Мастер - класс "Развитие речи дошкольников по средствам песочной терапии"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игры в песок и на склоне лет  человек приобщается к земле, приобретает душевное равновесие, спокойствие, гармонию с миром и с самим собой.

Дети 21 века с рождения окружены техникой и проявляют к ней немалый интерес. На инстинктивном уровне ребенок в 3 года знает, как найти нужную игру на планшете или телефоне, не понимая при этом, как самостоятельно одеться или почистить зубы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx437.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Улыбка»

Развитие речи дошкольников по средствам песочной терапии

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-11/1637259936_3-phonoteka-org-p-pesochnaya-terapiya-fon-krasivo-4.jpg

Подготовила и провела:

учитель- логопед Снегова Л.Е.

2022 год

    -Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игры в песок и на склоне лет  человек приобщается к земле, приобретает душевное равновесие, спокойствие, гармонию с миром и с самим собой.

Дети 21 века с рождения окружены техникой и проявляют к ней немалый интерес. На инстинктивном уровне ребенок в 3 года знает, как найти нужную игру на планшете или телефоне, не понимая при этом, как самостоятельно одеться или почистить зубы.

И от взрослых зависит, вредит гаджет или все-таки приносит пользу. Если приучить ребенка к игре на компьютере и, как только он заплачет или ему станет скучно, давать поиграть, малыш начнет воспринимать технологическую игрушку как единственное интересное занятие. Он быстро научится манипулировать родителями для скорейшего ее получения, а для того чтобы придумать себе другое дело, ребенку просто не хватит воображения. Но если технологиями дополнять занятия, а не заменять другие игры или общение, их использование ускоряет процесс развития.

И вот сегодня я хотела бы вам рассказать о некоторых приемах песочной терапии, которые можно использовать с детьми.

   И чтобы нам определить пары, в которых вы будете сегодня работать, возьмите, пожалуйста, жетончики из волшебного мешочка. Две команды: 1 команда – рисовать, другая – практическая работа.

   Проводя педагогическую  и коррекционную работу в песочнице, мы даем детям новую площадку, создаем мотив для получения новых знаний.

Занятия в песочнице можно разделить на три этапа:

  1. Вводная – ритуал входа
  2. Основная
  3. Заключительная – ритуал выхода

   Сейчас я вкратце расскажу про каждый этап.

1.Вводный (ритуал входа) – это можно сказать организационный момент, который позволяет ребенка ввести в учебную задачу и настроить на решение общеобразовательных задач. Задание на этом этапе несложные, обеспечивающие приятные ощущения, создание ситуации успеха. На этом этапе следует вспомнить и правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части – 5- 7 минут.

2. Основная часть – она занимает больше времени по объему  и здесь главную функцию выполняет ритуальный  персонаж. Это может быть королева песочница, королева песчинка, может быть песочный верблюд  а может быть черепаха. И вот эта смена ведущего очень благотворно влияет на детей, позволяет им раскрепостится, и погрузится в сказочную атмосферу.

3. Последняя – это заключительная часть – ритуал выхода, она сравнима по времени с ритуалом входа. Здесь ритуальный персонаж подводит итоги занятия, благодарит детей за выполненную работу и прощается с ними. И после ритуала выхода педагог становится активирован, и он спрашивает у детей о занятии и инициирует уборку песочницы.

    А сейчас я вам покажу, расскажу  и вы сами попробуете, как можно использовать песочницы и цветной песок в занятиях с детьми для способствования развития речи по лексической теме

 «Домашние животные»

Цель занятия: актуализация словаря по теме «Домашние животные» через использование элементов песочной терапии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных;

2. Активизировать и расширить словарь по теме домашние животные;

3.Формировать слоговую структуру слов,

4.Формировать грамматический строй речи.

5. Упражнять детей отвечать на вопросы  полными ответами.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую моторику;

2. Совершенствовать мыслительные процессы;

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

4.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, голос, фантазию, мимику, речевое дыхание, навыки ориентировки в пространстве;

5.Закрепить знания о свойствах песка.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать любовь к домашним животным;

2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

3. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.

Оборудование:

Интерактивная песочница с песком, цветной песок, миниатюрные фигуры домашних животных, автомобилей, домов, людей, деревьев, аудиозапись с голосами домашних животных, основа для выполнения работы с нарисованным силуэтами домашних животных, клей ПВА, кисточки, салфетки.

  Итак, начинаем.

  В  вводной части я у детей спрашиваю и у вас сейчас «А любите ли вы путешествовать? Давайте и мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну, но чтобы туда попасть нужно, произнести волшебные слова и совершить специальный ритуальный вход. Вот сейчас подойдите к песочнице и встаньте друг напротив друга. Протяните руки вперед над песочнице ладонями вниз и произнесите за мной заклинания:

«Куда мы с вами попадем

 Узнаете вы скоро

 В стране волшебной мы найдем

 Помощников веселых.»

Затем мы поздороваемся с песком, положите ладошки на песок, пальчики вместе. А теперь раздвиньте пальчики, сожмите пальчики, набирая песок, поднимите песок над песочницей и тонкой, тонкой струйкой сыпьте песок вниз в песочницу. А теперь возьми песок ладошками и перетрите песок между ладошками. И вот здесь можно спросить детей какие ощущения они испытывают, когда дотрагиваются до песка. (Какие ощущения испытываете вы – какой песок, -бархатистый, мягкий, добрый) . С помощью этого приема мы настраиваем ребят на дальнейшую продуктивную деятельность и работу. Через тактильные ощущения снимаем их психофизическое напряжение и в тоже время закрепляем свойства песка.

  А теперь возьмите линейки и разровняйте песок в песочнице. Переходим к следующей части занятий – основная часть. Вот здесь вводится ритуальный герой. А вот и он – это змейка. Королева и хозяйка песочной страны. Дети с ней здороваются. А вы знаете вчера, когда змейка лежала на песке – то она слышала чьи то голоса. Но не может догадаться, чьи она слышала голоса. А давайте мы ей поможем. (Да) (Включаются голоса домашних животных - корова, петушок, козочка – овечка, лошадь)

Чьи голоса вы слышали? (перечисляют) Правильно а скажите, пожалуйста как назвать их одним словом кто это?- домашние животные. А где живут домашние животные – рядом с человеком, в деревне. Я вам предлагают отправиться в деревню вместе со змейкой, рассказать ей о них и рассмотреть их поближе.

   Поставьте в песочницу пожалуйста средний и указательный пальцы правой руки. Я буду произносить слова, а вы будет двигаться по песочнице изображая дорожку – извилистую, прямую, кривую –

«Едем едем поутру ,

Везем в деревню детвору,

Малыши глядят в окошко,

Светит солнышко на них» – рисуем указательным пальцем солнышко а вокруг него лучики. Скажите мне какое солнышко? (яркое, круглое, желтое). А теперь указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки нарисуем травку – снизу вверх . Какая травка ( зеленая, маленькая, мягкая) А теперь сожмите кулачки правой и левой рук и поставьте отпечатки – это будут облака. Какие у нас облака? (пушистые, белые) Какие красивые слова вы подобрали для облаков. Молодцы.

   Вот на этом этапе занятия можно ввести ритуального персонажа который благотворно влияет на детей и погружает их в сказочную атмосферу, уточняем их знания по лексической теме, развиваем мелкую моторику, предлагаем детям порисовать на песке и оречевлять свои действия. Вот мы с вами и в деревне. Но что же здесь случилось- оказывается прошел песочный дождь засыпал всех жителей деревни, нам нужно их отыскать, а поможет нам в этом письмо жителя деревни. И проводится игра

«Найди домашнее животное». Читаем письмо и ищем животных, дети рассказывают, кого они нашли. В письме сказано, что первое домашнее животное спряталось около дерева. Маша найди дерево и раскопай животное – расскажи, кого ты нашла?- Я нашла корову. Ставьте ее на полянку. Второе животное спряталось около трактора. Наташа найди, пожалуйста его. Я нашла кошку. Третье домашнее животное около дома. Я нашла лошадку. А четвертое – около забора Я нашла собачку. Какие вы молодцы всех домашних животных отыскали. Давайте назовем кого мы нашли. (перечисляют)

   С помощью этой игры решаем следующие задачи – формируем ориентировку в пространстве  и уточняем знания детей по лексической теме. Далее можно провести игру –

« К кому подходит фермер».Детям говорю, что к животным подходит фермер и нужно рассказать к какому из животному он подходит.  Отвечать нужно полным ответом. (Фермер подходит к жеребенку, кошке). Также с помощью этой игры мы работаем над слоговой структурой слова. Следующая игра

«Волшебные домики»  Ставим  перед детьми следующую задачу, сообщаем детям о том, что скоро наступит зима и чтобы наши домашние животные не замерзли, нужно поострить для них домики, но домики будут не простые, они будут из волшебных камешков. Первый домик будет круг, а второй – треугольник. Строим круг из камешков и треугольник (можно  в парах или конкретно кому круг кому треугольник). Какие замечательные домики у вас получились. Сейчас мы расселим в домики животных. В круг поселим животных, в названии, которых два слога, а в треугольник – в названии которых три слога. Я поселю корову в треугольный домик потому что в этом слове три слога. Так мы работаем  с помощью этой игры  над слоговой структурой слова. Вы молодцы, вы спасли домашних животных вы расселили их по домикам, но сегодня выполнили не все задания. И предлагаю вам сделать на память змейке фотографии домашних животных. Чтобы змейка в своей песочной стране могла своим друзьям рассказывать о них.

   Рисуем цветным песком – практическая часть.

И вот в заключительной части детям можно сказать, ну что нам пора возвращаться. Благодарим за выполненную работу, за прекрасные фотографии и прощаемся с песочницей. Подойдите все сюда вытяните руки над песочницей и произнести слова

«Ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они

Спасибо добрый наш песок

Ты подрасти ведь нам помог»

   И потом когда педагог уже активирован можно спросить, о занятии и инициировать на уборку песочницы.

   А на этом наш мастер класс заканчивается и на протяжении всего мастер класса я наблюдала за вами и мне показалось,  что вы были заинтересованы, активны, увлечены. Но это лишь мое мнение, а я хочу чтобы вы сами поделились впечатлением о мастер- классе и выразить его можно через  смайлики. Если вам было интересно, и  вы взяли для себя что- то полезное, то прикрепите желтые прищепки к желтому улыбающемуся смайлику, если вам было не интересно и скучно, то прикрепите красную прищепку к красному смайлику. Спасибо всем большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...

Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника по средствам песочной терапии.

Немаловажным в развитии ребенка является спихофизическое здоровье и его эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье являетс...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Тематическое планирование для развития эмоциональной сферы дошкольников средствами песочной терапии

Данная система разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы дошкольников  и основана на авторских программах О.Ю. Епанчинцевой, Ю.С. Шиманович, М.А. Федосеевой...

Мастер-класс для педагогов «Организация образовательной деятельности по ФЭМП средствами песочной терапии»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности  в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии....

Конспект НОД по развитию речи По средством песочной терапии во второй младшей группе детского сада «Сказка за сказкой»

Конспект НОД по развитию речиПо средством песочной терапииво второй младшей группе детского сада «Сказка за сказкой»...