Использование метода куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
статья (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Васильевна

 Аннотация: В статье говорится о том, что в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, метод куклотерапии  оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка.

Ключевые слова: куклотерапия, адаптация, представление, инновация, процесс, коррекция.

 

 

   В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Дети с нарушениями речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

Поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи-один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.

           Одной из форм может быть игра-как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский). Обучающий материал, который преподносят ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и  порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с нарушениями речи в работу логопеда вошла инновационная технология-куклотерапия.

          Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психо-коррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

 Цель куклотерапии:

• помочь сгладить переживания;

• укрепить психическое здоровье;

 • улучшить социальную адаптацию;

 • повысить самосознание;

• разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности и тем самым создать благоприятные условия для коррекционного воздействия.

Значение куклотерапии в коррекции и развитии речи ребенка:

• пополнение словарного запаса;

• формирование правильного произношения;

• формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи;

 • усвоение элементов речевого общения;

• развитие связной речи, грамматического строя;

• развитие артикуляционного аппарата;

 • формирование слоговой структуры слова, фонетико-фонематических представлений.

             Многие авторы предлагают в работе с заикающимися детьми использовать перчаточные куклы, т.к. ширма позволяет такому ребенку спрятаться, раскрыться, преодолеть свои речевые комплексы. Согласно работам Елены Львовны Пеллингер, Людмилы Петровны Успенской, активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребенка. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

Замечание, сделанное не ребенку, а кукле, позволяет логопеду или педагогу незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Незнайка, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Витя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.

 Таким образом, с помощью куклы логопед может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т.д.

В работе с детьми хорошо использовать дидактическую куклу. Дидактическая кукла - обучающая кукла как вид наглядного пособия, используемого для решения коррекционно-образовательных задач в дошкольной педагогике.

Ее использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Кукла очень креативна, поэтому логопед может ее использовать на всех видах занятия (групповых, индивидуальных, фронтальных), как орг. момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания.

В куклотерапии используют такие варианты кукол:

• куклы-марионетки

 • пальчиковые куклы

• куклы на палочке

• куклы из ниток

• плоскостные куклы

 • перчаточные куклы

 • ростовые куклы

 • теневые куклы

 • куклы-дергунчики

Пальчиковые куклы

Способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Кукла на палочке

Вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Кукла из ниток

 Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь ребенка.

Кукла – перчатка

 Эта кукла - способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой - перчаткой.

 Куклотерапия проходит в три этапа:

• Первый этап. Выбор куклы. Также это может быть изготовление (пошив) куклы.

 •Второй этап. Знакомство с куклой и ее возможностями.

• Третий этап (последующие занятия) - собственно, игра, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сюжетных заданий педагога с помощью кукол и т. п.

 Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.

Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе коррекционной работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. Ведь ребенок с помощью куклы должен научиться говорить.

Следующий этап – выбор или изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Ребенок учиться планировать свои действия и словесно их выражать. Важно самим включиться в процесс выбора или создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому).

Второй этап - знакомство с куклой и ее возможностями. Обучение игры с куклой, церемония «оживления» куклы, вообще знакомство с куклой.

Третий и последующий этапы - заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием куклы. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем. А это может быть развитие понимания речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и другие коррекционные задачи в зависимости от структуры имеющегося дефекта у ребенка.

 При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо. При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка. Происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально - чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству.       

            Хотелось бы закончить следующими словами: «Игра с куклой - это мир реальности, в котором живет ребенок». Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в развитие ребенка.    

 

 

 

 

 

Библиографический список

                                                                                                                                                                       

 1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. /В.В. Цвынтарный. -СПб.: Лань 2001.                                                                                                                                                             

   2. Попова Н.Т. Театр с участием детей с интеллектуальным нарушением. / Дефектология. - 2005 №5 с.48-54                                                                                                                                            

 3. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, логопеда и педагога./ А.Ю. Татаринцева-СПб.: Речь, 2006.                                                                                                                          

  4. Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника (6-7 лет) / В.В. Мамаева, С.И. Карпова - СПб.: Речь, 2007.                                                                                                                            

  5. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками. И.В. Бунцова / Логопед в д/с № 9-10 - 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми

     Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок  активно проецирует воспринимаемый опыт в игрову...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со страхами"

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т. к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера де...

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...

"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия  с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не...