Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кошечкина Елена Владимировна

Методическая разработка на основе образовательной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа  по преодолению нарушений слоговой структуры слова

у детей  на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.

Учитель – логопед

МДОУ «Детский сад № 3»

Кошечкина Елена

Владимировна

г. Дзержинск

 

Содержание.

1.

Актуальность темы.

Стр. 3

2.

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи.

Стр. 4

2.1.

Примерная структура занятий по логоритмике в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи.

Стр. 5

3.

Цель и задачи работы  над чувством ритма у детей с общим недоразвитием речи.

Стр. 6

4.

Последовательность использования ритмических и речевых упражнений и игр на занятиях по логопедической ритмике.

Стр. 6

4.1.

Последовательность работы над ритмами.

Стр. 7

4.2.

Примерное планирование работы над коррекцией слоговой структуры речи на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи.

Стр. 9

5.

Выводы.

Стр. 12

6.

Приложения.

6.1.

Приложение 1. Примерный конспект занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе.

Стр. 13

6.2.

Приложение 2. Этапы логоритмического воздействия при общем недоразвитии речи.

Стр. 19

6.3.

Приложение 3. Диагностика развития чувства ритма.

Стр. 21

6.4.

Приложение 4. Упражнения и игры по развитию чувства ритма.

Стр. 28

7.

Литература.

Стр. 31

Актуальность темы.

                В современной логопедии всё более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Кроме того, в дошкольном возрасте речевые нарушения преодолеваются легче.        

                За 19 лет работы с детьми (в том числе 11 лет учителем-логопедом) чаще всего мне приходилось работать в группе для детей с общим недоразвитием речи. Группа с общим недоразвитием речи (ОНР) неоднородна по структуре речевого дефекта. Однако, многолетний опыт работы с такими детьми позволил мне выделить ряд общих закономерностей.

 Наиболее выразительным показателем является нарушение ритмической организации слова. Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость сказываются на протекании двигательных актов. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием.

 Я заметила, что нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой структурой. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура, состоящая из этих звуков, сплошь и рядом воспроизводится ребенком искаженно (на это указывали также Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин).

В следствие искажений слогового состава слова затрудняется  общение дошкольников (они становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными), затрудняется усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты. Регулярно сталкиваясь с этим на практике, теоретическое обоснование этим проявлениям я нашла у А.К. Марковой.

Анализируя собственный опыт, научно-методическую литературу и онтогенез речи («слоговая структура является более ранним образованием, чем фонематическая функция языка» - Р.Е. Левина), я более глубоко изучила взаимосвязь слоговой структуры с формированием всех компонентов речи и особое место в процессе коррекционного воздействия стала уделять нарушению слоговой структуры слова.

Работу над слоговой структурой слова я строю с учетом особенности развития соответствующих сенсорных возможностей ребенка: речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок. Именно поэтому одним из этапов работы над слоговой структурой слова я выделяю подготовку ребенка к усвоению ритмической структуры слов русского языка. На этом этапе я провожу специальные занятия и упражнения с целью развития слухоречевого ритма.  

        Основываясь на своем опыте, могу сказать, что развитие чувства ритма у детей с ОНР должно занимать особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

Логопедическая ритмика в системе коррекционной

работы по устранению общего недоразвития речи.

Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь (взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается и речь.

В педагогическом аспекте логопедическая ритмика (логоритмика) - это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Г.А. Волкова, В.А. Гринер). Все логоритмические занятия направлены на преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией  двигательной сферы через сочетание слова, музыки и движения.

Я убедилась, что в коррекционно-развивающей программе обучения детей с ОНР работе над чувством ритма уделяется недостаточное внимание; не раскрыта последовательность работы над чувством ритма, формы и методы такой работы. Более того, в сетке занятий коррекционно-развивающей программы даже не отведено время для занятий по логоритмике.

Понимая важность, а главное, необходимость занятий по логоритмике, я столкнулась с проблемой найти время для проведения логоритмических занятий. Опыт практической работы логопедом и музыкальное образование позволили мне интегрировать задачи обычного логопедического занятия  с задачами логоритмики. Включая элементы логопедической ритмики в структуру обычного логопедического занятия, я провожу занятия по логоритмике со всей группой два раза в месяц по 30 минут, вместо обычного логопедического занятия. Логоритмическое занятие тесно связано с логопедическим, его содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, с опорой на лексические темы. Цель такого логоритмического занятия - закрепление навыков, полученных на логопедических занятиях.

На логоритмическом занятии я обучаю детей сочетать движения тела, рук, ног с произнесением звуков, слогов, слов, фраз.

В занятия по логоритмике для детей с ОНР включаю: элементы фонетической ритмики, музыкально-ритмических упражнений, фрагменты логоритмического занятия для заикающихся, элементы физкультурного занятия.

Занятия по логоритмике провожу совместно с музыкальным работником. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую, жизнерадостную окраску.

Музыкально-ритмический и речевой материал подбираю с учетом структуры речевых и двигательных нарушений.

Моя задача как логопеда (с участием музыкального руководителя)  – нормализовать двигательные функции и речь, проводя не только коррекцию моторики, но и поведения, характера, всей личности в целом.

Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, поэтому занятия по логопедической  ритмике я провожу с использованием игровых приемов (см. Приложение № 1). Это позволяет построить занятия особенно эмоционально, с быстрой  сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Важно, что движения, которые дети выполняют на занятиях по логоритмике предварительно не выучиваются. Они повторяются синхронно с логопедом несколько раз.

