Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у детей с дизартрией"
консультация по логопедии (старшая группа)

Лукманова Яна Фанильевна

В консультации представлены общие рекомендации и подборка игр для развития грамматического строя речи у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      D:\Users\пользователь\Desktop\438084_1.jpeg

Консультация на тему:

«Играем и развиваем грамматический строй речи»

       

       

1. «Подбери слово», «На что похоже»

         Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета.

        Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям  

        могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое —  

        низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «машина», «сад» и др.

       Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это»,  

       когда дети по названным взрослым словам-определениям должны узнать объект, к  

       характеристике которого эти слова подходят. Например:

          а) деревянный (каменный), одноэтажный  (дом)

          б) деревянная, длинная (удочка,палка)

          в) круглый, резиновый (мяч)

          г) круглый, большой, зеленый (арбуз)

          д).круглое, румяное (яблоко)

         

2. «Скажи по-другому», «А как наоборот?»

        Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства,  

        различные действия, где к данным словам детям предлагается подобрать слова с  

        противоположным значением и др. Ниже приводятся примеры таких упражнений.

                                          Упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать  

       слова-                           синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.

                                               а) прилагательные: невеселый (грустный), храбрый (смелый);

                                               б) наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело).

       К данным                            словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу          

       педагога                               детям предлагается подобрать синонимы, например:

        Образец:                                невысокое дерево — низкое дерево;

                                                        неширокая тропинка — узкая тропинка.

                                               Составляемые синонимические пары:

                                              нехороший поступок (плохой поступок);

                                              нетрудная работа/задача (легкая работа/задача);

                                                                            неглубокий(-ое) ручей/озеро (мелкий(-ое)  

                                                                                                                                     ручей/озеро);

                                                                                   недоброе лицо/дело (злое лицо/дело) и т.д.

D:\Users\пользователь\Desktop\438084_1.jpeg

                         

3. «Повтори, не ошибись» (синонимы)

                                 Самолеты водят ЛЕТЧИКИ, ПИЛОТЫ,

                                 Очень нравятся им эти самолеты.

                                 По ТРАССАМ, ДОРОГАМ, ШОССЕ

                                 И ходим, и ездим мы все.

                                 РАДОСТЬ и ВЕСЕЛЬЕ царили в Новый год,

                                 У елки новогодней был радостный народ.

                                 В театрах АКТЕРЫ, АРТИСТЫ.

                                 А где же тогда футболисты?

                                 ОБМАН, НЕПРАВДА и ЛОЖЬ –

                                 Ты этим не проживешь!

                                 Была у нас ТАЙНА, СЕКРЕТ,

                                 Но больше секретов нет.

                                 У нас были МЕЧТЫ и ГРЕЗЫ

                                 О весенних цветах, о розах.

                                 МАШИНА и АВТОМОБИЛЬ

                                 Из сказки превратились в быль.

                                 По сравненью с воробьем наш пеликан

                                 Настоящий был ГИГАНТ и ВЕЛИКАН.

                                 Дом ОГРОМНЫЙ, БОЛЬШОЙ, ГРОМАДНЫЙ -

                                 Это было нам очень отрадно.

                                 День ПАСМУРНЫЙ, УНЫЛЫЙ и ДОЖДЛИВЫЙ -

                                 Все мелкий дождик шел неторопливо.

                                 День ЯСНЫЙ, БЕЗОБЛАЧНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ПОГОЖИЙ,

                                 На что-то хорошее очень похожий.

                                 Был он СМЕЛЫМ, ХРАБРЫМ и ОТВАЖНЫМ,

                                 Что для жизни нашей очень важно.

                                 Шепот ТИХИМ был, НЕГРОМКИМ и НЕСЛЫШНЫМ,

                                       Заглушал его шум листьев старой вишни.

                                             Путь был ТРУДНЫМ, НЕЛЕГКИМ, ТЯЖЕЛЫМ,

                                              Но в пути я был бодрым, веселым.

                                               Человек он НЕДОБРЫЙ и ЗЛОЙ,

                                                   Обойди ты его стороной.

                                                       УСТАЛИ, УТОМИЛИСЬ мы в пути

                                                       И рады были вновь домой прийти.

                                                       СПЕШИТЬ, ТОРОПИТЬСЯ не надо без толку.

                                                   Не надо и ПЛАКАТЬ, РЫДАТЬ без умолку.

         

D:\Users\пользователь\Desktop\438084_1.jpeg

4.«Доскажи словечко» (антонимы):

                                        То ДЕНЬ, то НОЧЬ, То ЛЕТО, то ЗИМА,

                                        Бывает УТРО, и бывает ВЕЧЕР,

                                        ПРОЩАНЬЕ грустное — и радостная ВСТРЕЧА.

                                        В жизни встречаем ДОБРО,

                                        В жизни встречаем и ЗЛО.

                                        Если ты сеешь добро, Значит, тебе повезло.

                                        Цвет бывает ЧЕРНЫМ и БЕЛЫМ,

                                        Человек - ТРУСЛИВЫМ и СМЕЛЫМ,

                                        Горы - ВЫСОКИМИ и НИЗКИМИ,

                                       Люди - ДАЛЕКИМИ и БЛИЗКИМИ.

                                       Дерево ВЫСОКОЕ, а кустик НИЗКИЙ,

                                       Солнышко ДАЛЕКОЕ, а берег БЛИЗКИЙ.

                                       Реченька ШИРОКАЯ - УЗКАЯ тропинка,

                                       НОВОЕ лукошко — СТАРАЯ корзинка.

                                       ДЛИННЫЕ дороги - КОРОТКИЕ тропинки.

                                       ГЛУБОКИЕ овраги — МЕЛКИЕ ложбинки.

                                      ОСТРАЯ бритва, а ножик ТУПОЙ.

                                      МАЛЕНЬКИЙ зайчик, а мишка БОЛЬШОЙ.

                                      ТЕМНЫЕ ночи - и СВЕТЛЫЕ дни.

                                      ДОБРЫЕ люди - и ЗЛЫЕ вруны.

                                      Одни ВЕСЕЛЯТСЯ - другие ГРУСТЯТ,

                                      Одни ГОВОРЯТ, а другие МОЛЧАТ.

                                      Одни горько ПЛАЧУТ — другие СМЕЮТСЯ.

                                      То вещи ТЕРЯЮТСЯ, то вдруг НАЙДУТСЯ.

                                      Можно ПРИХОДИТЬ и УХОДИТЬ,

                                      Можно ПРИЛЕТАТЬ и УЛЕТАТЬ,

                                      Можно ПРИПЛЫВАТЬ и УПЛЫВАТЬ,

                                       Можно ПРИПОЛЗАТЬ и УПОЛЗАТЬ.

                         5.«Определи, о ком так можно сказать»

                                   (с использованием соответствующих  

                         предметных картинок)

                                                     Предлагаемые пары слов: храбрый — трусливый

                                                                                                           (лев — заяц);

                                                      большой(-ая) — маленький(-ая)

                                                         (слон — мышь; ворона -воробей);

                                                    хитрая — глупый (лиса — волк);

                                                 ловкий — неуклюжий (кот — медведь) и т.д.

D:\Users\пользователь\Desktop\438084_1.jpeg

         

6.  «Что бывает круглое (высокое, красное и т. д.)?»

         Упражнение имеет многообразные варианты: что бывает квадратное, низкое, синее,      

         железное, горячее и т. д. Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой  

         выше, один из которых холодный, а другой горячий. Другой вариант: какой может

         быть стол? Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.

         Назвать, что или кто может: кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, Кому что  

         нужно: самолет — летчику, швейная машинка — портнихе и т.д.; или наоборот: что  

         нужно для работы учителю. моряку, пожарному.

         Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом и т. д.

         Из чего что сделано? Например, стол, книга, одежда. Усложненный вариант: назвать  

         части в целом. Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у  

         машины?

         Какое бывает: стекло, дерево, железо, камень и т.д.

         Кто что делает: повар - жарит, варит, печет и т.д.

     

7. «Загадки.»

        Место, где продают лекарства (аптека).  

        Сильная метель, снежная буря (вьюга).

        Часть суток от конца дня до начала ночи (вечер) и т.п.

        В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадав, ребенок аргументировал

        свой ответ. Позднее взрослый предлагает детям самостоятельно придумывать загадки.

         Кто это? Ходит, жует, мычит ...

        Летает, клюет, прыгает ...

        Ползает, шипит, жалит ...

           У птицы крылья большие, а у бабочки цветные.

          Лист клена резной, а лист рябины зеленый.

          Кто кем будет?

          Яйцо - цыпленком. Зернышко -... Гусеница -...

          Семьи.                      Перечислить членов семьи льва: лев, львица, львята и т.п.

                                                8. Многозначные слова.

                                               Взрослый предлагает детям  

                                                  сказать, что такое ручка. Возможны наводящие вопросы.

         Ручка                                 бывает у человека, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.

9. «Я знаю пять...»

                                                     Взрослый  предлагает детям задумать по пять предметов из  

                                                 каких-либо родовых категорий. Например, пять предметов  

                                                одежды, продуктов, профессий и т.д.

               D:\Users\пользователь\Desktop\438084_1.jpeg

                   10. «Третий лишний», «Четвертый лишний».

        Эти игры проводятся как на слух, так и с использованием предметов и картинок.

        Важно, чтобы ребенок обосновал свой ответ, употребив родовое понятие.

        Например:  береза, тополь, мак, клен – мак лишний ,потому что это цветок ,все

        остальные  деревья.

11. «Олины помощники»

        Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими  

        помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем  

        взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза,

       Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются,  

       жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги,

        уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г.

       «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого

         четверостишия:

                                           Оля весело бежит

                                           К речке по дорожке,

                                           А для этого нужны

                                           Нашей Оле... (ножки).

                                           Оля ягодки берет

                                           По две, по три штучки.

                                           А для этого нужны

                                           Нашей Оле ...(ручки).

                                           Оля ядрышки грызет,

                                           Падают скорлупки,

                                           А для этого нужны

                                           Нашей Оле ...(зубки).

                                           Оля смотрит на кота,

                                           На картинки - сказки.

                                               А для этого нужны

                                               Нашей Оле...(глазки).

                                                 После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка:

                                                    -Кто твои помощники?

                                                     Что они умеют делать?»

                                                                                                                           

       

 

 

       

       

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высшее. И среднее педагогическое учеб. заведений. - 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 233 с.

2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 48 с.

3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез, 2008. - 322 с.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: Academ A, 2008. - 398 с.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008. - 231 с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Издательство «Детство-Пресс». - М., 2007. - 231 с.

7. Гербова О.Е. Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ. - М., 2008. 121 с.

8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: изд-во ЛИТУР, 2009. - 321 с.

9. Журова Л.Е. Обучение детей грамоте в детском саду. - М., 2008. - 211 с.

10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007. - 231 с.

11. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи. - М.: Мозаика-Синтаз, 2005. - 107 с.

12. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией А.В. Петровского. - М., 2008. - 211 с.

13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.

14. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 322 с.

15. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. - М., 2008. - 322 с.

16. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 2006. - 322 с.

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. - М., 2004. 231 с.

18. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2009. - 211 с.

19. Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 2009. - 233 с.

20. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В. Ворошнина. - Пермь, 2006. -

21. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. - 238 с.

22. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 2007. - 233 с.

23. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М., 2011. - 233 с.

Интернет ресурсы

24. Дошкольное образование - Формирование грамматического строя речи [Электронный ресурс] - 2013 [Режим доступа] http://aawee.ru/razvitie-rechi/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rech.

25. Методика формирования грамматического строя речи [Электронный

ресурс] - 2009 [Режим доступа] http://rudocs.exdat.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.

Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать расска...

Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией (рекомендуемые лексические упражнения)

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации  речевой деятельности. Основным симптомов речевого ...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Консультация для родителей: " Развитие грамматического строя речи у детей с дизартрией"

В этой консультации создана подборка игр и упражнений для развития грамматического строя у детей с дизартрией...

Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...

Презентация на тему :"НАРУШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ"

Презентация на тему "Нарушения формирования грамматического строя у детей со стертой дизартрией"...

Консультация: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

       Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение ре...