Статья "Моделирование на занятиях по развитию речи и обучению грамоте"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Абдусаламова Галина Геннадьевна

В статье рассказывается о видах моделирования, применяемых на занятиях по развитию речи и обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Моделирование на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Абдусаламова Г.Г., учитель – логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №103» г.Курс

Эффект любого воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств.

        Обучать интересно и эффективно – цель и задача любого педагога. Добиться этого сложно, но возможно. Пути реализации многочисленны, хотя не все одинаково результативны и значимы с позиций современных основ обучения. В настоящее время одним из самых приоритетных методов обучения является моделирование.

       Что такое модель?

Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.

Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом, способный замещать его в определённых отношениях и дающий при этом новую информацию об объекте.

Модели могут быть вербальными, предметными, схематическими, символическими.

Вербальная модель – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка. Примеры вербальных моделей:

  • Информация в учебниках
  • Произведения художественной литературы
  • Тексты, описывающие алгоритмы
  • Текстовое описание объектов и процессов.

Предметная модель (материальная) -  воспроизводит геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. Примеры предметных  моделей:

  • Глобус
  • Муляжи
  • Макеты
  • Рисунки и фотографии.

              Схематическая модель. В ней существенные признаки, связи и отношения представлены в виде схематических макетов. Примеры схематических  моделей:

  • Схемы
  • Графики
  • Таблицы
  • Диаграммы

Символическая модель (знаковая) – модель, когда вводятся

условные обозначения отдельных понятий, т.е знаки. Можно дать символическое описание объекта, если договориться об операциях между этими знаками. Примеры символических   моделей:

  • Словесные описания
  • Формулы

Моделирование является эффективным методом в обучении грамоте и развитию речи.

В простом варианте модели, символы, знаки доступны уже трехлетним детям. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны не только понимать предлагаемые модели, но и сами уже могут их создавать и использовать.

        Главное назначение любой модели - с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае - помочь ребенку овладеть основами грамоты. Поэтому, взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде опыт ребенка  в овладении им звуковой и знаковой действительности при помощи наглядного средства - модели, символа. знака.

        Идея использования схем, моделей в обучении грамоте не нова. включалась в систему работы по подготовке к обучению грамоте еще в 70-е годы. Средством материализации неуловимой для ребенка формы слова являются звуковые модели, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте была доказана Д.Б. Элькониным столь убедительно, что из его экспериментального букваря эта идея проникла практически во все современные  отечественные буквари и азбуки, методические пособия. В основном, это были модели-схемы для обозначения качественной характеристика звуков в слове (твердые-мягкие, ударные-безударные), модель деления слов на слоги, модель строения предложения.

Применение моделей позволяет преодолеть вербализм обучения, сделать фонологические абстракции  наглядными и доступными детям, придать действиям с формальными характеристиками слова характер предметно-практических действий.

Модели, используемые в работе по обучению грамоте

        Дети 5-6 лет способны работать на более высоком познавательном уровне и поэтому способны освоить такой тип моделирования, как условно-схематические модели. При обучении грамоте мы чаще всего используем следующие схематические модели:

  • Модели, отражающие качественную характеристику звуков

-   модель гласного звука (красная фишка или карточка);

-   модель согласного твердого звука (синяя фишка или карточка;

-   модель согласного мягкого звука (зеленая фишка или карточка).

  • Модели, отражающие звуковую структуру различных слов

     -  модель нахождения звука в начале слова;

     -  модель нахождения звука в середине слова;

      -   модель нахождения звука в конце слова;

  • Модели, отражающие слоговую структуру слов и качественную характеристику слогов:

     -   модель слова, состоящего из одного слога;

     -   модель слова , состоящего из двух слогов;

     -   модель слова, состоящего из трех слогов и т.д.

        Красным кружком обозначен гласный звук  в слове. Это делает модель более понятной детям, так как наглядно раскрывает смысл основного правила деления слов на слоги – сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • Модели, отражающие качественную характеристику слогов:

        -        Модель “место ударения в слове”

  • Модели, обозначающие структуру предложения:

        -        модель предложения из одного слова;

        -        модель предложения из двух слов;

        -        модель предложения из трех слов и т.д.

        Все вышеперечисленные модели вводятся на занятиях по мере прохождения материала. Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:

- Расскажи, какие звуки есть в слове и обозначь их фишками на модели.

- Подбери схему к слову.

- Придумай слово (предложение) к схеме.

- Нарисуй схему данного слова.

- Нарисуй схему, где находится звук в слове (начало, середина, конец)

        Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.

 

Литература:

  1. Венгер Л.А. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию//Дошкольное воспитание. 1982.№3.
  2. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. С-П 1999.
  3. Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет. - М. 1998.
  4. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М., 1999.
  5. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С-П., 2002.
  6. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Серия «Педагогика и психология».- М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотв...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

Цели: - продолжать развивать речь детей; Задачи: - закрепить знания о некоторых произведениях Михалкова; -учить отвечать четко, правильно; -развивать память, внимание, мышлени...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

занятие направлено на закрепление знаий о некоторых роизведениях Михалкова, также развитию речи и др....

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

комплексное занятие по развитию речи разработано совместно с учителем логопедом для детей с ОНР....

Занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

активизировать словарный запас, продолжать совершенствовать фонетический слух и слуховое внимание, учить детей делить слова на части....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....