Конспект подгруппового занятия для старших дошкольников с ТНР и нарушением зрения на тему: «Дифференциация звуков с, з. Знакомство с обитателями необычного зоопарка».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тараненко Екатерина Валерьевна

Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [с], [з], и их дифференциации; познакомить со скороговорками.

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

  • упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • сравнивать характеристики звуков [с], [з];
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово;
  • развивать  артикуляционную, общую моторику, зрительное  внимание, координацию речи с движением.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать связную и диалогическую речь;
  • развивать фонематические представления, логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно - воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия друг с другом;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, ответственность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21«Ивушка»

            города Губкина Белгородской области

Конспект подгруппового занятия для старших дошкольников с ТНР и нарушением зрения на тему: «Дифференциация звуков [с], [з]. Знакомство с обитателями необычного зоопарка».

                                                                          подготовила: учитель – логопед

Тараненко Екатерина Валерьевна

г. Губкин, 2022

Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [с], [з], и их дифференциации; познакомить со скороговорками.

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

  • упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • сравнивать характеристики звуков [с], [з];
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово;
  • развивать  артикуляционную, общую моторику, зрительное  внимание, координацию речи с движением.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать связную и диалогическую речь;
  • развивать фонематические представления, логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно - воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия друг с другом;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, ответственность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, индивидуальные зеркала, кубики, игрушечные животные: заяц, собака, предметные картинки с изображением животных (лиса, заяц, собака, коза, слон, барсук, зубр, носорог, лошадь), два домика: на одном домике нарисован символ звука [с] - насос, на другом - символ звука [з] – комар.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1. Приветствие «Солнечные лучики».

Логопед: здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучики солнца. Логопед предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

Логопед: мы с вами хорошо поздоровались, а значит, и отлично сможем потрудиться, занимайте свои места.  

- Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие. Мы отправляемся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил, отгадайте загадки:

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст – и спит,

Кочерыжку съест – и сыт.

(Заяц)

Машет радостно хвостом,

Когда хозяин идёт в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков.

(Собака).

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку.

II. Основная  часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: молодцы, вы правильно отгадали загадки. Кстати, у этих животных, как и у людей, есть имена: собаку зовут Соня, потому что она любит долго спать, а зайца – Знайка, потому что он умный и знает ответы на все вопросы.

- Какие первые звуки вы услышали в именах наших гостей?

Дети: звуки [с], [з].

Логопед: правильно,  сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [с] и [з].

2. Правильная артикуляция  звуков [с], [з].

Логопед: дети, возьмите ваши зеркала, поставьте их перед собой так, чтобы было видно ваш ротик, выполним упражнения для язычка: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Накажи непослушный язычок».

- А сейчас вместе со мной проверим, как правильно нужно произносить звуки [с], [з]:

   звук [с] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы. Этот звук – глухой: складки не вибрируют, он произносится без голоса.

   звук [з] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [с]. Зубы в улыбке, губы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная, направлена посередине языка. Этот звук – звонкий: складки вибрируют, т. е. он произносится с голосом.

3. Анализ и сравнительная  характеристика звуков [с], [з].

Логопед:  ребята, предлагаю вам произнести звуки [с] и [з]. Что общего у этих звуков?

Дети: эти звуки согласные, твёрдые, язык расположен за нижними зубами. Логопед: В чём разница между звуками [с] и [з]? 

Дети: звук [с] – глухой, звук [з] – звонкий.

Логопед: почувствуем звонкость согласного звука [з], кладём руку на горлышко и произнесём з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук [з], если дрожания нет – это глухой звук [с].

4. Выделение звуков [с], [з] на слух.

Логопед: сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки [с], [з]. Если вы услышите звук [с], то хлопните в ладоши, а если звук [з]  - топаете ногами (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы, де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево, бусы, сова, тетрадь, ручка, змея).

- Ребята вы должны вслед за мной чётко произнести ряды слогов, и определить слог, который не подходит:

Са – са  – за.

Со – со  – зо.

Су – су – зу.

- Назовите все лишние слоги со звуком [з]?  

Дети: ЗА, ЗО, ЗУ.

Зы – зы – сы.

Зи – зи – си.

Зу – зу  – су.

- Назовите все лишние слоги со звуком [с]?

Дети: СЫ, СИ, СУ.

5. Физкультминутка «Зоопарк».

Логопед:  ребята, теперь мы отправляемся в зоопарк  вместе с зайцем Знайкой и собакой Соней. Поедем на поезде, потому что зоопарк находится очень далеко от нашего детского сада.

- Выходите все ко мне. Давайте представим, что один из вас паровоз, а остальные ребята - вагоны. Готов наш состав к отправлению? Тогда поехали. (Паровоз, встаёт вперёд, вагоны «прицепляются» сзади).

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,  –

«Тороплюсь!» – гудит:

«У-у-у-у…»

Логопед: вот мы и приехали в зоопарк, давайте немножко прогуляемся здесь.

По зоопарку мы шагаем

(Маршируют на месте)

И медведя там встречаем

(Раскачивание туловища).

