Мастер-класс для учителей- логопедов "Работа логопеда над преодолением синкинезий"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Копцева Елена Николаевна

Цель мастер-класса - уточнить  теоретические аспекты  данной проблемы  и практическая реализация- подбор и выполнение упражнений, способствующих устранению данных дефектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_temu.docx296.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на РМО учителей-логопедов на тему :   «Работа логопеда над преодолением синкенезий»

Подготовила: учитель-логопед  Копцева Е.Н. МКДОУ ЦРР д/сад №10 г. Россоши.

Слайд  1.   Понятие, причины, виды синкинезий.

  • Синкинезия (непроизвольные содружественные движения) — врожденное отклонение, связанное со своеобразным формированием определенных зон в головном мозге. Синкинезия является признаком недостаточной дифференцированности движений, когда при выполнении требуемого движения включаются ненужные для него мышцы. Она появляется, когда один из центров мозга берет на себя функции соседних центров. Например, участок, ответственный за движения, производимые большим пальцем руки, берет на себя еще и чужие функции: другого пальца, руки или ноги, языка, для которых в мозге не сформировались свои центры. Это:

 движения  языком;

болтание ногами;

 поднимаются и напрягаются плечи;

задерживается дыхание;

 когда должна работать одна рука, вторая никак не случается и идет в работу тоже, появляются мимические и оральные оживления, что в комплексе усложняет всю деятельность.

 Причины:

  • Расстройства центральной нервной системы (ЦНС).
  • Нарушения работы коры головного мозга (КГМ).
  • Нарушения общего мышечного тонуса.
  • Дизартрия.
  • Неправильная работа мимической мускулатуры.
  • Черепно-мозговые травмы.

Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.

Слай 2.  Виды синкинезий    Схема.

Слайд 3  Синкинезии в логопедии . Фото

Слайд  4. Влияние синкинезий на речевое развитие ребенка.

Сохранение  и эволюционирование  оральной синкинезии может пагубно сказаться на формировании речевого аппарата и тормозить  формирование целенаправленных  артикул. движений. Как следствие, возникает ряд логопедических проблем, обретающих тенденцию к сохранению на протяжении всей жизни:

  • Расстройство произношения согласных и гласных (усредненность/редуцированность);
  • Палатализация (ощутимое смягчение твердых звуков);
  • Межзубное, боковое и небное воспроизведение шипящих и свистящих звуков;
  • Общая смазанность речи, ощущение наполненного рта больного при разговоре.

Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания. Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность, ведь его энергетический запас “съедается” сопутствующими, ненужными движениями.

Слайд 5. Диагностика.

Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.

Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:

стояние поочередно на одной ноге под счет до 5;

вытянуть одну ногу и руки вперед, закрыть глаза и попытаться удержать это положение под счет до 5;  прыжки на месте;  марш под счет  и т.д.

Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др. Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт.

Слайд 6.  Задачи логопеда по преодолению синкинезий.

Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах. Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Синкинезия — это не неизлечимое заболевание, от нее вполне можно избавиться, заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждая составляющая двигательного акта получила свой “центр управления” в головном мозге. Таким детям нужен комплексный подход:  курсы терапевтического массажа, логопедического массажа, ЛФК, при дизартрии- медикаментозное лечение.    Методики, разработанные специалистами для работы с подобными проблемами, базируются на двигательных упражнениях. (Сиротюк А.Л., И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько )  Для устранения непроизвольных движений нам необходимо, чтобы мозг понял, что, например , руки и язык это разные органы, и когда двигаются руки, язык не должен работать! И научить мозг мы можем двумя способами:

 1)С помощью упражнений синкинезии переводятся из непроизвольных движений в произвольные  

2) Второй способ связан с блокировкой синкинезий, также за счет произвольного внимания.

1. Кинезиологические  упражнения  ( в комплексе 4 вида)

2.Артикуляционные упражнения  ( с добавлением движения руки)- биоэнергопластика.

3.Нетрадиционные артикуляционные упражнения с предметами.

 4. Активная  артикуляционная гимнастика   с включением произвольного компонента ( осознанное выполнение)

Выполнение вместе с присутствующими

Слайд 6.       Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления  гармонизируют работу головного мозга.Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С каждым днём упражнения могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.

Слайд  7.      Глазодвигательные упражнения.   Схема

 Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

Движения по четырём направлениям и диагоналям. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7с) с фиксацией в крайних положениях.

Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка(глаза и язык вправо—вдох, пауза, в исходное положение—выдох и т.д.).

«Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма.  

Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза.

Слайд 8.  

2.       Двигательные упражнения  (с картинками)

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

·        Кулак—ребро—ладонь.

      Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Ребёнок повторяет 8-10 раз. Выполнение руками сначала поочерёдно, затем совместно.

·        Колечко.

 Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. 8-10 повторений.

·        Лягушка.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

·        Лезгинка.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций с ускоряющимся темпом.

Слайд 9.

3.       Упражнения на дыхание. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.  « Гуси летят», «Кипящая каша» и др.

·        Ныряльщик.

Исходное положение—стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть—открыть нос и сделать выдох.

Слайд 10.

   Перекрёстные движения. Способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

·        Ухо—нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

·        Мельница.

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

·        Перекрёстное марширование.

Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

Слайд 11.    Релаксация телесная.

·        Огонь и лёд.

По команде «огонь» - интенсивные движения телом, по команде «лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

·        Сорви яблоко.

Исходное положение—стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое провести для левой руки.

·        Тряпичная кукла и солдат.

Исходное положение—стоя. Ребята, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.

Слайд 12- 13  Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой.

Ко всем классическим арт упражнениям добавляется движение руки или рук, однонаправленные или разнонаправленные

фото

Слайд  14.Нетрадиционные  артикуляционные упражнения

 с твердым шариком или бусинкой

Диаметр шарика –1.5 -3 см, длина веревочки – 60 см, веревочка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1.двигать шарик языком по горизонтально натянутой на пальцы обеих рук веревочке вправо-влево.

2двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх(вниз шарик падает свободно)

3. Толкать шарик языком вверх-вниз, веревочка горизонтальная.

4. Ловить шарик губами, потом сильно выталкивать его.

Примечание: Во время работы логопед держит  веревочку в руке, шарик должен быть индивидуальным

Слайд 15

Артик. упражнения с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. 

Можно  использовать  во время выполнения упражнения  пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность, упражнение “Весёлые перчатки”, массажный тренажёр, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, прищепки, су-джок шарик. ёмкости с песком, фасолью, пуговицами и т.п.

Слайд 16

Нетрадиционные приемы артикуляционной гимнастики   (с продуктами питания)

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая форма у дизартрии - М.: АСТ – Астрель Хранитель, 2006.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование, 1994.

  1. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие.—М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию

В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (кор...

Мастер-класс "Простые советы учителя-логопеда,формируем вместе звуки"

Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Мастер класс от логопеда.тема: "Секреты учителя - логоопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер-класс по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Чудо-игры»

М.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Пушкарева Марина Владимировна, я учитель-логопед МКДОУ № 4 г. Аши.А.Ю.: А я воспитатель логопедической группы Бахарева Алена Юрьевна.М.В.:  Тема н...

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....