Речевой материал дети произносят хором вместе с логопедом, затем его повторяют 2-3 ребенка. В первую очередь я даю возможность сказать тем детям, которые могут произнести слоги, слова, фразы неправильно. В случае ошибки даю правильный образец, то есть повторяю речевой материал сама, затем произносим вместе и, наконец, ребенок повторяет вновь сам. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работу над этими элементами переношу на индивидуальное занятие.

На логоритмических занятиях, кроме музыкального руководителя, присутствует воспитатель. Полученные детьми навыки и я, и воспитатели, и музыкальный руководитель закрепляем на своих занятиях в течение всего учебного года. Присутствие воспитателей и музыкального руководителя на занятиях по логоритмике дает им возможность использовать в дальнейшем на своих занятиях элементы логоритмики в играх и упражнениях.

Примерная структура занятий по логоритмике в подготовительной

к школе группе с общим недоразвитием речи:

I часть. ВВОДНАЯ.

                Цель: организационно-воспитательная

  1. Ходьба и построение
  2. Дыхательные упражнения
  3. Упражнения для развития мышечного тонуса
  4. Счетные упражнения
  5. Элементы ритмической гимнастики

II часть. ОСНОВНАЯ.

                Цель: обучающая

                        1-й блок – музыкальный и речедвигательный тренаж

  1. Упражнения с предметами
  2. Речевые упражнения без музыкального сопровождения и с ним
  3. Речедвигательные упражнения с предметами и без них
  4. Упражнения для мелкой моторики и мимической моторики

 

2-й блок – пение

2.1.            Вокальная разминка

  1. Хоровое и индивидуальное пение
  2. Слушание музыки и ее обсуждение
  3. Мелодекламация

III часть. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

                Цель: снять напряжение

  1. Упражнения игрового характера
  2. Ходьба
  3. Упражнения на релаксацию                

Логоритмическое воздействие осуществляю поэтапно, в соответствии с ходом логопедической коррекции (см. Приложение № 2).

Цель и задачи работы  над чувством ритма

у детей с общим недоразвитием речи.

                Опираясь на работы Рычковой Н.А., Волковой Г.А., Микляевой Н.В. по исследованию чувства ритма, я разработала свою методику диагностирования ритмического чувства (см. Приложение № 2).

Мои исследования показывают, что дети с речевой патологией справляются далеко не со всеми ритмическими заданиями, не все могут воспроизвести несложную ритмическую фигуру.

Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 97 % детей нуждаются  в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма.

Так, результаты исследования чувства ритма показали, что из 12 обследуемых детей 71% не могут выполнить ритмические задания, 27% выполняют ритмические задания с различными ошибками (повторяют в ускоренном или замедленном темпе, нарушают количество элементов в данном ритмическом рисунке и т.п.), и только 2% детей точно выполняют ритмические задания (см. Приложение № 3, таблицы №№ 1, 2, 3).

Всё это подтверждает, что у детей с общим недоразвитием речи заметно снижено чувство ритма.

Цель моей работы – развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи для формирования и коррекции слоговой структуры слова.

Задачи:

  • выработка умения сосредотачивать своё внимание при выполнении движений;
  • выработка ответной двигательной реакции на звуковой сигнал;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие умения переключаться с одного действия на другое;
  • укрепление, развитие и коррекция двигательного аппарата.

Для этого на занятиях по логоритмике детям предлагаю разнообразные ритмические и речевые упражнения и игры.

Последовательность использования ритмических и речевых

упражнений и игр на занятиях по логопедической ритмике.

Материалом ритмических и речевых игр и упражнений являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки). Речевой материал подбираю с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков. Стараюсь, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям.

Добиваюсь, чтобы ритм, передаваемый движением ребенка, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы. Для того, чтобы действия выполнялись детьми осознанно, ввожу схемы ритмов, где красным цветом выделяю сильную долю.

Из ритмических движений использую такие, как отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками, различными предметами, музыкальными инструментами. Стараюсь все движения выполнять руками или ногами поочередно в ритме «часиков». Почему?

Человеческий организм подчиняется биоритмам. Главный биоритмический  центр – альфа ритм – имеет секундный ритм. В таком ритме работают важные органы нашего организма: так бьётся сердце человека, так он дышит, ходит. От альфа ритма зависит тонус коры головного мозга. Детям необходимо двигаться в ритме «часиков», т.к. идёт «дозревание» биоритмического центра. Он передаёт сигнал коре головного мозга, а следовательно развивает внимание, память, и в конечном итоге - познавательную деятельность.

Последовательность работы над ритмами.

  • Работа над воспроизведением ритмов без выраженного ударения.

Дети повторяют ритмы по образцу логопеда, по заданному рисунку.

Например:

        Слоги: па – па                Два прыжка в круг

        па, па, па                Три быстрых прыжка назад

Забавно происходит озвучивание стихотворений.

Например: «Веселый старичок» Дж.Хармса                

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

                         

1-я группа

                Ха-ха-ха (треугольник)

                Да хе-хе-хе (погремушка)

                        

                        2-я группа

                Хи-хи-хи (деревянные ложки)

                Да бух-бух (тарелки)

                1-я группа

Бу-бу-бу (барабан)

Да бе-бе-бе (деревянные палочки)

        2-я группа

        Динь-динь-динь (колокольчики)

        Да трюх-трюх (тарелки)

        Хорошо, когда «хохотальные» слоги произносятся с различной интонацией, сочетающейся с забавной мимикой.

         Так дети постепенно усваивают послоговой ритм.

  • Работа над воспроизведением ритмов с выраженным ударением. Работа над ударным и безударным слогом.

Например:

Слоги: та та та́                   Два хлопка в ладоши, на ударный слог – по ногам или

                                            Два раза мячом о пол, ударный слог – мяч вперёд.

                                            Одновременно проговаривают слоги.

Вначале движение на ударный слог качественно другое, чем на безударный. Затем движения при произнесении ударного и безударного слогов отличаются только по амплитуде и длительности.

Например:

Слоги: та та́ та        Тихий удар правой ногой, затем громкий удар левой ногой и вновь тихий удар правой ногой с одновременным  проговариванием слогов.

Предлагаю также упражнения на воспроизведение ритма слов, фраз, простых стихотворений.

Например: 

Слова: нога́, маши́на.                 Резкий выброс рук вверх в стороны на ударном слоге,

а на безударном – резкий наклон туловища вперед-вниз и проговаривание слова, выделяя голосом ударный слог.                

Словосочетания, фразы:

Соба́ка сиде́ла.          Громкие и тихие хлопки руками,

Лопа́та лежа́ла.        громкие и тихие удары ногами с проговариванием

        предложений.                        

                                

Стихи:         Была́ зима́                 Отхлопывают и проговаривают текст,

                Был хо́лод, сне́г          выделяя ударные слоги более громким

                Ушла́ зима́                  хлопком и голосом.

                И сне́га не́т.

                                                        

Затем учу детей выделять движением только ударный слог в слове, так постепенно усваивается пословный ритм.

Например:        Дети в кругу держат верёвку с узлами, завязанными через равные промежутки. Дети берутся за верёвку то одной, то другой рукой на ударный слог, произнося стихотворение:

                Я хватаюсь за верёвку

                Левой ловко, правой ловко

                За узлы её беру

                И тебя зову в игру.

По мере того как дети овладевают этими умениями, упражнения усложняю: предлагаю сочетать произнесение ритмов с изменением силы голоса, темпа, интонации.

Многие выученные движения и стихотворные тексты предлагаю детям воспроизводить с закрытыми глазами, чтобы обострить их слуховые, тактильные и двигательные ощущения.

  • Работа над стихотворным ритмом.

Стихотворная форма помогает детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Например: Упражнение «Книжечка».

                Вот книжечка с карти́нками,         Каждая страница перелистывается 

С весёлыми зверю́шками,                 на акцент–конечное слово во фразе

С лошадками и ми́шками,

И пёстрыми игру́шками.

  • Работа над прозаическим ритмом. Работа над логическим ударением, его подвижностью, умением подчинять смысл ритму.

Работа над логическим ударением состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу.

Например:     Саше купили велосипед.        Опираясь на графическую схему, дети 

Саше купили велосипед.        воспроизводят предложение, выделяя

Саше купили велосипед.        голосом и движением логическое

                                ударение.

Слова, на которые падает логическое ударение, выделяем хлопаньем в ладони, притопыванием, энергичными движениями рук и т.д. В начале учу детей выделять логическое ударение в отдельных предложениях, а по мере усвоения этого материала перехожу к выделению логического ударения в небольших текстах и стихах.

Примерное планирование работы над коррекцией слоговой структуры речи на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи.

Лексические темы

Цели

Движения

Месяц

1.

Строение тела человека.

Формирование повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения.

Формирование умения соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Отстукивание ритмов ногами, руками и музыкальными инструментами.

сентябрь

2.

Осень, овощи, фрукты.

Формирование умения воспроизводить ритм противопоставления и сознательно подчинять им свои движения.

Воспроизведение ритмического ряда с опорой на условные обозначения, сравнивая ритмы и выделяя нужный.

Отстукивание ритмов ногами, руками, музыкальными инструментами и различными предметами.

октябрь

3.

Деревья, грибы, ягоды.

Формирование представления о ритмическом ударении в слоговых рядах.

Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слогов, слов (двух- и трехсложные слова из открытых и закрытых слогов).

Прыжки, наклоны, движения с мячами.

4.

Одежда, обувь, головные уборы.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием слогов со стечением согласных звуков.

Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием предложений, текста (двух- и трехсложные слова из открытых и закрытых слогов).

Раскладывание пуговиц.

Ноябрь

5.

Посуда, продукты питания.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием слогов со стечением согласных звуков.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием двухсложных слов со стечением согласных.

Выделение заданного слога в структуре слова.

Перекладывание горошины из одной кружки в другую.

6.

Мебель.

Воспроизведение слогоритмической структуры  двухсложных слов со стечением согласных.

Выделение ударного слога в структуре слова.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (двухсложные слова со стечением согласных).

Удары мячом о пол на ударный слог в слове.

Декабрь

7.

Зима, зимующие птицы.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием трехсложных слов со стечением согласных.

Составление ритмической схемы слова.

Определение места ударного слога в структуре слова.

Отхлопывание и проговаривание ритма предложения, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом.

Отстукивание ритмов  руками, ногами.

Движения пальчиками.

8.

Зимние забавы и развлечения.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием трехсложных слов со стечением согласных.

Отхлопывание и проговаривание ритма стихотворения, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом.

Выделение заданной ритмической цепочки в предложенном стихотворном тексте.

Шаги на каждый ударный слог.

Январь

9.

Домашние и дикие животные.

Воспроизведение односложных слов со стечением согласных и двусложных слов  с двумя стечениями согласных.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (трехсложные слова со стечением согласных).

Составление ритмической схемы предложений.

Массаж ладоней щеткой для волос на ударный слог.

10.

Животные северных и жарких стран.

Воспроизведение двусложных слов  с двумя стечениями согласных.

Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (односложные слова со стечением согласных, двухсложные слова с двумя стечениями согласных).

Работа над стихотворным ритмом. Выделение движением конечного слова в стихотворной фразе.

Сжимание веревки  с узлами.

Февраль

11.

День Защитника Отечества

Воспроизведение слогоритмической структуры четырехсложных слов с использованием двигательных и зрительных опор.

Развитие умения соотносить ритм движений со стихотворным ритмом.

Сжимание в руке резинового мячика  на ударный слог.

12.

8 Марта. Профессии.

Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной слоговой структурой.

Работа над подвижностью логического ударения в словосочетаниях и предложениях.

Закрепление умения выделять ключевое слово в ритмизированной стихотворной речи.

Развешивание бельевых прищепок.

март

13.

Весна, перелетные птицы.

Дифференциация слов с различной слогоритмической структурой.

Развитие умения соотносить слова с заданной ритмической схемой.

Работа над логическим ударением в коротких текстах, играх.

Собирание спичек двумя указательными пальцами.

Движения кистями рук.

14.

Транспорт.

Дифференциация слов в соответствии с заданными ритмическими схемами.

Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Проговаривание предложений и стихов.

Мелодекламация.

Взмахом «указывание» на товарищей при каждом ударном слоге.

апрель

15.

Школа, школьные принадлежности.

Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Проговаривание рифмовок, стихов, скороговорок.

Мелодекламация.

Движения рук, ног, с различными предметами.

16.

Поздняя весна, сад, луг.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи (драматизации, инсценировки).

Самостоятельные действия в художественно-речевой деятельности.

май

17.

Насекомые. Лето.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи (драматизации, инсценировки).

Самостоятельные действия в художественно-речевой деятельности.

Работа над развитием чувства ритма не ограничивается занятиями по логоритмике. В дополнение к ним я использую специальные игры и упражнения для развития чувства ритма как на индивидуальных занятиях, так и в свободное от занятий время (см. Приложение № 4).

Выводы.

  • Занятия апробированы на протяжении нескольких лет в подготовительных к школе группах и дали хорошие результаты. У всех детей, прошедших занятия по логопедической ритмике, отмечается заметная положительная динамика. 92% точно выполняют ритмические задания, 8% - выполняют ритмические задания с незначительными ошибками (см. Приложение № 3, таблицы №№ 4, 5, 6).
  • У детей формируется ритмико-интонационная структура слова, слитность речи, преодолеваются трудности произношения звуко-слоговых сочетаний, улучшается внятность и выразительность устной речи, обогащается словарный запас.
  • У детей развивается слуховое восприятие и слуховое внимание.
  • Занятия по логопедической ритмике наряду со своей основной функцией -коррекцией речи - вносят существенный вклад в коррекцию других психических процессов (произвольное внимание, память, мышление, творческое воображение и др.), тесно связанных с речевой деятельностью, что положительно сказывается на всей учебной деятельности детей.
  • Совершенствуются двигательные навыки детей, развивается пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка.
  • Дети любят занятия по логопедической ритмике. Они удовлетворяют их потребности в движении, прыжках, беге. Это является очень важным обстоятельством, так как степень эффективности любого мероприятия зависит от готовности ребенка к его восприятию.

Разработанные мной приемы и методы работы успешно используют учителя-логопеды других детских дошкольных учреждений.

Для проведения занятий по логоритмике требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Включение разработанного мною логоритмического материала в систему коррекционной работы позволит расширить профессиональный арсенал логопедов, не владеющих приемами смежных дисциплин, в частности музыкальной грамотой.

Приложение № 1

Примерный конспект

занятия по логопедической ритмике

в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Прогулка в осеннем саду.

Цель:        Развитие ритмико-интонационного рисунка слов.

Задачи:

  • Развитие чувства ритма, устойчивости внимания, координация слова с движением, регуляция мышечного тонуса.
  • Развитие голоса, слитности речи.
  • Формирование умения воспроизводить слогоритмическую структуру двухсложных слов.
  • Формирование умения воспроизводить ритм с опорой на условные обозначения, сравнивая ритмы и выделяя нужный.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Развитие интонационной выразительности (умение передавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации).
  • Развитие выразительности, ритма и темпа движений.
  • Закрепление двигательных умений.
  • Закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.
  • Активизация словаря по теме «Осень».
  • Воспитание произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

        

                        

Оборудование:        графическая запись двухсложных ритмов, листья-картинки с двухсложными словами из прямых слогов, мячи на каждого ребенка, два «дерева», музыкальные инструменты (треугольники, трещетки, колокольчики, металлофоны), шапочка зайчика, пугало, коврики, шарфики, магнитофон.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I.Вводная часть.

 Развитие координации слова с движением, ритма и темпа движений, слухового внимания, регуляции мышечного тонуса.

- Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому отгадайте загадку:

        Оно без ног стоит,

        Огород сторожит,

Руками машет –

С ветром пляшет.

Птицы боятся –

На грядки не садятся. (Пугало.)

          Хорошая дорога    

                   

        Вот что-то стало хуже

        Шаляй-валяй

 

          На мостике

          Под мостиком 

          В ямку –

          Бух        

          А там петух

- Чтобы быстрее Пугало найти, надо станцевать танец.                                 

Музыкально-ритмическое упражнение.

«Пугало».

Стоят полукругом.

Слушают.

Отвечают.

ходьба с высоким подниманием колен

ходьба с вытягиванием носка ноги

бег с забрасыванием пяток назад

руки перед грудью

приседание, руки на колени

стоя, руки вверх

приседание, обхват коленей руками

руки в стороны, стоя на одной ноге

Танцуют по показу логопеда и музыкального руководителя.

II.Основная часть.

  1. Развитие дыхания, голоса и артикуляции.

 - Вот и пугало. Стоит оно в осеннем     саду.

      - А зачем пугало стоит в саду?

      - Здравствуй, Пугало? …

      - Молчит, ничего не говорит.

      - Давайте  научим Пугало здороваться

      песенкой.        

Стоят в полукруге.

Попевка «Гости» Д. Кабалевский

Поют.

2. Работа над ритмом под музыку.

- Здороваться Пугало научили, но вот беда, скучно, не с кем ему поиграть.

                        Игра «Обезьянки»

        Логопед прохлопывает под музыку ритмический рисунок, а дети повторяют его.

3. Работа над слоговой структурой слова, работа над ударным и безударным слогом.

- Пока мы играли, пошёл дождь. Давайте спрячемся под зонтом и поиграем с мячами.

- Дождик капает вот так – слоги: па´ па

                                                         па  па

- На земле много листьев, а на них слова:

         нога, рука, лиса, и т.п.

         муха, уши, вата и т.п.

4. Работа над дифференциацией двухсложных ритмов с выраженным ударением с опорой на условные обозначения.

Игра «Найди листику своё дерево».

5. Работа над грамматическим строем речи (словообразование и словоизменение).

- Что вы видите на деревьях?

- Деревья покрыты чем?

- Скажите о листьях ласково?

- На деревьях много?

- Деревья, покрытые листьями, называют лиственными. Повторите это слово.

6. Ритмическое упражнение без музыкального сопровождения.

- Дождик прошел и листья зашуршали. Послушаем, что они шуршат:

       Шушу шушу шушу

Шушу шушушу

      Шушу шушу шушу

Шушу шушушу

Логопед отхлопывает и проговаривает ритм, выделяя ударный слог.

Логопед воспроизводит одну из строчек ритма.

Туча небо кроет

   Солнце не блестит

  Ветер в поле воет

Дождик моросит

Стоят  полукругом.

Дети берут мячи и встают в круг.

Ударный слог – мяч вперед,

безударный слог – мяч вниз.

Ударный слог – мяч вперед,

безударный слог – мяч вниз.

Дети выполняют задание.

Дети встают вокруг деревьев.

Отвечают.

Повторяют.

Слушают.

Затем отхлопывают и проговаривают вместе с логопедом.

Отгадывают.

Логопед и дети отхлопывают ритм и проговаривают слова стихотворения.

Синхронно с логопедом проговаривают стихотворение в сопровождении движений.

7. Работа над интонационной выразительностью.

- О чем листья шуршали?

Осень.

Осень?

Осень!

                                 

8. Игра на музыкальных инструментах.

- Пугало слушает не только шум листвы садовых деревьев, но и прислушивается к другим звукам. Отгадайте, чей это звук?

- Пугало, но ребята не только знают, как звучат музыкальные инструменты, но и умеют играть на них.

Русская народная песня

 «Зеленейся мой сад».

9. Музыкальная подвижная игра. Хоровое и индивидуальное пение.

- Такой шум и веселье в саду и к нам кто-то спешит. Это смелый зайка к нам идет.

Логопед надевает шапочку массу на ребенка.

Подвижная игра с пением

 «Где ты, серый зайка».

Отвечают.

Правой рукой погладить левую от плеча к кисти.

На уровне груди кисти рук развести в стороны.

Руки вверх.

(Дети вместе с логопедом произносят слова с движением и различной интонацией.)

Дети отгадывают звуки музыкальных инструментов.

Играют на музыкальных инструментах.

Играют и поют.

ΙΙΙ. Заключительная часть.

1.Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

- Зайка убежал, Пугало нужно сад сторожить, а нам пора возвращаться.

Но перед обратной дорогой надо отдохнуть.

Упражнение «Отдых в тени».

(Логопед читает под музыку стихотворение)

Наш сад.

Прекрасен наш осенний сад.                В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

Мы солнышку помашем,

                 «Спасибо, осень!» - скажем.

2. Звуковой анализ и синтез.

- Чтобы вернуться домой, нужно отгадать слово по первым звукам слов: слива, абрикос, дыня.

3. Итог.

- Сказке осенней конец,

А кто участвовал в ней,

Тот молодец.

Работа в парах.

У одного ребенка в руках легкий шарфик, другой лежит на ковре. Ребенок с шарфиком обмахивает другого, потом меняются местами.

Составляют слово.

Приложение № 2

Этапы логоритмического воздействия при общем недоразвитии речи.

I этап. Подготовительный.

  • Воспитание речевого дыхания;
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • Воспитание общей произвольной моторики и мышц лица;
  • Воспитание слухового внимания и слуховой памяти;
  • Воспитание зрительного внимания и зрительной памяти;
  • Воспитание произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • Активизация и пополнение словаря по темам: «Строение тела человека», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы».

II этап.

  • Продолжение развития неречевых функций, указанных на подготовительном этапе;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация);
  • Воспитание просодии, речевого дыхания (удлинение выдоха);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Воспитание выразительности, ритма и темпа движений;
  • Развитие мыслительных операций: сравнение и обобщение;
  • Активизация словаря по темам: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Продукты питания».

III этап.

  • Закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
  • Развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, работа над дикцией;
  • Дальнейшее развитие просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации), работа над логическим ударением, плавностью и интонационной выразительностью фраз;
  • Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения;
  • Дальнейшее развитие фонематического восприятия;
  • Развитие мимики, пантомимики;
  • Активизация словаря по темам: «Мебель», «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы и развлечения», «Домашние животные», «Дикие животные».

IV этап. Формирование коммуникативных умений и навыков.

