"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
статья по логопедии

Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия  с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не теряется в общении с куклой, не стесняется, ведет себя естественно и свободно, что помогает осваивать родной язык, стимулирует к правильному произношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_kukloterapii_v_korrektsionnoy_rabote.docx92.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода куклотерапии в коррекционной работе

 учителя-логопеда.

В основе общения лежит речь. Освоение родного языка – это первая ступенька высокой лестницы жизни. Чем ярче, выразительнее, внятнее, образнее речь ребенка, тем проще ему выразить свои мысли и чувства. А это значит, что и построить хорошие дружеские отношения в коллективе сверстников ему будет гораздо проще. Также не составит особого труда найти общий язык с детьми в новом коллективе – детском саду или школе.

Именно логопедические занятия для детей помогут ребенку всегда быть частью коллектива, общаться, дружить, выступать на праздниках. В качестве дополнения к занятиям можно  использовать специальную логопедическую игрушку. Что это такое? Это некий образец общения. Игрушка живет рядом с ребенком, умеет говорить, здоровается за руку, а также проявляет ряд основных эмоций, таких как смех, плач.

Многие  наверняка уже представили себе какого-нибудь робота и сразу отказались от затеи. Но все гораздо проще.  На наших логопедических занятиях мы используем  куклу-перчатку. Она надевается на руку и можно начинать игру! Веселую и полезную для развития речи ребенка.

C:\Users\Елена\Desktop\1671026397327.jpg

Такие игрушки вызывают у детей самый живой интерес. Ведь кукла (то есть взрослый) может рассказать удивительную историю, с ней можно поделиться своими переживаниями и даже воспитывать ее. А если быть уж более внимательным во время игры, то можно узнать о ребенке много нового.

Логопедические занятия для детей, выраженные с помощью игрушки, нередко рекомендуют  специалисты. Потому что результат такие забавы дают заметный. Ребенок не теряется в общении с куклой, не стесняется, ведет себя естественно и свободно.

В основе занятий с логопедической игрушкой лежат наши любимые детские сказки. Для коррекции речи  очень полезно то, что ребенок примеряет роли самых разных сказочных героев. И положительных, и отрицательных. Накладывается отпечаток и на воспитание ребенка. Он начинает глубже чувствовать ту тонкую грань  между  плохим и хорошим.

Еще одной немаловажной функцией, помогающей сформировать личность ребенка, является ассоциация себя с разными персонажами. Сначала ребенок учится общению с героями в игре, а уже потом эти навыки переходят на общение в коллективе со сверстниками. Логопедические занятия для детей в форме игры еще и развивают положительные качества у ребенка, такие как ответственность, понимание, сочувствие. Как это проявляется? Все в тех же играх. Ребенок кормит куклу, укладывает ее спать, успокаивает, играет с ней.

Подобные логопедические игрушки незаменимы и у детей старшего возраста. Потому что, используя их, дети рассказывают о своих переживаниях, при этом ребенок будет вести повествование от лица игрушки. Кстати, такой прием, именуемый кукольным театром, часто используют не только логопеды, но и психологи. Отмечается и заметное терапевтическое воздействие логопедических игрушек. Именно логопедические занятия с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, у которых наблюдается нарушение речи, неврозы. Таким образом, участие ребенка в таком своеобразном спектакле помогает осваивать родной язык, стимулирует к правильному произношению. Так как, озвучивая героя, ребенок старается произносить слова четко, правильно и громко, стараясь со всей выразительностью передать эмоции зрителям.

Особенно нужно остановиться на лечебной составляющей – развитии мелкой моторики рук. Ведь перемещая куклу, ребенок делает различные движения пальцами, которые заняты в это время куклой. Именно мелкая моторика считается важнейшим элементов логопедической коррекции. Некоторые специалисты приравнивают ее и к упражнениям по развитию речи.

Особенно удачно в играх использовать куклы с открывающимся ртом. Важно, чтобы рот у куклы открывался и закрывался синхронно с произносимыми взрослым звуками. Нередко куклы приобретаются вместе со специальными ширмами. Получается целый кукольный театр.

Таким образом, занятия для детей в форме игры дают хорошие результаты: развивают речь, внимательность, мелкую моторику пальцев ребенка, стимулируют правильное произношение, раскрепощают, влияют на  воспитание понятий добра, справедливости, ответственности.

Все перечисленные способы занятия с игрушкой, безусловно, влияют на коррекцию речи, развитие личности, коммуникабельность и успешную учебу в будущем. Поэтому такие  занятия  должны стать еще одним элементом в работе по развитию речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Статья «Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками»

Статья "Актуальные вопросы использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда со старшими дошкольниками"...

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Использование метода куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Аннотация: В статье говорится о том, что в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, метод куклотерапии  оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка.Ключ...

"Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда"

quot;Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда» В настоящее время, к сожалению, отмечается неуклонный рост числа детейс речевыми нарушениями, поэтому, поиск новых форм и м...