Этот мишка косолапый

Широко расставил лапы,

(Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч).

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями).

Мы лисичку обхитрим

На носочках пробежим.

(Бег на месте на носках).

Подражаем мы зайчишке

(Ладони на голову, подскоки).

Непоседе – шалунишке.

Но закончилась игра

Заниматься нам пора.

(Вернуться на места).

6. Зрительная гимнастика «Тренировка для глаз».

Логопед: ребята, посмотрите, кто нас встречает в зоопарке?

Дети: нас встречают животные.

Логопед: давайте, мы сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки смогли внимательно рассмотреть всех животных, которые нас окружают в зоопарке. Посмотреть налево. Посмотреть направо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

7. Дифференциация звуков ] - [з] в словах.

Логопед: дети, этот зоопарк необычный, потому что в нём живут разные животные: дикие и домашние. И живут они все вместе, дружат друг с другом, никто никого не обижает.  Какие животные живут в зоопарке?

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на магнитной доске (лиса, заяц, собака, коза, слон, барсук, зубр, носорог, лошадь).

Дети по очереди называют сначала домашних, а потом диких животных.

Логопед: в названиях всех наших животных есть звуки [с] и [з]? Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети: лишняя картинка та, на которой нарисована «лошадь». Потому что в названии этой картинки нет звуков [с] или [з].

8. Игра «Найди животному свой домик».

Логопед: смотрите, к нам подбежали грустные собака Соня и заяц Знайка, наверное, у них что-то случилось. Мне кажется что, заяц Знайка хочет нам что – то сказать, давайте послушаем его:

Звери грустные стоят,

В домики попасть хотят.

Но не знают - Кто? Куда?

Помогите, детвора!

Логопед: наши звери просят вас о помощи. Поможем им, ребята? 

Дети: поможем.

Логопед: на магнитной доске находятся картинки с изображением двух домиков. На одном нарисован символ звука [с] - насос, на другом - символ звука [з] - комар. Вам нужно по очереди взять картинки с изображением животных и распределить их по своим домикам. Если в названии животного есть звук [с], то картинку помещаем в домик, на котором нарисован насос; если в названии животного есть звук [з], то картинку помещаем в домик, на котором нарисован комар.

Дети берут картинки с изображением животных (лиса, заяц, собака, коза, слон, барсук, зубр, носорог) с магнитной доски и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор. 

9. Дифференциация звуков [с] - [з]  в предложениях. Упражнение «Умные ушки».

Логопед: очень хорошо, ребята, все животные теперь знают, в каких домиках им нужно жить!

- Дети, многие животные этого необычного зоопарка умеют даже разговаривать, поэтому я хочу, чтобы напоследок вы научили их произносить скороговорки со звуками [с], [з]. Сейчас мы разделимся на две команды. Первая команда будет произносить скороговорку со звуком [с], вторая команда – скороговорку со звуком [з]. За правильные ответы вы получите кубики, победит та команда, у которой кубиков будет больше.

Задание для первой команды.

- В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком [с], столько же, сколько и кубиков. Постарайтесь назвать эти слова. Назовёте слово правильно – получите кубик.

Скороговорка: «Сорок сорок в короткий срок съели сырок».

Дети повторяют рифмовку  хором, по одному, называют слова: сорок, сорок, срок, съели, сырок.

Логопед  предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, чётко проговаривая слова, затем быстрее, потом ещё быстрее и очень быстро.

Задание для второй команды.

- В предложении, которое  я  произнесу, будет шесть слов со звуком [з], столько же, сколько и кубиков. Постарайтесь назвать эти слова. Назовёте слово правильно – получите кубик.

Скороговорка: «Завтрак завершён внезапно – заяц съел весь завтрак залпом».

Дети повторяют рифмовку хором, по одному, называют слова: завтрак, завершён внезапно, заяц, завтрак, залпом.

После выполнения задания логопед подводит итоги, считает кубики, называет, какая команда победила.

III. Итог занятия.

Логопед: молодцы, ребята! Я горжусь вами. Собака Соня и заяц Знайка тоже благодарят вас за старания! Вы очень понравились всем животным необычного зоопарка, они решили подарить каждому из вас билеты в зоопарк, чтобы вы снова смогли сюда вернуться. Вам понравилось наше путешествие в  необычный зоопарк? Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили на занятии? Чем эти звуки схожи? Чем отличаются? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным.

Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу каждого ребёнка и дарит звёздочку за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекционные:закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;развивать ...

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе «Радуга» на тему: «Дифференциация звуков ж-ш»

Сегодня 07.04.2022 для учителей начальной школы № 31 проведен семинар " Преемственность дошкольного и школьного образования, как необходимое условие формирования готовности к обучению"....

Коррекционное подгрупповое занятие в старшей группе для детей с нарушениями зрения «Все профессии нужны»

Цель: продолжать формировать представления детей о профессиях, их многообразии и значении.Задачи: - продолжать развивать зрительное восприятие сложной формы;- активизировать работу зрительных мышц;- п...