«Игровой самомассаж как нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка сОВЗ»
консультация по логопедии

Пугач Рамиля Миннигараевна

Самомассаж- как один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких путей является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Это массаж, выполняемый не только самим ребенком, имеющим речевую патологию, но и благотворное воздействие имеет если выполняют взрослые на ребенке.

Массаж и самомассаж рук.

Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа (массажа), который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.

Массаж рук. Массаж пальцев рук. Массаж плеча, запястья, пальцев рук

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Массаж кистей и пальцев рук после маникюра — Болива

Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Массаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений: D:\РАБОТА ПО ЛОГОПЕДИИ\8 сад\Самообразование\massazh-ruk2.jpg

  • тыльной стороны кистей рук.
  • Самомассаж (массаж) ладоней.
  •  Самомассаж (массаж) пальцев рук.

Руки массаж картинки, стоковые фото Руки массаж | DepositphotosРуки массаж картинки, стоковые фото Руки массаж | DepositphotosРуки массаж картинки, стоковые фото Руки массаж | Depositphotos

Самомассаж лица и шеи

Самомассаж лица, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария), направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение. Самомассаж лица и шеи желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Очень важно, что перед массажем дети должны вымыть руки. Самомассаж необходимо обеспечить показом упражнений и одновременно проговариванием стихов, потешек, сопровождающих движения. 

Самомассаж ушных раковин

Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) также происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма.

Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ. Проводить его необходимо одновременно с обеих сторон (сразу двух ушек) подушечками большого и указательного пальцев рук, с помощью приемов разминания, растирания, поглаживания, не более двух минут. Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным, темп составляет примерно 6–12 дыхательных движений (вдохов-выдохов в минуту). Выполнять его можно в любой удобной для ребенка позе (сидя, стоя, лежа). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж. Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость оздоро...

Игровой самомассаж. Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам....

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ....

Мастер-класс «Интеллект – карта, как средство речевого развития ребенка»

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Самомассаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на здоровье детей...

Общение с дошкольником, как средство речевого развития ребенка

Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда педагог беседует с детьми, он целенаправленно активизир...