Консультация. дидактические игры и задания для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии

Никифорова Наталья Юрьевна

Консультация. Раскрываются понятия фонематический слух, фонематическое восприятие. Описываются игры и задания для развития фонематического слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и задания для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию.

Фонематическое восприятие – это более узкое понятие, включающее в себя различение на слух основных частей слова (слога, звука), дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих.

С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Фонематическое развитие происходит, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок. Помогут в этом несложные игры и  задания:

«Найди одинаковые звуки».

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук (например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант). Вариант: раскрасить эти картинки.

«Что лишнее?» 

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком.

Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю (указание: обрати внимание на первые звуки) (например: бабочка, бант, заяц, бочка, кот, ель, козел, колобок, зонт, замок, шар, заяц). Варианты игры: обратить внимание на последний звук (соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус); на количество слогов (например: кот, мак, рак, лиса); на гласный или согласный звук начинается слово (например: азбука, дерево, стол, медведь); на мягкий или твердый согласный начинается слово (например: зуб, свеча, лампа, лиса).

«Внимательные руки».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука — поднять правую руку, если с согласного — левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета). Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине, конце слова), его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог — один хлопок в ладоши, два слога — два хлопка, три слога — три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова.

«Путаница».

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух. Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи — зима, ка-ру — рука, но-ки — кино, ги-ша — шаги и т. д.)

«Подбери слог и закончи слово».

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха.

Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово (например: ва-за, ня, ся, та; ро-за,). Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

«Мячик-смягчитель».

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно (например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)

«Необычные цветы».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков. Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук (например: Р — забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз — шесть лепестков).

 «Составь слово по картинкам».

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор — кот; лимон, индюк, светофор, арбуз — лиса и т. д.) Вариант: составить слово на слух, без картинок.

«Цепочка слов».

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…} Вариант: можно использовать подбор картинок.

 «Найди слова в слове».

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры: перед играющими, демонстрируется слово, дается установка: «Из букв этого слова составьте и запишите новые слова». Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Использованная литература:

1.Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха».

2.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....

Практикум для родителей родительского клуба "Умелые родители" на тему "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...

Консультация для воспитателей «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средств...