Статья "КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
статья по логопедии

Рудова Елена Валерьевна

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Проанализировав, какое положительное влияние оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребенка, я стала применять их в своей логопедической практике в качестве коррекции недостатков речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В последнее время наблюдается рост количества детей с трудностями в обучении, различными речевыми нарушениями, трудностями в социальной адаптации. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Поэтому я в своей работе применяем одну из современных здоровьесберегающих технологий – кинезиологию, которая направлена на развитие нервной системы и деятельности мозговых структур ребенка.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. В результате они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию умственных способностей ребенка и коррекции психических проблем.

Проанализировав, какое положительное влияние оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребенка, я стала применять их в своей логопедической практике в качестве коррекции недостатков речевого развития. Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система кинезиологических упражнений и игр помогает целостно развивать детей дошкольного возраста и корректировать недостатки устной речи, а в последствие предупредить нарушения чтения и письма.

Из всего многообразия представленных в литературе кинезиологических упражнений, мы на своих логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены для основных направлений развития речи детей. Это артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить артикуляционный аппарат к постановке и автоматизации звуков; дыхательные упражнения – формируют правильное речевое дыхание, нормализуют темп и ритм речи; сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и органов артикуляции), упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. Более подробно с кинезиологическими упражнениями можно ознакомиться в книге Сиротюк Л.А. «Коррекция развития интеллекта дошкольников».  Кинезиологические игры и упражнения мы используем в образовательной деятельности, например во время занятий, кинезиологический комплекс упражнений можно использовать как физминутку, а также перед началом занятия, когда детям предстоит умственная нагрузка. Кинезиологические комплексы упражнений мы включаем и  в индивидуальные, и в подгрупповые занятия по развитию и коррекции речи. Для точного выполнения упражнений, мы соблюдаем ряд условий: упражнения проводим ежедневно, утром или днем (днем упражнения дети могут выполнять под контролем воспитателя) в доброжелательной обстановке, упражнения подбираются от простых к более сложным, стараемся добиться от ребенка точного выполнения каждого упражнения. Вот некоторые примеры кинезиологических упражнений, которые мы используем в своей практике.

«Кольцо». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Лягушка». Последовательно менять два положения руки – кулак, ладонь. Сначала упражнение выполняется правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Рекомендуется выполнить 8-10 повторений. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью да наоборот».

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы).

Результаты диагностики устной речи детей дошкольного возраста показали, что системное использование кинезиологических упражнений способствует улучшению звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя речи, а также оказывают положительное влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие мышления, внимания и памяти, способствуют самоконтролю, улучшают мыслительную деятельность.

Список литературы:

1.   Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников./ А. Л. Сиротюк.- Москва: ТЦ СФЕРА, 2001, 48с.

2.   Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. / Г.Е. Шанина.- Москва: ВНИИФК, 1999, 39с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»

ПЛАН:Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.1.2. Точечный массаж при заикании.1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и не...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Использование сказки в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений

Основной целью методической разработки является всестороннее последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Известно, что сказка соответствует детской системе мироощущен...

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение....

«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений» консультация для педагогов

laquo;Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»...

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Использование малых фольклорных жанров Южного Урала является одной из речевых технологий в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья....