Конспект подгрупповой НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р. (6-7 лет) «Звук [С]. Буква С.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект открытого показа НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_pokaza_nod.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III ур. р. р.

(6-7 ЛЕТ)

«Звук [С]. Буква С.»

Разработала

 учитель-логопед

 Волкодав Елена Леонидовна

Цель: закрепление правильного произношения звука [С], знакомство с буквой С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить правильно произносить звук [С] в слогах, словах, фразах, давать характеристику звуку [С] с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

- упражнять в определение позиции звука в словах;

- совершенствовать навык деления слов на слоги,

- познакомить с графическим образом звука [С] – буквой С;

- учить составлять предложения с определённым количеством слов;

- осуществлять профилактику дисграфии;

- учить согласовывать количественные числительные с существительными;

- учить детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками (социализация);

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики, координацию движений с речью, внимание, память;

- развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, ребусов;

коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности и ответственности. Социализировать детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Предварительная работа: выполнение артикуляционной гимнастики на индивидуальных занятиях.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, конверт с письмом, «волшебная книга» с пазлами, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв, фонематические карточки «Считаю слоги», прищепки, карандаши, листы бумаги формата А4 с заданиями для самостоятельной работы.

  1. Вводная часть

Логопед входит с воспитанниками в группу, предупреждает их, что сегодня на занятие пришли гости.

Учитель-логопед. Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются.

Учитель-логопед. 

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас:

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

Учитель-логопед. Послушайте стихотворение загадку и отгадайте, о чем идет речь.

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена.

Дети. Цирк.

Учитель-логопед. А вы любите цирк? Хотите туда отправиться?

Дети. Да.

Учитель-логопед. Для этого нужно произнести волшебные слова:

«Сим-салабим. Мы в цирк хотим!»

  1. Основная часть

На экране появляется заставка «Цирк».

Учитель-логопед. Вот мы и в цирке. Только тут как-то пусто, нас никто не встречает. Посмотрите, кто-то оставил нам письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте ребята. Мы – артисты цирка. Фокусник решил пошутить и заколдовал нас, и мы стали: не слон, а …лон; не собака, а …обака, не клоун Славик, а клоун …лавик, не свинка Сплюшка, а …винка … плюшка. Теперь мы не сможем показать представление. Чтобы нас расколдовать, нужно выполнить задания. В этом вам поможет «Волшебная книга» с подсказками».

        Ребята послушайте еще раз: был слон – стал …лон, была собака – стала …обака, был клоун Славик – стал …лавик, свинка Сплюшка превратилась в …винку …плюшку.  

Ребята, назовите звук, который заколдовал фокусник.

Дети. Это звук [С].

Учитель-логопед. Верно, звук [С].

Чтобы выполнить задания проказника фокусника и получить подсказки, нам нужно научиться слышать, выделять и правильно произносить звук [С]. Тогда мы разрушим чары фокусника и поможем цирковым артистам. Вы хотите вернуть им пропавший звук? Вы справитесь?

Дети. Да.

Развитие общей моторики

Давайте приготовимся к выполнению заданий. Мы немного отдохнем и расслабимся. Представьте, что мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжелую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и все тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

Самомассаж лица

Учитель-логопед. Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ручки растираем и разогреваем,

Дети растирают ладони.

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Поглаживание лба от центра к вискам.

Губки разминаем и улыбку получаем.

Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

Учитель-логопед. А вот и «волшебная книга». В ней первая подсказка.

Учитель-логопед открывает книгу и показывает детям изображение зеркала.

Что это?

Дети. Это зеркало.

Учитель-логопед. А вот и зеркала. Они не простые, а волшебные. Зеркала помогут вам справится с заданиями. Тихонечко проходите присаживайтесь на свои места.

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего радуются.

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед. Артисты выступают с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые из них. Представьте, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, улыбаются.

Упражнение «Заборчик»

Клоун в цирке всех смешит:
То весёлый, то грустит.

Дети улыбаются. 

Упражнение «Качели»

Учитель-логопед.

На качели дружно сели,
Вверх под купол полетели.

Дети кладут язык на верхнюю губу, затем - на нижнюю.

А сейчас звучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Учитель-логопед читает текст, дети повторяют за ним звук д.

Барабанщик очень занят:

Д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит:

Д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай:

Д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай:

Д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане:

Д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет:

Д-д, д-д-д.

А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

А спортсменка-акробатка,
Ловко скачет на лошадке.

Рот открыт. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка 

 «Катушка»

Лапкой котенок катает игрушку,

Лапкой катает, как будто катушку.

Язычок сложи «катушкой»

И катай, как кот игрушку.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от нижних резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.

Учитель-логопед.

Улыбнись. Язык – как горка.

Посвисти. Тихонько только.

С-С-С-С-С-С.

Учитель-логопед.

Ребята, посмотрите в зеркало, произнесите звук [С].

Дети проговаривают звук [С] хором, индивидуально.

Учитель-логопед.

Проверьте, как у вас работают губы и язык:

- губы улыбаются;

- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- передняя часть языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;

- боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным кубам;

- по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

- горлышко молчит.

Учитель-логопед.

Ребята, когда мы произносим звук [С] воздух встречает преграду?

Дети. Да. Преграда есть. Это зубы. Значит звук с согласный.

Учитель-логопед. Послушайте внимательно С-С-С. Какой это звук? Фишкой какого цвета обозначаем его?

Дети. Звук [С] твердый. Обозначаем фишкой синего цвета.

Учитель-логопед. Давайте наденем наушники и произнесем звук [С]. Скажите, какой это звук?

Дети. Звук [С] глухой.

Учитель-логопед. Молодцы! За выполнение первого задания «Волшебная книга» дарит нам этот пазл. Когда мы соберём все пазлы, то разрушим магические чары фокусника и сможем расколдовать звук [С]. Теперь мы можем воспользоваться следующей подсказкой. Посмотрим, что для нас приготовила «Волшебная книга».

Игра «Помоги клоуну»

Учитель-логопед. Ребята, нам надо приготовить реквизит для выступления клоуна. Из ряда картинок выберите те, в названии, которых есть звук [С].

Дети называют слова и определяют, есть ли звук [С] в слове.

Слова: Лук, сундук, утюг, самокат, сапоги, часы, мяч, бусы.

Учитель-логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием! За выполнение второго задания «Волшебная книга» дарит нам пазл.

Учитель-логопед. А у нас новая подсказка. Это паровоз.

Мы должны определить, где находится звук [С] в слове: в начале, в середине или в конце слова.  Если звук [С] находится в начале слова картинку отправляем в первый вагончик, если звук [С] находится в середине слова размещаем предмет в вагончик, который находится посередине. И соответственно предметы со звуком [С] в конце слова размещаем в последнем вагончике. Слова для работы: Глобус, маска, суп, носок, кактус, ананас, сумка, стакан.

Дети размещают предметы согласно нахождению звука в слове.

Учитель-логопед. За правильное выполнение заданий мы получаем пазл.

Учитель-логопед. Ребята, давайте посмотрим, какую подсказку нам приготовила «Волшебная книга».

Учитель-логопед открывает книгу и показывает детям изображение ладоней.

Что это?

Дети. Это ладони.  

Учитель-логопед. Что делают дети в цирке, если им нравится представление.

Дети. Дети хлопают в ладоши.

Учитель-логопед. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. У вас на столе в лоточке лежат карточки и прищепки. Сейчас вы самостоятельно определите количество слогов в слове с помощью хлопков и закрепите прищепку на подходящее число.  

Логопед приводит пример, как пользоваться фонематическими карточками «Считаю слоги». Дети самостоятельно выполняют задание.

Слова для работы: сок, сова, колесо, часы, собака, лиса, самокат, самолёт.

Дети. Называют слово и говорят, сколько в слове слогов.

Учитель-логопед. Мы получаем ещё один пазл.

Физкультминутка - Антракт

Учитель-логопед. В цирке между отделениями представления бывает антракт – небольшой перерыв. Его я и объявляю. На весёлый танец нас приглашают озорные Чударики.

Дети выполняют под музыку ритмичные движения.

Учитель-логопед. Здорово отдохнули. Скажите, пожалуйста, какое слово со звуком [С] вы услышали в песне?

Дети. Это самолёт.

Учитель-логопед. Ребята, а теперь помогите мне закончить предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы…?

Дети. А буквы мы видим и пишем.

Учитель-логопед.

Давайте превратим звук С в букву и узнаем, какой буквой обозначается звук С на письме?

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

Сим-салабим увидеть букву хотим.

Слайд с буквой С. Буква С состоит из одного элемента – полуовала.

Учитель-логопед. Буква С любопытная или торопыжка?

Дети. Торопыжка. Она спешит выйти в дверь.

Учитель-логопед. Правильно. Мы отправим букву к её друзьям торопыжкам.

Учитель-логопед. Давайте представим, что у нас в руке мел и мы напишем букву С.

Учитель-логопед. Посмотрите, на какие предметы похожа буква С?

Дети. Называют предметы похожие на букву С.

Игра «Сыщики».

