Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей
статья по логопедии (старшая группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы и  основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей

Проанализировав полученные результаты обследования звукопроизношения детей с ОНР II - III уровня можно сделать выводы, что наиболее нарушены группы свистящих и шипящих звуков, особенно их звонкие варианты, а также соноры.

 Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетика-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

- В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

- По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.

- На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

- При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков (см.: Ткачен-ко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000).

- В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

- Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

 В логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей существуют следующие этапы:

подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы).

этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из 3-х ступеней).

этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками).

заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП(Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)

1.ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА — овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.

2.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА — способность к воспроизведению:

сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.);

слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками
(ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);

слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
(ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);

слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкос-
ти — глухости (ДА-ТА, ПА-БА);

слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердос-
ти — мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);

слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).

 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

(3 ступени)

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р'). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется.

Отраженное проговаривание и заучивание:

  • слов, словосочетаний и предложений,
  • рифмовок и стихов,
  • скороговорок,
  • рассказов.

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

  • составление рассказов по опорным словам,
  • описание предметов,
  • придумывание конца или начала к рассказу педагога,
  • сравнение объектов,
  • диалог на заданную тему,
  • рассказывание по воображению,
  • придумывание сказок по набору игрушек

.

Содержание логопедических занятий определялись задачами коррекционного обучения детей:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств  языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР

В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....

"Система логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции являетсчя таколе особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Эт...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка на основе образовательной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова)....

Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...

Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...

Статья "Направления в коррекционном воздействии при нарушении звукослоговой структуры слов у детей"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудоемких и длительных  для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой...