Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Наталья Сергеевна Гайворонская

Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gayvoronskaya_n.s_statya_2.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей. С каждым годом количество тех детей, у которых есть отклонения в плане речевого развития увеличивается. Среди таких детей преобладают дети старшего дошкольного возраста. Они, имея полноценный интеллект и слух, испытывают проблемы со звуковой и грамматической стороной языка. Как раз это и есть та группа детей, у которых наблюдается общее недоразвитие речи. Решению проблем, связанных с преодолением нарушений грамматики у детей, имеющих нарушения в речевом развитии, в отечественной логопедии посвящено большое количество работ Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, И.С. Жуковой, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Однако, даже с учетом уровня исследованности данной проблемы, она все равно все еще остается крайне важной и актуальной.

Проблема, связанная с неумением правильно менять слова во время их произношения, все еще детально изучается в современной логопедии, а вопросы, касающиеся методики развития навыка словоизменения, являются актуальными.

За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой, Ю.Ф. Гаркуши, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, т.к. каждый возраст ребенка как обусловливает текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.

В системе коррекционной работы по Н.В. Нищевой, в логопедической группе в 1–й год обучения развитие словоизменение имен существительных можно увидеть следующим образом:

«I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь):

1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа – названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.

2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).

3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

4. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно–ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

II квартал (декабрь, январь, февраль):

1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.

III квартал (март, апрель, май):

1. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д. [5].

Авторами Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой выделяются методы логопедической работы по развитию операций словоизменения у старших дошкольников у детей. Описаны принципы и приемы работ по данному вопросу. По мнению данных исследований, формирование навыка словоизменения следует осуществлять, учитывая онтогенетические закономерности в развитии лексики, морфологии и синтаксиса» [4, с.90].

В процессе логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение речевого материала. Авторы выделяют три этапа работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

«На первом этапе следует работать над формированием наиболее продуктивных и простых по семантике форм. В работе с именами существительными – это различение именительного падежа единственного и множественного числа.

На втором этапе авторы рассматривают работу над следующими формами словоизменения:

1) употребление и понимание предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм мн.ч.

Третий этап заключается в закреплении более сложных по внешнему оформлению и семантике, но менее продуктивных форм словоизменения» [1, с.33].

В работе с именами существительными это заключается в отработке умения употреблять предложно-падежные конструкции в косвенных падежах множественного числа.

«Формирование навыков словоизменения следует осуществлять по традиционной схеме: от словосочетаний к предложениям и далее к связной речи. Что касается организации работы, то в дошкольном образовательном учреждении предпочтительно начинать с наблюдений за словосочетаниями и только потом переходить к продуцированию словосочетаний и предложений. В логопедической работе по закреплению форм словоизменения так же важно учитывать сложность той или иной модели предложения, учитывать последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе» [3, с. 13].

Как известно, крайне важным для интеллектуального и речевого развития детей является коррекционная работа согласно индивидуальным особенностям ребенка.

Самой большой результативности в обучении детей с недоразвитием речи можно достичь во время занятий с 1-2 детьми. Объясняется это тем, что дети при небольшом количестве детей намного лучше воспринимают новые материалы.

Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является наиболее эффектной, если продолжительность занятий составляет 10 – 15 минут. Спустя 2 месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2 – 3 человек, а время занятий увеличить до 15 – 20 минут.

Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь логопеда и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп может включать 4 – 5 человек. Это дает возможность обеспечить совместные игры и уделить внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.

К.С. Запорожец в своей статье: «Методы и приемы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» отмечает, что «задания на развитие словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи имеют свои особенности. Выполнение упражнений для закрепления навыков словоизменения имен существительных основывается на использовании многообразных приемов логопедической работы, из которых можно выделить следующие:

– рассматривание и называние предметов, изображенных на картинках;

– добавление нужного слова в предложение» [2, с.4].

Г.А. Каше отмечает, что «установление системы словоизменения существительных выстраивается последовательно. Возникновение новых форм словоизменения в онтогенезе и проводится в такой последовательности:

I. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множительного числа.

Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:

1)грамматические формы с окончанием –ы;

2)грамматические формы с окончанием –и;

3)грамматические формы с окончанием –а;

4)грамматические формы с окончанием – j а

5) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

II. Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности с учетом следующих лингвистических факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе [3].

III. Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа ведется над предложно-падежными конструкциями и протекает с учетом последовательности их возникновения вонтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из – за, из – под. При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) винительный падеж с предлогами в, на, за, под, со значениями направления действия;

2) дательный падеж с предлогом по, с предлогом к;

3) родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;

4) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности».

О.И. Смилянец предлагает упражнения для дифференцирования форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже:

1. Изначально старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи показывают картинки, на которых изображены один или несколько предметов вперемешку. Задача детей состоит в том, чтобы подобрать изображения, на которых нарисованы различные предметы. Дошкольники с общим недоразвитием речи должны распределить картинки в 2 ряда: первый ряд – картинки на которых изображен один предмет, второй ряд – картинки на которых изображены несколько предметов. При этом, в конце упражнения дети с общим недоразвитием речи должны уточнить чем отличаются серии картинок друг от друга.

2. Далее можно сравнить эти слова друг с другом: стол – столы. Можно определить их различие по семантическому признаку ( стол – один предмет, столы – много предметов) и звучанию. Делается вывод: в конце слов, которые обозначают много предметов слышится звук Ы (стол –ы, слон – ы и т.д.)

3. Звук Ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающей несколько предметов.

4. Cтаршим дошкольникам с общим недоразвитием речи можно предложить другие картинки с изображением одного или несколько предметов. Учитель – логопед называет слово в единственном числе или множественном числе, дети должны показать соответствующую картинку. Для закрепления правильной формы слова в экспрессивной речи учитель – логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе [6].

Таким образом, работа по формированию навыка словоизменения имен существительных у детей с общим недоразвитием речи должна осуществляться в соответствии с определенными этапами, учитывая особенности детей данной категории. Проанализированные исследования выявили, что работа по формированию навыка словоизменения навыка существительных у детей с общим недоразвитием речи осуществляется сначала формированием наиболее продуктивных и простых по семантике форм, далее употреблением и пониманием предложно-падежных конструкций единственного числа, закреплением беспредложных форм множественного числа, затем закреплением более сложных по внешнему оформлению и семантике, но менее продуктивных форм словоизменения.

Список использованной литературы:

9. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи /Ю.Ф. Гаркуша // Логопед, 2004 - № 1. - С. 10 - 17

15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26481(дата обращения 20.04.2022 г.)

17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/1/0255/index.shtml (дата обращения 20.12.2022 г.)

22. Лалаева Р.И Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова – СПб.: Литера, 2001. – 160 с.

33. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство пресс, 2013. – 332с.

42. Смилянец О.И. Развивающие игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/29/- razvivayushchiye-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-grammaticheskogostroa-rechi.html. (дата обращения: 18.12.2022 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

     Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мыш...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи,  учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....

Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками

Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...

Формирование навыков словоизменения глагола по числам у дошкольников

Формирование навыков словоизменения  глагола по числам у дошкольников...

«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...