Педагогический проект "Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра"
проект по логопедии (старшая группа)

Харченко Светлана Николаевна

Проект направлен на систематическую работу по развитию связной речи детей посредством настольного театра. В настольном театре используются русские народные сказки. Сказка является эффективным средством развития всех компонентов речи, а настольный театр не только расширяет и углубляет детский опыт о предметах, о природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по развитию связной речи52.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с № 7

______________ О.Н.Блохина

Решение педагогического совета

от ____________________

Педагогический проект

Тема: «Развитие связной речи детей

дошкольного возраста 5-6 лет

посредством настольного театра»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

Подготовила:

Учитель-логопед

Харченко С.Н.

г. Ростов, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цель и задачи

4. Концептуальные положения реализации программы

5. Этапы реализации программы

6. Показатели развития связной речи посредством настольного театра

7. Работа с родителями

8. Рабочий план реализации проекта

9. Структура занятия.

10. Ожидаемые результаты

11. Список литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Театр – это чудо, игра, волшебство, это сказка!»

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

Сказка является эффективным средством развития всех компонентов речи. Помогает расширить словарный запас ребёнка, развивает лексико-грамматический строй речи, также развивает связную речь, которая  отражает речевые достижения ребёнка, является важным показателем общего речевого развития. Поэтому в своей работе стала использовать настольный театр, с помощью которого, совместно с детьми, инсценирую русские народные сказки.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Развитие связной речи у дошкольников предполагает усвоение определенной лексики, отражающей их представления о признаках окружающих предметов и явлений, способов построения разных типов предложений, соподчинения слов в предложениях. Овладение связной речью происходит в тесной взаимосвязи с развитием познавательных психических процессов дошкольника – внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Связная речь – это такая речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности.

Диалог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией.

Монолог – это форма речи одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Педагог должен добиться того, чтобы каждый ребёнок легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми.

Содержательность связной речи зависит от запаса интересных наблюдений, впечатлений и переживаний. Работа над содержательностью детской речи – это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Таким образом, благодаря связной речи, ребенок вступает в общение с окружающими людьми, использует усвоенные лексико-грамматические средства, развивает фонетико-фонематическую сторону своей речи. Учитывая, что общение играет важную роль в развитии детей, а основная функция связной речи – коммуникативная – можно констатировать, что развитие и содействие становлению связной речи является для ребенка важнейшим приобретением.

Однако в современный период становления дошкольного образования возникла необходимость искать средства развития связной речи в процессе совместной деятельности педагога с детьми и их самостоятельной деятельности.

Одним из таких средств является настольный театр, который относится к одному из видов режиссерских игр детей. Игре, как средству развития связной речи, всегда отводилась особая роль. В процессе различных игр ребенок воспринимает и заимствует образцы поведения и речевые образцы. Специфика настольного театра заключается в том, что чаще всего его содержанием становятся литературные произведения, которые являются лучшими образцами связной речи.

Настольный театр не только расширяет и углубляет детский опыт о предметах, о природных явлениях, но и воздействуют на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Использование настольного театра имеет большие потенциальные возможности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель проекта: развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра.

Задачи проекта:

- Развивать активность детей в речевом общении.

- Развивать умение детей поддерживать диалог.

- Развивать связную речь.

- Развивать лексико-грамматический строй речи.

- Развивать творческое воображение, фантазию.

4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Система работы по развитию связной речи детей посредством настольного театра  строилась в соответствии со следующими принципами:

Принцип последовательности и системности - один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.

Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
         Принцип наглядности – практический показ движений педагогом.

Принцип целостности и непрерывности - использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике, предполагает систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии воспитанников.

Принцип личностно – ориентированного подхода - подход к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка.

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

1 этап – подготовительный (сентябрь):

Цель этапа:

- подбор  литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами настольного театра;

- организация предметно-развивающей среды;

- выявление уровня развития связной речи с помощью диагностики.

2 этап – основной (ноябрь - апрель):

Цель этапа:

- побуждение интереса к занятиям с настольным театром;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие  памяти, мышления, воображения;

- совершенствование ориентации в пространстве;

- автоматизация звуков в речи;

- активизация словарного запаса;

- развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

3 этап – заключительный (май): выявление эффективности разработанного педагогического проекта, оформление результатов.

На первом, подготовительном этапе проекта, педагог уточняет уровень развития связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет. Ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются методики и приемы воздействия на них, доступные и понятные средства, прогнозируется желаемый результат. Далее педагог планирует педагогическую деятельность, подбирая методический материал по развитию связной речи старших дошкольников посредством настольного театра.

На втором, практическом этапе, необходимо создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. Педагогу необходимо показать детям, что театрализованные игры  помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяют развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Театрализованные  игры являются эффективным средством приобщения детей к речевой деятельности, озвучивание художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, для таких игр используются сказки хорошо известные детям, например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.

Таким образом, настольный театр способствуют не только развитию связной речи дошкольников, но и  помогают всесторонне развивать ребенка.

На заключительном этапе педагог анализирует результаты, успехи и неудачи, сравнивает достигнутое с тем, что было запланировано на подготовительном этапе. С учётом уровня решения проблемы педагог планирует свою дальнейшую деятельность.

6. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития связной речи у дошкольников 5-6 лет (на основе методики, рекомендованной М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной)

Критерии и показатели развития связной речи у детей 5-6 лет

- Умеют слушать и понимать обращенную речь;

- Владеют речевыми оборотами для вступления в общение;

- Отвечают на вопросы;

- Выражают свои просьбы;

- Делятся впечатлениями, рассказывают, что сделали, как играли;

- Самостоятельно составляют рассказы по картинке;

- Без подсказок пересказывают тексты знакомых произведений;

- Ясно и последовательно выражают свои мысли.

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни развития связной речи дошкольников 5-6 лет посредством настольного театра: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень развития связной речи характеризовался тем, что ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета; выражает свои просьбы, отвечает на вопросы взрослых. Делится своими впечатлениями, рассказывает о том, что сделал, как играл. Самостоятельно составляет рассказы по картинке и пересказывает тексты знакомых литературных произведений.

Количественная оценка – 11-13 баллов.

Для среднего уровня развития связной речи типичным было то, что ребёнок умел слушать и понимать речь, вступает в общение с детьми и взрослыми, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм; на вопросы отвечает простыми, чаще всего нераспространенными предложениями; пересказывает сказки и составляет рассказ по картинке только при помощи взрослого. 

Количественная оценка – 7-10 баллов.

Низкий уровень развития связной речи проявлялся в том, что дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны к высказываниям других людей, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, передавать содержание картинки или сказки. 

Количественная оценка – 6 и менее баллов.

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Анкетирование; (Приложение № 2)

- Информационные листы (памятки, буклеты);

- Информация на сайте дошкольного учреждения; (Приложение № 3)

- Индивидуальные и групповые консультации;

- Наглядная информация.

8. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки проведения

Мероприятия

Сентябрь 2022г.

Диагностика связной речи

Октябрь 2022г.

Показ настольного театра «Курочка Ряба»

Показ настольного театра «Колобок»

Ноябрь 2022г.

Показ настольного театра «Репка»

Показ настольного театра «Теремок»

Декабрь 2022г.

Показ настольного театра «Заюшкина избушка»

Показ настольного театра «Волк и семеро козлят»

Январь 2023г.

Показ настольного театра «Маша и медведь»

Февраль 2023г.

Показ настольного театра «Гуси-лебеди»

Показ настольного театра «Бычок - смоляной бочок»

Март 2023г.

Показ настольного театра «Алёнушка и лиса»

Показ настольного театра «Лиса и журавль»

Апрель 2023г.

Показ настольного театра «Три медведя»

Показ настольного театра «Зимовье зверей»

Май 2023г.

Диагностика связной речи

9. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Демонстрация настольного театра.

2. Формулировка темы занятия с помощью загадки.

4. Содержание занятия (показ сказки с помощью настольного театра).

5. Итог занятия.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 5-6 лет исходя из целей и задач проекта. Она рассчитана на детей с разными речевыми проблемами, а также разным уровнем развития. Задания  можно усложнять или  упрощать в зависимости не только от проблем, но и успехов детей. Занятия  можно проводить как с группой, так и индивидуально. (Приложение № 1)

10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для ребёнка:

- Умеет слушать и понимать обращенную к нему речь;

- Владеет речевыми оборотами для вступления в общение;

- Отвечает на вопросы;

- Делится впечатлениями, рассказывает, что сделал, как играл;

- Самостоятельно составляет рассказы по картинке;

- Без подсказок пересказывает тексты знакомых произведений;

- Ясно и последовательно выражает свои мысли.

Для педагога:

- положительная динамика в развитии связной речи детей.

Для родителей:

- сформировано представление о развитии связной речи посредством настольного театра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С.

2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду (игры, упражнения, сценарии) [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: Сфера, 2003. – 125 с.

3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 245 с.

4. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – С. 51-61.

5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Владос, 1998. – С.23-45.

6. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С. 250-296.

7. Гризик Т.И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.

8. Доронова, Т.Н. Играем театр [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 77 с.

9. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.Г. Доронова. – М.: Просвещение, 1997. – 201 с.

10. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] / Э.П. Короткова – М.: Просвещение, 1982. – 137 с.

11. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] / А.М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Авторы-составит. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 358-369.

12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

Приложение № 1

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. Загадки.

  • Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

  • На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою – лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный …

(Колобок)

  • Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка.

Деду с бабкой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

  • Где-то в поле он стоит,

Из трубы дымок летит.

Заяц, мышь, лиса, лягушка,

Волк и косолапый мишка.

Дружно, весело живут,

Хором песенки поют.

Отвечай скорей, дружок,

Это сказка …

(Теремок)

  • Дом растаял ледяной,

Попросилась в лубяной.

Приютил её зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог,

Лису выгнал за порог.

(Заюшкина избушка)

  • Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят)

  • Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки …

(Маша и медведь)

  • Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Всё же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были?

И кому они служили?

(Гуси-лебеди)

  • Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(Бычок – смоляной бочок)

  • Хитрая лиса Алёнушке помогла.

Деду и бабке внучку принесла.

(Алёнушка и лиса)

  • Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

  • Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

  • А бычок соседям рад:

Дружба – это ценный клад.

Без друзей – беда страшней,

С другом – радость веселей!

***

Бык за дверью притаился,

Петушок за печь забился,

Хрюшка держит кочергу …

Притаились, ни гу-гу!

(Зимовье зверей)

2. Игры.

  • «Четвёртый лишний»
  • «Скажи наоборот»
  • «Скажи по-другому»
  • «Кто как голос подаёт»
  • «Кто что делает»
  • «Часть целого»
  • «Какой, какая, какие?»
  • «Один - много»
  • «Скажи ласково»
  • «Посчитай»
  • «Сравнение»
  • «Назови детёныша»

3. Физкультминутки.

  • Озорной цыплёнок жил.

Головой весь день крутил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать.

А потом гулять пошёл –

Червячка себе нашёл!

  • Скок, да скок, скок, да скок,

Покатился колобок.

Круглый и румяный,

Прямо на поляну.

Раз – поднялся, потянулся.

Два – согнулся, разогнулся.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

  • Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапоньки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

  • Мишка шёл, шёл, шёл

И грибок нашёл.

Вот какой грибочек!

Мишка шёл, шёл, шёл

И ягодку нашёл.

Вот какая ягодка!

Мишка шёл, шёл, шёл

И шишку нашёл.

Вот какая шишка!

  • Гуси серые летели,

На полянку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

  • Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули три раза,

Подмигнули правым глазом.

Левой топнули ногой!

А потом ещё другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

  • Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

После правой ногой,

После левою ногой.

Вот тогда придёшь домой.

4. Пальчиковая гимнастика.

  • «Репка»

Репку мы сажали,

Репку поливали,

Вырастала репка,

Хороша и крепка!

Вытянуть не можем,

Тянем-потянем,

Тянем-потянем, ух!

  • «Замок»

Стоит в поле теремок,

На двери весит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

Покрутили!

Постучали!

И – открыли!

  • «Коза»

Коза – день-деньской занята.

Ей травы нащипать,

Ей на речку бежать,

Ей козлят стеречь

Малых деток беречь.

Чтобы волк не украл,

Чтобы лисонька-лиса

Их к себе не унесла.

  • «Бычок»

Шёл бычок вдоль забора –

Увидал мочало – начинай сказку сначала.

  • «Внимательный мишка»

По полянке мишка шёл.

И в бочонке мёд нашёл.

Лапкой мёд он доставал,

Язычком его лизал.

Нету мёда!

Где же мёд?

Ищет мишка – не найдёт.

Нужно обязательно

Мишке быть внимательным.

  • «Туки-тук»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки,

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают, и похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.

Приложение № 2

Анкета для родителей

«Влияние театральной деятельности на речевое развитие ребенка»

1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

__________________________________________________________________

2. Знакомы ли вы с нормами речевого развития детей 5-6 лет?

__________________________________________________________________

3. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме?

__________________________________________________________________

4. Играете ли Вы со своим ребенком в театральные игры, игры драматизации?

__________________________________________________________________

5. Как вы считаете, способствуют ли театральные игры развитию речи ребенка?

__________________________________________________________________

6. Делится ли ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

__________________________________________________________________

7. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

__________________________________________________________________

8. Любит ли ребенок смотреть сказки?

__________________________________________________________________

9. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

__________________________________________________________________

10. Требуются ли Вам консультации учителя-логопеда?

__________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение № 3

Консультация для родителей

«Театр дома»

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Вы, родители, также можете стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Можно организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка.

В дальнейшем ребёнок будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы, вместе с ребёнком, примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза ребёнка, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Уважаемые родители!

Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д. Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям, Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д. Закрепите в беседе правила поведения в театре.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

Презентация "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки"

Презентация "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Активизация связной речи детей дошкольного возраста посредством рассматривания иллюстраций

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....