  1. Формирование навыков самостоятельных действий в художественно-речевой деятельности (рассказывание сказок, рассказов; слушание произведений разных жанров, мелодекламация):
  • Развитие способности быстро ориентироваться в новом речевом (или неречевом) задании;
  • Развитие способности самостоятельно находить ответ;
  • Развитие способности переключаться с одного вида художественно-речевой деятельности на другой;
  1. Формирование навыков самостоятельной  театрально-игровой деятельности (драматизации, инсценировки):
  • Умение исполнять небольшие монологи и диалоги между персонажами;
  • Умение согласовывать свои действия с действиями партнеров (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру);
  • Умение находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа.

3.        Активизация словаря по темам: «Профессии», «Весна», «Перелетные птицы», «Транспорт», «Школа», «Насекомые», «Лето».

Приложение № 3

Диагностика развития чувства ритма.

Исследование ритмического чувства провожу с помощью тестов, описанных в книгах: Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием», Москва, 1998, с. 13; Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», Москва, 1985, с. 96.; Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», Москва, 2004, с.83.

1. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу.

Логопед стучит по столу и предлагает ребенку простучать также.

        2. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции.

Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции:

        Стучать «по 2 раза»

                    Стучать «по 3 раза»

                    Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо»

  1. Воспроизведение ритмов по графической модели.

Ребенку предлагается постучать так, как нарисован ритм.

                                

        4. Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной деятельности.

        Предлагается спеть один куплет и прохлопать руками после показа ритмические рисунки знакомых песен:

         «Андрей-воробей».

             

         «Петушок».

         

                

 «Мы идем с флажками».

5. Ориентировка на «ритмическое чувство» в речи.

Придумать окончание стихотворных строк.

Подсчитать количество слогов в слове и назвать первый – последний слог, ударный слог.

Подобрать слово (картинку) к заданной графической схеме.

Придумать слово с заданным количеством слогов.

Оценка:

+ - точно выполняет ритмическое задание

о - ритмическое задание выполняет с ошибками

-  - не может выполнить ритмическое задание


Таблица № 1.

Результаты обследования чувства ритма в начале 2008-2009 учебного года

(подготовительная к школе группа с ОНР)

Фамилия и имя ребенка

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Воспроизведение ритмов по словесной инструк-ции

Воспроизведение ритмов по графической модели

Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной деятельности

Ритмическое чувство в речи

▐▐▐   ▐▐

▐▐▐   ▐▐   ▐▐▐

▐▐▐   ▐   ▐▐▐   ▐

«Андрей-воробей»

«Петушок»

«Мы идем с флажками»

Подбери рифму

Количество слогов в слове

Подбор слов (картинок) к заданной графичес-кой схеме

Придумать слово с за-данным количест-вом слогов

Аникин

Толя

о

-

+

о

-

-

о

-

о

-

-

-

Аверьянов

Алеша

-

-

о

-

-

-

о

-

-

о

-

-

Белова

Лиля

-

-

о

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Гаврилова

Лиза

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Жуков

Данил

о

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Кабатова

Тая

-

-

-

о

-

-

о

о

-

-

-

-

Корнилов

Сережа

о

-

о

-

-

-

о

-

-

о

-

-

Маргасов

Саша

о

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Минеева

Оля

+

о

о

о

-

-

о

о

-

о

-

-

Охлопков

Ваня

-

-

о

-

-

-

-

-

о

-

-

-

Садовников

Коля

-

-

о

-

-

-

о

о

-

-

-

-

Сафонова

Аня

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итоги:

+ - 8%

о - 33%

-  - 59%

+ -   0%

о - 8%

-  - 92%

+ - 8%

о - 50%

-  - 42%

+ - 0%

о - 25%

-  - 75%

+ - 0%

о - 0%

-  -100%

+ - 0%

о - 0%

-  - 100%

+ - 0%

о - 50%

-  - 50%

+ - 0%

о - 25%

-  - 75%

+ - 0%

о - 17%

-  - 83%

+ - 0%

о - 25%

-  - 75%

+ - 0%

о - 0%

-  - 100%

+ - 0%

о - 0%

-  - 100%

Результат:                1,3% -точно выполняют ритмические задания

19,4% - выполняют ритмические задания с ошибками

79,3% – не могут выполнить ритмические задания

Таблица № 2.

Результаты обследования чувства ритма в начале 2009-2010 учебного года

(подготовительная к школе группа с ОНР)

Фамилия и имя ребенка

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Воспроизведение ритмов по словесной инструк-ции

Воспроизведение ритмов по

графической модели

Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной

деятельности

Ритмическое чувство в речи

▐▐▐  ▐▐

▐▐▐   ▐▐   ▐▐▐

▐▐▐   ▐   ▐▐▐   ▐

«Андрей-воробей»

«Петушок»

«Мы идем с флажками»

Подбери рифму

Количество слогов в слове

Подбор  слов  (картинок) к заданной графичес-кой схеме

Придумать слово с за-данным количест-вом слогов

Александровская Лена

+

-

о

о

-

о

о

-

о

-

-

-

Володина

Оля

о

-

-

-

-

-

о

-

-

-

-

-

Герасимов

Саша

о

о

о

о

-

о

о

-

о

о

-

-

Гоголева

Оля

о

-

о

-

-

-

о

о

-

-

-

-

Дементьева

Оля

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Исаев

Максим

о

-

о

о

-

-

о

о

о

-

-

-

Кудрявцева

Полина

о

о

о

о

о

-

-

о

-

о

-

-

Мухин

Гриша

о

-

о

-

-

-

о

о

о

о

-

-

Празян

Богдан

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Трофимов

Артем

-

-

-

-

-

о

о

о

-

-

-

-

Федотова

Катя

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Чеснокова

Наташа

+

-

о

о

-

о

о

о

о

-

-

-

Итоги:

+ - 16%

о - 50%

-  - 34%

+ - 0 %

о - 16%

-  - 84%

+ - 0 %

о - 58%

-  - 42%

+ -  0%

о - 42%

-  - 58%

+ - 0%

о - 8%

-  - 92%

+ -  0%

о - 33%

-  - 67%

+ -  0%

о - 67%

-  - 33%

+ -  0%

о - 50%

-  - 50%

+ -  0%

о - 42%

-  - 58%

+ - 0%

о - 25%

-  - 75%

+ - 0%

о - 0%

-  - 100%

+ - 0%

о - 0%

-  -100%

Результат:                1,3% -точно выполняют ритмические задания

32,6% - выполняют ритмические задания с ошибками

66,1% – не могут выполнить ритмические задания

Таблица № 3.

