Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста
консультация по логопедии

Пугачёва Лариса Анатольевна

Ранний возраст, являясь «стартовой площадкой» для гармоничного развития личности ребенка, требует более серьезного подхода к созданию благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одно из условий гармоничного развития личности ребенка – его правильное речевое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_vozdeystvie.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста

   Ранний возраст, являясь «стартовой площадкой» для гармоничного развития личности ребенка, требует более серьезного подхода к созданию благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одно из условий гармоничного развития личности ребенка – его правильное речевое развитие.

Наблюдения показывают увеличение количества детей, имеющих речевые затруднения.

   Своевременное и личностно ориентированное воздействие на различные звенья речевой функции позволяет удержать ребенка на онтогенетическом пути развития (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. Л. Леонтьев, Н. М. Щелованов, Г. Л. Розенгард-Пупко и др.). Успешное протекание освоения ребенком родного языка во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.

Общение со взрослым является для ребенка важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на позицию ребенка, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ним. Кроме этого важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

   Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной. В настоящее время имеется необходимость направленного пропедевтического педагогического воздействия на языковые и когнитивные компоненты, позволяющие своевременно оказывать содействие становлению речи, минимизировать отклонения речевого развития в раннем возрасте и предупреждать нарушения речи в дошкольном возрасте.

   Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Продуктивность занятий будет напрямую зависеть от уровня сформированности творческой индивидуальности педагога, проявления его активности, учета индивидуальных возможностей ребенка и того, насколько ребенку интересно взаимодействовать с педагогом.

   Активно воздействуя на ребенка в процессе речевого развития, педагоги должны строить свою работу на основе следующих общих педагогических принципов.

  1. Принцип доступности – соблюдение правила «от простого к сложному». Вначале идет отработка неречевого выдоха, затем речевого выдоха: пропевание гласных звуков, звукоподражания (в т. ч. слоги), затем – проговаривание слов (состоящих из одного слога, двух слогов и т. д.), произнесение фраз различной длины на одном выдохе, чтение стихотворений, пение песенок, выразительный рассказ, пересказ текстов.

Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

  1. Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) – предоставление ребенку заданий такого уровня, выполнение которых возможно в сотрудничестве с взрослым.
  2. Принцип системности – использование всех компонентов речевого развития детей в совместной деятельности с педагогом в различные режимные моменты.
  3. Принцип повторяемости. Повторение является одним из важных механизмов, позволяющих формировать у маленького ребенка умения, навыки. Количество повторений напрямую зависит от сложности информации, формируемого навыка.
  4. Принцип учета ведущей деятельности. Весь процесс взаимодействия с детьми строится педагогом в опоре на ведущую деятельность – игровую (предметную).
  5. Принцип развития структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами. Проводятся игры и упражнения по развитию речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук.

   Рассмотрим подробнее, с помощью каких игр, упражнений, приемов можно добиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возраста структурных компонентов речевой системы: речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук. 

   Развитие речевого дыхания

   Правильное звукообразование, паузация, достаточная громкость голоса, плавность речи, интонационная выразительность возможны только при правильном речевом дыхании. Речевой выдох должен быть центральным, сильным, длительным.

   При несформированном речевом дыхании ребенок может запинаться во время разговора, задыхаться. Поэтому необходимо сделать выдох сильным, уверенным, научить говорить на выдохе 4–6 слов.

   Важно помнить, что игры, направленные на развитие речевого дыхания, могут привести к быстрому утомлению ребенка, спровоцировать головокружение. Поэтому необходимы четкий контроль за временной протяженностью игры, не более 2–4 минут, чередование с другими упражнениями.

   Игры и упражнения на развитие глубокого вдоха: «Понюхай цветочки», «Ароматные коробочки», «Узнай фрукт, овощ» и т. д. При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вдоха: не спеша набираем воздух через нос, контроль за плечами – они не должны подниматься.

   Игры и упражнения на развитие длительного плавного неречевого выдоха: «Ветерок», «Вертушка», «Подуй на веточку с листочкам», «Сдуй с ладошки перышко», «Чей кораблик плывет быстрее?», «Бульки» и т. д.

   При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вы- доха. Во время выдоха воздух выходит только через рот, плавно, длительно, а не толчками. Губы не сжимать, щеки не надувать. Не допускать выхода воздуха через нос (при выдохе через нос аккуратно зажмите ноздри ребенка или поднесите к носу небольшую полоску из папиросной бумаги).

   Игры и упражнения на развитие длительного плавного речевого выдоха:

  1. Игры и упражнения на пропевание гласных (одного, двух, трех): «Воет ве- тер – УУУ», «Девочка плачет – ААА», «Зубки болят – ООО», «Плачет малыш – УА», «Заблудились в лесу – АУ», «Эхо», «Далеко-близко», «Громко-тихо» и т. д.
  2. Игры и упражнения на пропевание согласных: «Сдулся шарик – Ф-Ф-Ф», «Бе- жит водичка из крана – С-С-С», «Звенит комарик – З-З-З» и т. д.
  3. Игры и упражнения на пропевание слогов (по два и довести до трех). Подражание «Мычит корова – МУ-МУ», «Лает собачка – ГАВ-ГАВ», «Веселое путешествие: сигналит машинка – БИ-БИ; сигналит паровоз – ТУ-ТУ», «Птицы разговаривают: КО- КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК» и т. д.

   При выполнении этих упражнений необходимо побуждать ребенка к повторению за взрослым, контролировать модуляцию, силу голоса, пропевание звуков и сочетание слогов на одном выдохе.

   Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания

   Если ребенок не выделяет и не дифференцирует звуки, то речь без специально организованной деятельности по развитию фонематического слуха, восприятия, внимания развиваться не будет. Это может привести к тому, что у ребенка будет затруднено понимание обращенной к нему речи.

   Большинство детей с недостаточностью фонематических процессов вторично имеют нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, что препятствует развитию познавательных процессов и приводит к трудности освоения программы.

   Формирование фонематического восприятия надо начинать с узнавания неречевых звуков. Для этого можно использовать звуки, которые издают природа, животные и птицы, предметы и материалы, транспорт, звучащие игрушки, музыкальные инструменты.

   С целью развития фонематического слуха, восприятия, внимания можно проводить следующие игры и упражнения:

  1. «Коробочки со звуками». Формировать умения различать звучащие предметы. В одинаковые коробочки кладем разные предметы: крупу, песок, камушки.
  2. «Слышим звон и знаем, где он». Учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку, показывать направление.
  3. «Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  4. Игра «Кто молчал?». Развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (у-у-у, а-а-а, о-о-о, и-и-и). Ребенок «здоровается» с той игрушкой, голоса которой он не услышал.
  5. «Сломанный телевизор». Формирование речедвигательного образа звука. По беззвучной артикуляции гласного звука ребенок должен угадать, какой звук произносит педагог.
  6. «Отгадай, что звучит». Знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умение различать предметы на слух и по звучанию. Ребенку демонстрируют, как звучат различные предметы, сначала с показом этих предметов, а затем так, чтобы ребенок не видел предмет.
  7. «Разговор шепотом». На расстоянии 2–3 метров педагог шепотом просит ребенка что-либо сделать (например, принести игрушку) и т. д.

   Развитие артикуляционной моторики

   Использование игр и упражнений для развития артикуляционной моторики способствует подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков, формированию четкой красивой, понятной речи.

   С целью развития артикуляционного аппарата необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, например:

  1.  Развитие подвижности нижней челюсти – максимальное открывание и закрывание рта («Рыбки», «Птенчики», «Окошечко» и др.).
  2.  Развитие подвижности губ – растягивание губ в улыбку, вытягивание в трубочку («Я радуюсь», «Паровозик», «Волк», «Слоник», «Дудочка» и др.).
  3.  Статические упражнения для языка («Язычок в домике», «Лопаточка», «Блинчик» и др.).
  4.  Динамические упражнения для языка («Киска лакает молочко», «Слижи с верхней губы варенье», «Лошадка» и др.).
  5.  Упражнения для губ и щек («Сытый хомячок», «Голодный хомячок» и др.).

   Развитие мелкой моторики рук

   Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки являются важнейшими факторами, стимулирующими речевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

   Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у детей:

 формируются и совершенствуются двигательные умения, навыки;

 улучшается координация движений;

 совершенствуется моторика артикуляционного аппарата;

 пальцы становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими;

 исчезает скованность движений;

 происходит быстрое овладение словесными упражнениями;

 речь развивается интенсивнее.

   Существует множество игр, позволяющих развивать мелкую моторику рук. В процессе игры, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки: бусы и шнуровки, кукольную одежду на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и т. д., можно активизировать процесс совершенствования и развития движений кистей и пальцев рук. Вызывает достаточный эмоциональный подъем и интерес к совместной деятельности со взрослым использование различных материалов, развивающих моторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глина), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

   Усиливают процесс развития мелкой моторики и разнообразные варианты действий с предметами, игрушками и материалами: нажимать на резиновую грушу, полую грушу, получая струю воздуха; разминать тесто, пластилин, глину; вдавливать детали в пластилин; мять, рвать бумагу; нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; заводить ключиком игрушки; собирать паззлы, мозаику; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок; расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии; шнуровать и многое другое.

   Игры с пальчиками. Игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, бывают как без речевого сопровождения, так и с речевым. Используется сочетание речи и движений рук, договаривание слов и строк. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. В современной методической литературе пальчиковые игры и гимнастики представлены в достаточной мере.

   Важно отметить, что использование этнопедагогических техник (потешки, пестушки, фольклорные тексты специфически детского репертуара, колыбельные) имеет большой педагогический и практический смысл. И уходит глубокими корнями «семейного» использования , включает в себя традиционные народные, отшлифованные поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми. Применение этнопедагогических техник в профилактических целях помогает активно включать семью как «малый социум» в активное взаимодействие с педагогом и ребенком, в овладение культурной и языковой средой.

 Ваторопина Светлана Витальевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Муд- рого», г. Великий Новгород

svevator@mail.ru

Смородина Елена Николаевна,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгород

sadik.62@mail.ru

Ракова Светлана Васильевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного мероприятия по познавательно- речевому развитию детей раннего возраста

Программные задачи:Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, воспитывать любовь к родному языку.Учить слышать и понимать речь воспитателя, выполнять его указания и движения в соответст...

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексное занятие. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Данное занятие я разработала и провела открытым при обмене опытом с коллегами. Оценка "Отлично" со стороны коллег меня порадовала....

Комплексное занятие. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Данное занятие я разработала и провела открытым при обмене опытом с коллегами. Оценка "Отлично" со стороны коллег меня порадовала....

«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».

«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)». Современный мир выдвигает дос...

Открытое комплексное занятие для познавательного и речевого развития детей раннего возраста с 9 до 12 месяцев с применением инновационных технологий:"В гости к нам пришёл дружок"

Цель: Дать представление о домашнем животном – собачке. Развивать познавательный интерес к нему через различные действия с ним.                  ...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....