного числа существительных по образцу: дом-дома.

Слова: кубик, окно, улитка, котёнок, петух, телёнок, вагон, улитка, утюг, мяч, лист, конь, перо, платье, дерево, ветка, корень, дуб.

8. Договаривание предложений – упражнение в согласовании глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе по предметным картинкам:

На заборе сидит и кукарекает …

В деревне по утрам голосисто поют …

По полю мчится гнедой …

На лугу пасутся …

В моей комнате большое светлое …

В моём доме большие светлые …

На ветке сидит …

Во всех углах плетут паутину …

III. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».

Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"

План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...