Результаты обследования чувства ритма в начале 2010-2011 учебного года

(подготовительная к школе группа с ОНР)

Фамилия и имя ребенка

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Воспроизведение ритмов по словесной инструк-ции

Воспроизведение ритмов по графической модели

Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной деятельности

Ритмическое чувство в речи

▐▐▐  ▐▐

▐▐▐   ▐▐   ▐▐▐

▐▐▐   ▐   ▐▐▐   ▐

«Андрей-воробей»

«Петушок»

«Мы идем с флажками»

Подбери рифму

Количество слогов в слове

Подбор слов (картинок) к заданной графической схеме

Придумать слово с за-данным количест-вом слогов

Горбылев Сережа

-

-

о

-

-

-

о

о

-

-

-

-

ЗолотницинАлеша

+

о

-

о

-

-

о

о

о

о

-

-

Захаров Кирилл

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Логинова Аня

-

-

о

-

-

-

о

-

-

-

-

-

Левашов Вадим

о

-

-

-

-

-

о

о

о

-

-

-

Мамонова Алина

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Максимова Таня

о

-

-

о

-

-

о

-

-

-

-

-

Попов Артемий

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Ушков Никита

+

о

о

о

о

о

о

о

о

о

-

-

Хоменко Володя

о

о

о

-

-

-

о

о

-

о

-

-

Хорина Алена

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Шлячков Егор

+

о

о

о

о

о

о

о

о

-

-

-

Итоги:

+ - 25%

о - 25%

-  - 50%

+ - 0%

о - 33%

-  - 67%

+ - 0%

о - 42%

-  - 58%

+ - 0%

о - 33%

-  - 67%

+ - 0%

о - 16%

-  - 84%

+ - 0%

о - 16%

-  - 84%

+ - 0%

о - 67%

-  - 33%

+ - 0%

о - 50%

-  - 50%

+ - 0%

о - 33%

-  - 67%

+ - 0%

о - 25%

-  - 75%

+ - 0%

о - 0%

-  - 100%

+ - 0%

о - 0%

-  - 100%

Результат:                2,1% -точно выполняют ритмические задания

28,3% - выполняют ритмические задания с ошибками

69,6% – не могут выполнить ритмические задания

Таблица № 4.

Результаты обследования чувства ритма в конце 2008-2009 учебного года

(подготовительная к школе группа с ОНР)

Фамилия и имя ребенка

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Воспроизведение ритмов по словесной инструк-ции

Воспроизведение ритмов по графической модели

Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной деятельности

Ритмическое чувство в речи

▐▐▐   ▐▐

▐▐▐   ▐▐   ▐▐▐

▐▐▐   ▐   ▐▐▐   ▐

«Андрей-воробей»

«Петушок»

«Мы идем с флажками»

Подбери рифму

Количество слогов в слове

Подбор слов (картинок) к заданной графичес-кой схеме

Придумать слово с за-данным количест-вом слогов

Аникин

Толя

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Аверьянов

Алеша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Белова

Лиля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Гаврилова

Лиза

+

+

+

о

о

о

о

о

о

+

+

+

Жуков

Данил

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

о

Кабатова

Тая

+

+

+

+

+

+

о

о

+

+

+

о

Корнилов

Сережа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Маргасов

Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Минеева

Оля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Охлопков

Ваня

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Садовников

Коля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

о

Сафонова

Аня

+

+

+

+

о

о

+

+

о

+

+

о

Итоги:

+ -100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 92%

о - 8%

-  - 0%

+ - 84%

о - 16%

-  - 0%

+ - 84%

о - 16%

-  - 0%

+ - 84%

о - 16%

-  - 0%

+ - 84%

о - 16%

-  - 0%

+ - 84%

о - 16%

-  - 0%

+ - 100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 67%

о - 33%

-  - 0%

Результат:                89,9% -точно выполняют ритмические задания

10,1% - выполняют ритмические задания с ошибками

0% – не могут выполнить ритмические задания

Таблица № 5.

Результаты обследования чувства ритма в конце 2009-2010 учебного года

(подготовительная к школе группа с ОНР)

Фамилия и имя ребенка

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Воспроизведение ритмов по словесной инструк-ции

Воспроизведение ритмов по

графической модели

Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной

деятельности

Ритмическое чувство в речи

▐▐▐  ▐▐

▐▐▐   ▐▐   ▐▐▐

▐▐▐   ▐   ▐▐▐   ▐

«Андрей-воробей»

«Петушок»

«Мы идем с флажками»

Подбери рифму

Количество слогов в слове

Подбор  слов  (картинок) к заданной графичес-кой схеме

Придумать слово с за-данным количест-вом слогов

Александровская Лена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Володина

Оля

+

+

+

+

+

+

+

+

о

+

+

о

Герасимов

Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Гоголева

Оля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дементьева

Оля

+

+

+

+

о

+

+

+

о

+

+

о

Исаев

Максим

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кудрявцева

Полина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Мухин

Гриша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Празян

Богдан

+

+

+

+

о

+

+

+

+

+

+

о

Трофимов

Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Федотова

Катя

+

+

+

+

о

+

+

+

о

+

+

+

Чеснокова

Наташа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Итоги:

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100 %

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 75%

о - 25%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 75%

о - 25%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 75%

о - 25%

-  - 0%

Результат:                93,8% -точно выполняют ритмические задания

6,2% - выполняют ритмические задания с ошибками

0% – не могут выполнить ритмические задания

Таблица № 6.

