Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.
консультация по логопедии

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_ch.3_toropova_n.yu_.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение или преодоление задержки речевого развития у малыша посредством создание правильной речевой среды

(для родителей детей раннего возраста)

учитель-логопед Торопова Н.Ю.

Дорогие родители! Вы должны осознать, чтобы речь вашего ребенка развивалась полноценно, в соответствии с нормативами развития, необходимо создать или изменить систему домашнего воспитания. Эта задача первостепенна, если у вашего ребенка задержка речевого развития (ЗРР). Работа по развитию функции речи у малышей должна вестись взрослыми его ближайшего окружения по многим направлениям, некоторые из которых я вам представлю, и предложу игры, которые вы сможете проводить со своим ребенком в домашних условиях. Основными направлениями работы с вашими малышами являются:

  • Создание правильной речевой среды, способствующей формированию импрессивной речи у ребенка (понимания), «запуску» речи плохо говорящего ребенка, формированию у малыша навыков общения.
  • Развитие речеслухового восприятия, фонематического слуха - как неотъемлемой части становления звукопроизношения и словаря детей;
  • Стимуляция развития общей, мелкой, речевой моторики, физиологического и речевого дыхания;
  • Развитие просодических компонентов речи (голоса, темпа речи и т.д.)- как предпосылки овладения фонемным строем.

Создание речевой среды для плохо говорящего ребенка.

С ребенком необходимо постоянно беседовать, многократно проговаривая все режимные моменты, (одевание, раздевание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну), и, различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.). Такую же работу надо проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый должен говорить простыми короткими предложениями из 2-4слов, делать паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова необходимо произносить четко, с выделением ударного слога для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к малышу, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, затем делает паузу, затем отвечает на вопросы сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание.

Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку- вот так. Теперь давай умоем личико- вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал!

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике).

Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где  у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки- вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка? Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку (и т.д.)

На прогулке.

Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже- водичка. Дождик капал, капал- и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик, какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков (и т. д.)

Приготовление обеда.

(Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка). Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водички и воду поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросайте в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будем суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку). А теперь посолим суп. Вот так. (И т.д.)

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков). Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик, как помидорка? Правильно, вот он. А где жёлтый, как солнышко? А где кубик синего цвета, как море? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь, сюда. (и т.д.)

Таким образом, активное включение ребенка в совместную речевую деятельность, при организации правильной языковой среды, работы родителей над всеми компонентами речевой системы ребенка, будут способствовать предупреждению или преодолению отставания речевого развития у детей раннего возраста. В следующих наших встречах я раскрою вам, дорогие родители, какие ещё мероприятия с ребенком необходимо проводить в рамках представленных выше направлений.

Литература:

  • Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  • Косинова Е.М. Уроки логопеда.- Москва: Эксмо, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.

Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, ...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...