Учитель-логопед. А теперь «Волшебная книга» предлагает поиграть в игру «Сыщики». Ребята, у вас на столе лежат листы бумаги. Первое задание. Найдите все буквы С и обведите их синим карандашом в кружочек.

Учитель-логопед. Сколько букв вы нашли?

Дети. 10 букв.

Учитель-логопед. Правильно. А сейчас мы поможем девочке Соне собрать воздушные шарики с буквой С. От шариков с буквой С нарисуй ниточку и приведи её к руке Сони. А остальные шарики пусть улетают. 

Дети выполняют задание.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Цирк»

Учитель-логопед. Ребята, давайте выполним гимнастику для наших пальчиков. 

В цирке весело всегда, (хлопаем в ладоши)

Мы идем сейчас туда. (идем пальчиками по столу)

Мы увидим там гимнастов, (загибаем пальцы)

Акробатов, силачей, (перечисляем цирковые профессии)

Много клоунов весёлых,

Дрессированных зверей.

Учитель-логопед. У волшебной книги для нас есть ещё подсказка. Это ребусы. Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово. 

И сегодня мы поучимся разгадывать ребусы.

Рисунок нос + ок = носок, б + усы = бусы.

Игра «Прочитай слово по первым буквам» сумка, ослик, капуста.

Дети. Сок.

Сапоги, утка, паук.

Дети определяют в каждом слове первую буку.

Дети. Это суп.

Учитель-логопед. Молодцы. Вы заслуженно получаете пазл.

Подсказка от «волшебной книги» схема предложения.

Учитель-логопед. Мы должны составить предложения со словами, в которых есть звук С.

Дети составляют предложения.

Учитель-логопед. Волшебная книга дарит нам пазл.

Согласование числительных с существительными.

Игра «1, 2, 5».

Учитель-логопед. Сейчас фокусник начнет показывать свое мастерство. Посмотрим, что у него из этого получится? 

Дети. Да.

Учитель-логопед. Была одна лиса. Давайте посчитаем, сколько лис стало после превращения.

Дети. Две лисы. Пять лис.

Учитель-логопед. Была одна сова. Давайте посчитаем, сколько сов стало после превращения.

Дети. Две совы. Пять сов.

Учитель-логопед. Была одна собака. А стало?

Дети. Две собаки. Пять собак.

Игра «Кто исчез?»

Учитель-логопед. Фокусник продолжает показывать фокусы.

Учитель-логопед. Ребята внимательно посмотрите и запомните всех зверей и насекомых. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза.

Учитель-логопед. Открываем глазки. Кто же запомнил и скажет кто исчез.

Дети. Исчезла белка.

Учитель-логопед. Фокусник продолжает показывать фокусы.

Учитель-логопед. Ребята внимательно посмотрите и запомните все предметы. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза.

Учитель-логопед. Открываем глазки. Кто появился?

Дети. Появилась собака.

Учитель-логопед. Вы отлично справились с заданиями. За выполнение последнего задания «Волшебная книга» дарит нам пазл. Посмотрите, какая яркая картина у нас получилась. Мы смогли помочь, артистам цирка и теперь все ребята смогут приходить в цирк, и затаив дыхание смотреть представление.

  1. Заключительная часть

Учитель-логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

С каким звуком мы работали сегодня на занятии? Дайте характеристику звуку С.

Что вам запомнилось больше всего?

Какие задания показались вам трудными?

Дети. Отвечают на вопросы.

Учитель-логопед. Ребята, «Волшебная книга» благодарит вас. Вы все были активными, хорошо отвечали.

Ожидаемый результат:

- Дети правильно произносят и дают характеристику звуку С;

- подбирают слова с этим звуком;

- определяют позицию звука в слове;

- делят слова на слоги;

- составляют предложения с определённым количеством слов;

- знают графический образ буквы С;

- согласовывают числительные с существительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.

цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные  с использованием ТИКО конструктора...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста в форме мини квест-игры «По следам звука Р»

   Подгрупповое занятие с использованием песочных технологий в виде квест-игры, где дети нацелены на выполнение заданий. В завершении игры участники должны выполнить правильно и быстр...

конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Как мишка шишку искал"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.«Как Мишка шишку искал»Основная образовательная область – речевое развитие.Дополнительные образовательные област...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Звуки, которые нас окружают»

Занятие "Звуки, которые нас окружают"  знакомит детей с понятием «звук», учит различать звуки (речевые, музыкальные).  Дидактическая игра «Назови по порядку...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Автоматизация звука [Р]»

На данном занятии закрепляется навык правильного произношения звука  [Р]   в слогах,  словах и предложениях.Дети упражняются в определении наличия звука [Р] в словах,  ...