Результаты обследования чувства ритма в конце 2010-2011 учебного года

(подготовительная к школе группа с ОНР)

Фамилия и имя ребенка

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Воспроизведение ритмов по словесной инструк-ции

Воспроизведение ритмов по графической модели

Оценка ритмической способности в процессе осуществления музыкальной деятельности

Ритмическое чувство в речи

▐▐▐  ▐▐

▐▐▐   ▐▐   ▐▐▐

▐▐▐   ▐   ▐▐▐   ▐

«Андрей-воробей»

«Петушок»

«Мы идем с флажками»

Подбери рифму

Количество слогов в слове

Подбор слов (картинок) к заданной графической схеме

Придумать слово с за-данным количест-вом слогов

Горбылев Сережа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ЗолотницинАлеша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Захаров Кирилл

+

+

+

+

о

+

+

+

о

+

+

+

Логинова Аня

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

о

Левашов Вадим

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Мамонова Алина

+

+

+

о

о

+

+

+

+

+

+

о

Максимова Таня

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Попов Артемий

+

+

о

о

о

+

+

+

+

+

+

о

Ушков Никита

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Хоменко Володя

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Хорина Алена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Шлячков Егор

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Итоги:

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-92%

о - 8%

-  - 0%

+ - 84%

о - 16%

-  - 0%

+ - 75%

о - 25%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 92%

о - 8%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+-100%

о - 0%

-  - 0%

+ - 75%

о - 25%

-  - 0%

Результат:                93,2% -точно выполняют ритмические задания

6,8% - выполняют ритмические задания с ошибками

0% – не могут выполнить ритмические задания


Приложение № 4.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма.

Этапы

Цель

Игры и упражнения

I.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм повтора

Предлагаются карточки-полоски, на которые наносятся повторные точки:

  1. Ребенок раскладывает на эти точки мелкие      предметы. Обязательно коснуться пальчиком точки и проговаривать: тут-тут…, вот-вот…, так-так
  2. Обмакнуть пальчик в краску и дотрагиваться до точек, проговаривая: топ-топ
  3. Ритмично наносить штрихи карандашом или краской одного цвета.
  4. Нахождение правильных карточек:

5. Автоматизация звуков с использованием карточек-полосок. Ребенок обязательно касается пальчиком точек и проговаривает:

               са   са    са   са   са   са   са   са   са   са

Этапы

Цель

Игры и упражнения

II.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм чередования

1. Предлагаются карточки-полоски, но ребенок будет располагать разные элементы по форме, величине, цвету. Можно использовать и другие различные элементы: буквы, цифры, фигурки и т.п.

Вначале можно давать опорные точки.

2. Дифференциация звуков с использованием карточек-полосок:

са     ша      са      ша     са      ша

3. Отработка произношения слов с различной слоговой структурой:

           

         ма  -  ши  -  на      ма  -  ши  -  на

4. Упражнения на прогнозирование «Продолжи ряд». Все элементы должны располагаться на одинаковом расстоянии.

Например:

Лучше использовать те буквы, которые ребенок путает.

Этапы

Цель

Игры и упражнения

III.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок.

  1. Игры и упражнения с предметами типа:
  • Поставь елочку справа  и слева от домика на одинаковом расстоянии;
  • Разложить фигурки, например квадраты, на одинаковом расстоянии от круга.

2. Зрительные и слуховые диктанты.

3.Дорисовывание незаконченных      симметричных изображений.

4.Художественно-декоративная деятельность

Литература.

  1. Агронович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2000.
  2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. Ярославль 2005.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Москва «Владос» 2002.
  4. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). Санкт-Петербург 1992.
  5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Москва 1996.
  6. Визель Т.Г. Как вернуть речь. Москва «ЭКСМО-пресс» 2001.
  7. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. Москва 1951.
  8. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Москва «Айрис-Дидактика» 2006.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва 1990.
  10. Картушина М.Ю. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. Москва «ТЦ Сфера» 2005.
  11. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. Москва 1998.
  12. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. Санкт-Петербург «Дельта» 1997.
  13. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. Москва «Айрис-пресс» 2004.
  14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Москва 1997.
  15. Маркова К.А. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. и Селиверстова В.И. Москва 1997.
  16. Новикова О.О., Новицкая И.П., Шмайко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом. Дефектология 1995, № 1.
  17. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Москва 1998.
  18. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. и Селиверстов В.И. Москва 1997.
  19. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. Москва «Издательство ГНОМ-Д» 2002.
  20. Тютюнникова Т., Боровик Т. Музыкальные инструменты Карла Орфа. Дошкольное воспитание 1998, № 2.
  21. Тютюнникова Т. Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа. Дошкольное воспитание 1998, № 9.
  22. Тютюнникова Т. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа. Дошкольное воспитание 1999, № 7.
  23. Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество. Дошкольное воспитание 2000, № 1.
  24. Четверушкина Н.С. слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.

В данном пособии излагается практический опыт работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Предложеня некоторые виды заданий по преодалению нарушений слоговой структуры слова....

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»

В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...