Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»
статья по логопедии (средняя, старшая группа)

Подвигина Татьяна Николаевна

В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._rabota_nad_slogovoy_strukturoy_slova.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение комбинированного вида

Детский сад №40 Кировского района

Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Подготовительный этап работы»

Подготовлено и проведено уч- логопедом

ГБДОУ № 40 Кировского района

Подвигиной Т.Н.

Санкт-Петербург 2019 

Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Подготовительный этап работы»

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса ( узнавание предмета по характерному для него звуку)и слуховой памяти на материале неречевых звуков  (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку.  Сколько раз ударили в барабан?).

Например: — Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

- Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (встать)… стоп. Влево… стоп, и т.д.

Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).

2.   Работа  над  ритмом   (сначала  над  простым,  затем   над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения  ритма:  отхлопывание  в ладоши,  отстукивание  мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

—  Сосчитать, сколько раз хлопнули  в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

—  Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

—  Узнавание   ритмов   и   соотнесение   их  с   определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

—   Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

—  Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

—   Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

—   Воспроизведение долгих звуков (дудка,  губная гармошка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический  рисунок  может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА

 

Предварительная логопедическая работа заключается в обучении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ла-доши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногойИ т. д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста, и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма,используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритмического рисунка контура простых слов.

 

Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:

1.Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал»! ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

2.   Подобрать как можно больше слов к определенной рит- ; мической структуре.

3.   Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные jкартинки).

Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура, слова

Отхлопывание ритмического рисунка   синтезированного контура

 Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выделением слога под ударением более громким хлопком:

ПА-па, па – ПА, ПА-папа, паПАпа, папаПА

 

Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка сломи проводятся на речевом материале в определенной последо-нагельности, с выделением хлопком каждого слога в слове.

Речевой материал:

-   двухсложные слова, состоящие из двух открытых сло-t он — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро, чесы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;

-   трехсложные слова из открытых слогов — панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, тополя и т. п.;

-   односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким и I. п.;

 

—двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш и т. п.;

—двухсложные слова с одним закрытым слогом и со стечем! и ем согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка, танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка, вафли, копна и т. п.;

—двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь, фартук и т. п.;

—трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пулемет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;

—трехсложные слова из открытых слогов со стечением согласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;

—трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка, рубашка, подушка, ботинки и т. п.;

3.   Формирование общей  координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.

4.   Упражнения  на  развитие динамического  праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу,   по   словесной   инструкции  или   под   счет:   кулак   — ребро, кулак — ребро — ладонь.

5.  Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение  движений   одновременно   обеими   руками   (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).

6.    Графические   упражнения

-  Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

- Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

-  на  переключение   (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=…

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

 

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина,   конец;  перед,   за,   после; первый,   последний.  Данные

понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и   сложной   слоговой   структуры.

 

- Взрослый дает ребенку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

-  Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?

- Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.

 

Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

 

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слого-вым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после «Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой?» И т.д..

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности «Сделай так, как я»: выполнение движений по образцу взрослого, игры, сопровождающиеся речью «Руки в стороны — в кулачок, разжимай — и на бочок», простые упражнения на формирование динамического праксиса рук «Покажи ладошки, спрячь ладошки»: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками «Подуди в дудку».Если ребенок знаком с понятиями один — много, то задание может быть следующим: «Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз.» Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

 

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка на основе образовательной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова)....

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...