Игротека "Пальчиковый игротренинг" для педагогов и родителей
картотека по логопедии

Миронова Наталья Олеговна

Игротека включает комплекс игровых упражнений ,который повышает эффективность коррекционно-логопедическую образовательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игротека

«Пальчиковый игротренинг»

                                          Пальчиковый игротренинг

Встали как-то утром в ряд

Десять маленьких утят.

Посчитались,

Удивились,

На две группы разделились

Перышки почистили,

Головкой повертели,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.

Показать десять пальцев.

Посчитать пальцы.

Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят.

Руки в стороны, пальцы растопырены.

Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.

Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.

Хватательные движения клювами- пальцами.

Пальцами «пробежаться» по столу.

        Ириски от киски (а, у, и, ы, о)

В гости к нам явилась киска.

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку.

Псу, зайчонку, петуху.

Рады, рады все гостинцам!

Это видим мы по лицам.

Все захлопали в ладошки.

Побежали в гости к кошке.

Из пальцев «сделать» «киску». Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски».

Из пальцев «сделать» указанных в тексте «персонажей».

Из обоих кулаков одновременно и энергично «выбросить» пальцы.

Показать раскрытые ладони.

Хлопать в ладоши.

Пальцами «пробежаться» по столу.

      Мышка мыла лапу, (ы, а)

Мышка мылом мыла лапку,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила Большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь,

И краску.

Средний мылила усердно

(самый грязный был, наверно).

Безымянный терла пастой —

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла:

Очень он боялся мыла!

Одной рукой «мыть» другую.

Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.

Всеми пальцами сначала правой, а потом  левой руки «намыливать» большие пальцы. То же — с указательными пальцами.

То же — со средними пальцами.

То же — с безымянными пальцами.

Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы.

       Дружная семья, (э, я)

Эх! — вздохнул Большак,—

Устал!

Много дров я накидал.

- Эй! Указка! Просыпайся!

Быстро в школу собирайся.

 Эдак можно все проспать!

Середняк, кончай зевать!

Безымянный марш во двор!

Повалился наш забор.

Вам с Мизинчиком — чинить,

Мне же - кашу вам варить.

Сжать кулаки, поднять большие пальцы. Согнуть большие пальцы.

Постучать выпрямленными большими пальцами по столу.

Большими пальцами постучать по указательным.

Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом.

Махнуть руками.

Большими пальцами постучать по средним.

Большими пальцами постучать по безымянным.

Кистями обеих рук «упасть» на стол. Большими пальцами постучать по мизинчикам.

Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу».

     Наши пальцы (п-б).

Пальцы встали дружно в ряд:

Десять крепеньких ребят.

Эти два — всему указки.

Все покажут без подсказки.

Пальцы — два середнячка,

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти — безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца — коротышки,

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них,—

Два больших и удалых.

Показать ладони с выпрямленными пальцами,

Сжать пальцы в кулаки.

Показать два указательных пальца.

 Пальцы придерживать большими. Показать два средних пальца.

Пальцы придерживать большими. Показать безымянные пальцы.

 Остальные придерживать большими. Показать мизинцы. Все остальные пальцы придерживать большими пальцами.

Показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки.

      Дом на горе (к, г).

На горе мы видим дом.

Много зелени кругом.

Вот — деревья, вот — кусты,

Вот — душистые цветы.

Окружает все забор.

За забором — чистый двор

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся:

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук...

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.

Кистями рук сложить «домик»

Волнообразные движения кистями рук.

Руками сделать «деревья», «кусты»

Пальцами показать «бутон», «распускающийся цветок».

Пальцами показать «забор»

Погладить ладонями стол

Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются»

Пальцами «пробежаться» по столу Постучать кулаками по столу.

Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться».

Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.

      Угощение гномов, (к, г)

Стали гномы гостей

Приглашать

Стали гномы гостей

Угощать.

Каждому гостю

Досталось варенье.

Пальчики склеило

То угощение.

Плотно прижалась

Ладошка к ладошке

Гости не могут

Взять даже ложки!

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Затем - наоборот.

«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.

Последовательно, начиная с большого, «склеить» соответствующие пальцы на обеих руках.

Прижать ладони одна к другой.

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны - «удивиться»

            Чехарда (к,г)

У кошки было пять котят,

А у гусыни — пять гусят.

Детишки резвые в саду

Сыграть решили в чехарду.

У гусят-то — крылышки,

У котяток — лапки.

На крылышках-то — перышки,

На лапочках — царапки.

Перышки-то — мягкие,

Легкие пушинки.

Коготки-то острые

Больно ранят спинки.

Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку».

Показать пять пальцев на левой руке, сделать них «гуся».

Кистями рук «перепрыгивать» одна через другую несколько раз (на столе)

Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»;

«Цапки-царапки»,

Пошевелить пальцами обеих рук.

Показать «цапки-царапки».

Погладить каждый палец сначала на правой том на левой руке.

«Цапками-царапками» поскрести по столешнице.

       Бойцы-молодцы (г, к, х)

Пальцы эти — все бойцы,

Удалые молодцы.

Два - больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два - гвардейца-храбреца,

Два - сметливых молодца.

Два - героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки!

Приподнять два больших пальца Приподнять указательные пальцы.  Приподнять средние пальцы.

Приподнять безымянные пальцы.

Приподнять мизинцы.

Хлопнуть ладонями по столу.

Растопырить пальцы на обеих руках. Сжать пальцы в кулак

Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу.

А коза давай бодать,

По кустам его гонять!

Волк помчался по дороге,

И едва унес он ноги!»

Вокруг кустов бегает волк. Пальцами пробежаться по столу.

     Цыплята, (ц) Пять цыпляток,

Пять комочков

Во дворе стоят у бочки.

Захотелось им напиться.

Из щелей течет водица.

Возле лужицы Цыплятки пьют.

У всех озябли лапки.

Вот поджали коготочки,

Побежали греться

К квочке.

Большой и указательный пальцы — «клювик», остальные прижаты к ладони — «головка цыпленка»

Все пальцы сжаты в кулак.

Пальцами изобразить «бочку». Приоткрыть пальцы-«клювики». Перебирать пальцами, опуская руки сверху - вниз,— «струйки воды».

Показать, как пьют цыплятки, запрокидывая головки назад.

Пальцы дрожат мелкой дрожью.

Прижать скрюченные пальцы к ладони.

«Пробежаться» пальцами по столу.

      Мышка и кошка (ш, ж)

Мышку кошка обижала,

Мышка в норку забежала.

Погрозила кошке злой:

«Разберусь еще с тобой!

Станешь чистить свою шубку,

Я с тобой сыграю шутку!

Вылью быстро банку с клеем,

Коготки твои я склею.

Долго в душе будешь мыться,

Но не сможешь ты отмыться!

Пальцами правой руки изобразить мышку, пальцами левой — «кошку». «Мышка» забегает в «норку», сделанную пальцев левой руки.

Погрозить пальчиком правой руки «кошке».

Обеими руками изобразить движения «Кошка умывается».

Хлопнуть ладонями о стол.

Пальцами изобразить «банку», наклонить ее.

Пальцы на обеих руках «склеились». Потереть каждый палец на обеих руках по очереди.

        Женины гости (ж)

К Жене гости прибежали.

Все друг другу руки жали.

 — Здравствуй, Жора!

—        Здравствуй, Жанна!

—        Рад, Сережа!

—        Рад, Снежана!

—        Не хотите ль пирожок?

—        Может, коржик?

Иль рожок?

Вот драже вам на ладошку.

Все берите понемножку.

Пальцы «бегут» по столу.

Рукопожатия. Попеременно то правая, то левая рука сверху.

Пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами обеих рук.

Из ладоней сложить «пирожок».

