Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук. «Очень весело зимой».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

         Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением) являются первыми помощниками в общении.

https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02_ochen_veselo_zimoy.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук. «Очень весело зимой».

Авторы: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан,

Гаффанова Гульнара Минимурдовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • актуализация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы» (скрипит снежок, по морозцу, по снежку, холодный снеговик, снежный заяц, голуби воркуют, чёрные вороны, крошки воробьям);
  • автоматизация правильного произношения звуков (С) - (З);
  • дифференциация звуков (С) - (Ш).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие речевого слуха;
  • различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом;
  • развивать чувство ритма;
  • употреблять прилагательные «длинный», «короткий», «выше», «ниже»;
  • учить ходить по ограниченной плоскости;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать заботливое отношение к «пернатым друзьям».

Оборудование:

  • белая бумага (калька);
  • шнуры;
  • следы птиц;
  • изображения птиц на бумаге;
  • крупа и хлебные крошки в кулёчках;
  • звукозапись с голосами птиц.

Ход занятия

Воспитатель: Приглашаю вас сегодня на зимнюю прогулку. Давайте скорее одеваться (имитация движений).

1,2,3,4,5- собираемся гулять

Мы штанишки одеваем,

про носки не забываем,

свитерочки мы оденем,

шубку дружно застегнём.

Шапку, шарф завяжем,

варежки возьмём.

Валенки обуем и гулять пойдём.

Логопед: Какая чудесная погода для прогулки. Давайте вдохнём и выдохнем свежий воздух

Очень весело зимой
По тропе идём с тобой.
Ты с тропинки сойдёшь –
И в сугроб попадёшь.

(дети идут за воспитателем по ограниченной дорожке между двух шнуров «след в след» наступая на следы).

Воспитатель: Какие большие сугробы! И высокие, и низкие, вот такие! Покажите, какие сугробы на нашем пути.

Логопед: А к полянке не пройти, много снега намело – ночью была вьюга ( запись вьюги включить). Вьюга поёт – у-у-у-у (произносить с усилением звука). Как поёт вьюга?

Дети повторяют.

Логопед: 

Застонал лес м-м-м (произносить тихо, постепенно меняя высоту голоса).
Зашумели ели ш-ш-ш
(повторение детьми).
Стихла непогода, затихает вьюга у-у-у
(произношение с затиханием голоса).

Воспитатель:: Чтобы выйти на полянку, нужно расчистить дорожку. Смотрите, вот дорожки. Какие они? (обратить внимание на дорогу, обозначенную верёвочными шнурами).

Дети: Широкая и узкая.

Логопед: Покажите руками, какие дорожки. Широкую дорожку мы будем чистить вот так: у-у-у-ух! А узкую вот так: ух-ух-ух!

(дети выполняют задание).

Воспитатель:: Вот мы и вышли на полянку. Хорошо, солнышко светит, птички поют. Давайте послушаем, как поют птички.

Игра «Что услышали».

(прослушивание звукозаписи с голосами птиц: вороны, воробья, воробьёв)

Воспитатель: А что мы взяли с собой в дорогу? Посмотрим (открыть кулёчки с крошками и зерном, потрогать руками зерно и крошки, проговаривание).

Кому мы дадим зерна? А кому крошки?

Дети: Зёрнышки дадим голубям, а крошки рассыплем воробьям.

Логопед: 

Стало голодно зимой
Будем птиц кормить с тобой.

Упражнение-тренинг на развитие общей и мелкой моторики.

Голубям бросаем крошки,
Воробьям – зерна немножко.
Снегирю – кусочек сала,
Но сказал он: «Мало, мало!»
Тут ворона закричала: «Кар! Кар! Кар!»
Мы руками замахали:
«Кыш, кыш, улетай!
Наших птичек не пугай!»

имитация движений

потереть ладошку об ладошку

шаги на месте, высоко поднимая ноги

ритмичное произношение, погрозить пальчиком

Логопед: распугала ворона всех птичек, разлетелись они, и где только не сидят!

Гимнастика для глаз. 

(дети находят глазами силуэты птиц, расположенных в кормушке ,под ёлкой, на пенёчке,на ветке, в дупле).

Речевая гимнастика «Снежок».

(логопед в сопровождении художественного слова проводит речевую гимнастику-упражнение с детьми)

Скрип, скрип, – скрипит снежок, –
Погуляй, со мной, дру
жок,
По моро
зцу, по снежку,
И по быв
шему лужку.

Воспитатель: А на снегу остались следы. Посмотрим – отгадаем.

(схемы – следы птиц (большие и маленькие); следы человека; следы зайца)

Воспитатель: Маленький, беленький,

                            длинные ушки!

                          По лесочку прыг- прыг!

                              По снежочку тык-тык!

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: Правильно! Зайчик очень спешил, торопился и пришёл к нам не один, а со своими друзьями –зайчатами! Они рады, что пришли к нам в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, скажите им «здравствуйте». (  Помогают детям надеть перчатку на руки. Дети рассматривают зайчиков и говорят, что они белые, у них длинные ушки).

Зайчики хотят с нами поиграть!

Жил- был зайчик( хлопают в ладоши)-

Длинные ушки ( показывают ушки).

Отморозил зайчик ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

И поехал греться ( крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Воспитатель:У зайцев лапы замёрзли… Давайте наденем им на лапы валенки и попляшем, чтобы зайцы согрелись.( Помогают детям надеть на пальчики валенки. Зайцы пляшут под музыку на пенёчке)

- Наши зайчики согрелись. Давайте снимем валенки.

Какие ловкие, и проворные зайчики, так проворно и высоко прыгают! А кто это там прячется? Появляется лисичка и предлагает поиграть с зайчиками.

- Прыгают зайчишки- серы шалунишки.

Чутко ушками прядут….

Чтоб лисичка их не сьела! (Появляется лисичка.)

Прячемся под ели, чтобы нас не сьели! ( Быстро закрывают зайчика второй рукой)

Воспитатель: Вы молодцы, ловко помогали зайчиком спрятаться!

Не смогла лисичка поймать зайчиков!

песня зайчиков

Логопед: Смотрите, а вот след от снежного кома, здесь кто-то лепил снеговика.

(обыгрывание с имитацией движений: как надо лепить снеговика, какие комки нужны по размеру, как нужно катать снежный ком)

Физминутка « Снеговик»

- Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой снежок( идут по кругу, изображая будто катят перед собой снежный ком)

- Он превратится в снежный ком ( рисуют руками большой круг)

- И станет ком снеговиком (рисуют снеговика из трёх комков)

- Его улыбка так светла! ( Широко улыбаются)

-Два глаза, шляпа, нос, метла ( Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображающую метлу.)

- Но солнце припечёт слегка (медленно приседают)

-Увы!- и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами).

Логопед: Превратимся мы в снеговиков. Зимой снеговики радуются снегу и морозу.

Дети: Повторяют за логопедом: надуть щёки, придать лицу весёлое выражение глаз.

Логопед: А весной они грустят.

Дети: Повторяют за логопедом: опустить уголки губ вниз, придать печальный взгляд.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться домой.

Очень весело зимой.

По тропе идём с тобой.

Ты с тропинки сойдёшь.

В детский сад попадёшь.

Логопед: А теперь давайте расскажем, какая интересная прогулка у нас получилась.

(дети выполняют движения с логопедом в сопровождении художественного слова).

Раз, два, три, четыре, пять –
Мы в лесок пошли гулять.
Снежный ком большой слепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Дверь открыли и прошли,

А за нами снежный ком,

Нигде нам не найти такой,

А внутри секрет большой.

- шаги на месте.
- имитация лепки большого кома.
- движения пальчиками рук.
- присесть на корточки, произнести «УХ».
- лечь на ковёр, перекаты с бока на бок.
- встать, «отряхнуть» снег с одежды
(имитация движений)
- ладошки сложить под щёку.

Используемая литература:

  1. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. - Ростов Н\Д: «Аркти», 2004.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. - СПб.: «Мастера», 2007.
  3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб.: «Дельта», 1997.
  4. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
  6. Османова Г.А., Позднякова Л.А.  Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.: КАРО, 2007.
  7. Рымчук Н.А. Пальчиковые игры и развитие детской моторики.  - М.: «Рипол классик», 2008.
  8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию мелкой моторики "Умелые ручки"

Конспект открытого занятия в средней группе. В конспекте представлены пальчиковые игры, самомассаж, художествено-эстетическое развитие: рисование, лепка на пластилиновой основе....

Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию мелкой моторики рук "Прогулка в осенний лес"

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности в логопедической группе «Талепередача – «Моя мама лучше всех!»

Конспект совместной деятельности в логопедической группе «Талепередача – «Моя мама лучше всех!» могут использовать в работе воспитатели старших дошкольных групп....

Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....

Конспект открытого мероприятия в средней группе по развитию мелкой моторики и координации движений

Конспект открытого мероприятия на развитие мелкой моторики, с использованием нетрадиционного оборудования, по теме "Аквариум".  В образовательной деятельности присутствует интеграция об...

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию мелкой моторики рук аппликация из ниток « Цыплята»

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию мелкой моторики рук...

Конспект занятия НОД для младшей группы по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем пальчиками»

Учить пальчиковым играм. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, воображение и снимать психоэмоциональное напряжение;Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног....