ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ (МДР)
консультация по логопедии

Пугачёва Лариса Анатольевна

Использование логопедического массажа, массажа лошками и биоэнергопластики в работе по устранению недостатков произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пугачева Лариса Анатольевна,

                                                                                           учитель-логопед            МДОУ

                                                                                          «ЦРР – детский сад  «Дружба»

г. Качканар

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ (МДР).

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

С другой стороны, практика показывает неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Исследования в массовых садах показывают, что в старших и подготовительных к школе группах от 50 до 70% детей имеют отклонения в речевом развитии. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети со стертой дизартрией нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Дизартрия — органическое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).

В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. К признакам дизартрии относятся:

  • при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или замедленный, но в обоих случаях непонятный.

        Стертая дизартрия чаще всего диагносцируется после 5-ти лет. Все дети, симптоматика у которых соответствовала стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения. При стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной.

– Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.;

– Психолого-педагогический аспект, осуществляется дефектологами, психологами, воспитателями, родителями.

– Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью и проводится дифференцированный логопедический массаж.

К сожалению, не везде логопедические кабинеты оборудованы для проведения полного массажа: нет специальной кушетки, нет возможности для обработки использованных логопедических зондов. Решением проблемы в моей практической деятельности послужило использование индивидуальной детской кровати (в спальной комнате) и одноразовых зондозаменителей при логопедическом массаже (фото). Следующим моим шагом в применении массажа был самомассаж ложками. Используя рекомендации замечательного автора Ольги Игоревны Крупенчук (учитель-логопед речевого центра Санкт-Петербурга, победитель многих конкурсов, автор книг по логопедии) отметила  преимущества работы с ложками: 

  • Ложки есть у всех
  • С ложкой связаны приятные ассоциации
  • Дети умеют обращаться с ложкой.
  • Ложки можно просто помыть
  • Массаж ложками можно проводить в подгруппах
  • Движения массажа достаточно просты, ребенок легко с ними справляется
  • Ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и не сделает себе больно

Кроме этого:

  • Ребёнок легко усваивает названия частей лица
  • Массаж  помогает в практическом усвоении предлогов
  • Можно использовать разную температуру для расслабляющего и стимулирующего эффекта 
  • Массаж ложками будет служить хорошей подготовкой к зондовому массажу

Своевременное устранение недостатков      произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которых является артикуляционная гимнастика.

Побывав на лекциях Елены Филипповны Архиповой (д-р пед. наук, профессор МПГУниверситета), «заразилась» её авторской методикой проведения артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой и биоэнергопластикой.

Функциональная нагрузка - стандартная нагрузка (дозированная или с максимальным напряжением) на орган, систему или организм в целом, предназначенная для оценки их состояния и функциональных возможностей, а также для выявления скрытых (компенсированных) изменений (функциональная нагрузка | Медицинская энциклопедия MedCanal.ru?automodule=enc&prp=64187.html)

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия - это энергия, которая находится внутри человека.

Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это человек, сила и пластичные движения.

 Дети с огромным удовольствием включаются в процесс обучения, сами придумывают движения при показе упражнения.

Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики  (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губа.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем      
ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.   В.А.Сухомлинский.

Таким образом, подобрав комплект материалов для массажа, составив индивидуальный график проведения, имея место для проведения, а так же адаптировав  авторскую методику, был создан  комплекс условий для устранения патологической симптоматики.

Результатом  применения различных видов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой и биоэнергопластикой является положительная динамика в состоянии общей моторики в среднем на 20%; ручной моторики – на 20%; мимической моторики в среднем на 15%; артикуляционной моторики – на 30%; произносительных компонентов речи – на 20%.

  • Логопедический массаж является одним из наиболее  действенных способов коррекции речевых расстройств, так как механическое воздействие изменяет состояние мышц.
  • Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы речевого аппарата, способствует развитию силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребёнка, способствует развитию координации движений, мелкой моторики пальцев рук, развитию памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи, формированию умения действовать по словесной инструкции.

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационной технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация подготовлена для выступления на педсовете. В ней представлены: выдержки из нацпроекта "Образование", квалификационных характеристик должностей работников образования, средства ИКТ...

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В связи с введением ФОП в дошкольное образование можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые формы образовательного процесса и изменить его содержание. В современных условиях раз...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...