Показать раскрытые ладошки.

Пальцы сложить в виде рожка.

Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.

Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним).

Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1.        Обведение контуров предметных изображений.

2.        Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

3.        Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

4.        Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

5.        Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак -        ладонь - ребро.

6.        Поочередная смена положений рук: левая рука - кулак, правая - ладонь; затем наоборот: правая рука - кулак, левая - ладонь.

С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения:

Пальчики здороваются.

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки.

То же упражнение выполняется пальцами правой руки;

То же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки.

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки.

Оса.

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

То же упражнение проводится указательным пальцем левой руки.

Одновременные движения указательных пальцев обеих рук (осы).

Дети бегут.

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;

То же упражнение пальцами левой руки;

Тоже упражнение проводится пальцами обеих рук (дети бегут на перегонки).

Стол.

Левая рука согнута в кулак, правая лежит на ней горизонтально.

Цветок.

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются к друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

Лодочка.

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

Солнечные лучи.

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

Елка.

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

Игра на рояле.

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1 - 5, 1- 4, 1- 3, 1 - 2, 1 - 2, 1 - 3, 1 - 4, 1 - 5.

Потягушки.

Положить обе ладони на лист белой бумаги. Растопырить пальчики и обвести их на бумаге карандашом. По очереди поднимать пальцы вверх от бумаги как можно выше.

Клещи.

Положить обе ладони на стол тыльной стороной и поочередно сжимать и разжимать пальцы.

Открой замок.

Разжимать с силой сжатые в кулак пальчики поочередно, сначала начиная с большого пальца, а затем с мизинчика.

Фокус.

Карандаш катается поочередно между разными пальчиками (большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный) и -при этом не падает на пол!

Анюта.

Это старинная русская потешка. Взрослый говорит: «Анюта!». Ребенок, просовывая большой палец поочередно между остальными, отвечает: «Я тута!»

Бусы.

Нанизывание бус или пуговиц на суровую нитку.

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные пальчиковые игры.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.                 (Загибают мизинец)

Этот пальчик чистить стал.                 (Загибают безымянный палец)

Этот резал.                                         (Загибают средний палец)

Этот ел.                                         (Загибают указательный палец)

Ну, а этот лишь глядел. (Загибают большой палец и щекочут ладошку.)

Пальчики.

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.                 (Загибают мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать                 (Загибают безымянный палец)

Это пальчик чуть вздремнул.                 (Загибают средний палец)

Этот пальчик уж уснул.                         (Загибают указательный палец)

Это крепко-крепко спит.                         (Загибают большой палец)

Тише - тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!                 (Распрямляют пальцы рук)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Сидит белка.

Дети поднимают левую (а затем правую) руку ладонью к себе.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,                 (Загибают большой палец правой руки)

Воробью, синичке,                 (Загибают указательный палец)

Мишке толстопятому,                 (Загибают безымянный палец)

Заиньке усатому.                        (Загибают мизинец)

Этот пальчик.

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак

Этот пальчик – дедушка.         (Разгибают большой палец)

Этот пальчик - бабушка                  (Разгибают указательный палец)

Этот пальчик - папочка.                 (Разгибают средний палец)

Этот пальчик - мамочка.                 (Разгибают безымянный палец)

Этот пальчик - наш малыш.         (Разгибают мизинец)

Далее игра продолжается с движениями пальцев правой руки.

Пальчики здороваются.

Большой палец по очереди здоровается с остальными:

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

А с мизинцем песни пел!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Желания педагогов и родителей – поговорим . Чего хотят педагоги?

Ваш малыш пошел в детский сад, и в его жизни появился новый важный человек — воспитательКроха теперь детсадовец. В его жизни появляются но­вые важные люди, которые разделяют с родителями ра­дости и тя...

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Консультация для педагогов. "Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом " «Беспокойные родители»

Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная...

Семинар-практикум для педагогов "Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями"

Семинар-практикум для педагоговТема: «Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетен...