Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии
Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития связной речи | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А. Кравцова,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников, Берёзовский ГО, Кемеровская область,
e-mail: kravtsova.mariya.87@list.ru
Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
В статье рассматривается проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и подбор приемов и методов коррекционной работы, игровых заданий для воспитанников данной группы.
Ключевые слова: связная речь, речевая деятельность, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст.
Развитая связная речь - одно из преимуществ, существенно сказывающихся на полноценном качественном всестороннем развитии ребенка, его настоящей и дальнейшей успеваемости. Все психические процессы формируются при непосредственном участии речи. В связи с этим становление речевой функции выделяют, как одну из первостепенных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Процесс овладения речью предполагает, что ребенок должен научиться давать развернутые ответы, не ограничиваться только номинативной стороной предмета, а уметь дать ему описание, последовательно и аргументировано излагать свои мысли, выстраивать предложения, сохранять смысловую целостность и логику повествования. Речь ребенка должна быть связной. Такая речь предполагает овладение богатым лексическим запасом языка, усвоение языковых правил и норм, возможность практического применения, а именно достоверно и понятно, передавать окружающим содержание готового рассказа или своих собственных суждений.
В настоящее время понятие связной речи представляет собой сложное явление речевой деятельности, так как выступает в тесной связи с умственным развитием ребенка, особенностями его мышления, наблюдательности, способности к анализу, отбору основных свойств и качеств предмета, способности простроить причинно–следственные связи между событиями. Но процесс формирования связной речи может многократно усложниться, если наблюдается общее недоразвитие речи - патология, при которой у детей выявляются нарушения в структуре всех компонентов связной речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слуховым анализатором и сохранной интеллектуальной сферой представляет собой расстройство, которое охватывает фонетико-фонематический и лексико-грамматический компоненты речевой системы. В итоге возникает необходимость в разработке методик для устранения данной патологии.
Проблема формирования связной речи у детей с ОНР освещена в работах Г.А. Барановой, В.П. Глухова, Д.А. Демехиной, Н.С. Жуковой, С.А. Игнатьевой, Р.Е Левиной, Е.М. Мастюковой, И.А. Романовой, Т.Б. Филичевой, и др.
В работах исследователей отмечается сложность задачи коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, требующей длительного методичного влияния логопеда, воспитателей, родителей, раннего вмешательства педагогов в процесс формирования связной речи ребенка, путем применения игр и игровых задач.
Опора на игровые упражнения в коррекционно-логопедической практике позволяет детям активизировать речевые умения, развивать интеллектуальные способности, самостоятельно овладеть категориями сравнения, классификации предметов по определенным признакам, стимулировать активную речевую позицию, путем обогащения словарного запаса, и как результат развивать связную речь.
С точек зрения Д.А. Демехиной, С.А. Игнатьевой, достаточно эффективным при обучении детей с ОНР связной речи оказывается использование приемов мнемотехники. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи: развитие связной и диалогической речи; развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам; обучение детей правильному звукопроизношению; развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать и выделять существенные признаки; развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды) и др. [20]. Так например, можно использовать мнемодорожку, состоящую из 3-4 изоображений , по которой дети научатся составлять истории , рассказывать и запоминать скороговорки.
А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова отмечают, что одним из наиболее эффективных способов развития связной речи дошкольников с ОНР является сказка. Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: создание коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; развитие просодической стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; приобщение детей к истокам народной культуры.
В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, развивают воображение, наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются действенным средством формирования детской речи [46].Занятия по сказкам можно выстроить в такой последовательности: слушаем, уточняем (уточнение отдельных слов или словосочетаний –обогащение детского словаря), рассказываем, проживаем, сочиняем свою сказку.
О.А. Привалова рассмотрела театрализованную деятельность в логопедической коррекции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Элементы театрализованной деятельности необходимо использовать на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов. Главной целью использования элементов театрализованной деятельности на логопедических занятиях было создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. [50]. Так например, после знакомства с русской народной сказкой «Лиса и Журавушка», дети с удовольствием изображали отрывки из сказки, показывали настроение, с которым герои приходили друг к другу в гости на угощение, учились подбирать синонимы к качествам героев, передавали голосом и интонацией характер хитрой лисы и хлопотливой журавушки,
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей дошкольников, одновременно способствуя их совершенствованию. Для решения задач по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР должна состояться направленная коррекционная работа по развитию лексических и грамматических навыков под руководством учителя-логопеда.
- Демехина Д.А. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи / Д.А. Демехина, С.А. Игнатьева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2018. –Т. 3. – С. 48-52.
- Насибуллина А.Д. Возможности сказки в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 4. – С. 95-98.
- Привалова О.А. Театрализовнная деятельность в логопедической корреции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Привалова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61. – С. 248-250.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Консультация для педагогов "Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация может быть полезной для учетелей-логопедов, воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, так как в ней рассматриваетются особенности развития связной речи детей....
«Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста »
Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпо...