Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Стук Ольга Николаевна

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Формирование фонематического восприятия  дошкольников , как залог успешного обучения в школе «

Консультация для родителей детей старшей и подготовительной   к школе групп

Всем  известно , что за последние десятилетия количество детей с нарушениями речи выросло во всём мире .Речь у детей появляется позже . Нарушения произношения стали стойкими и не  проходят не только до школы , но и в начальных классах без помощи специалистов –логопедов. Коррекция звукопроизношения стала процессом трудоёмким и не всегда эффективным . Одной из причин является нарушение фонематического слуха. Фонема – это звук речи . Фонематический слух –различение звуков речи .Решающим фактором развития фонематического слуха ребёнка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми . Формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции  ; причём наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость : умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребёнку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля . Слуховой контроль сохраняет своё значение и после того , как звук усвоен .Об этом свидетельствует постепенная  потеря речи у поздно оглохших людей .Слуховое восприятие может быть активным  и целенаправленным лишь при условии достаточно сформированного и устойчивого внимания .Внимание же только тогда развивается успешно ,когда новое включается в уже сформированные связи  дополняет и развивает их . Эти связи основаны на памяти . Таким образом при нарушении одного из факторов страдает фонематическое восприятие и следовательно зависящее от него звукопроизношение  . Следовательно,  будущий ученик будет писать так как говорит . У него нарушено не только звукопроизношение , но и слуховой контроль . Часто родители, озабоченные подготовкой к школе, водят ребёнка к логопеду , но прекращают занятия после постановки звуков не смотря на то,  что речь его ещё не совсем чистая  и иногда он путает звуки или их последовательность . На письме у такого ребёнка будут стойкие замены, пропуски букв . То есть будет нарушена письменная речь. Нарушения устной и письменной речи являются одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов .

Нарушение фонематического  восприятия мешает овладевать не только звуковой стороной речи ,но и словарным запасом, грамматическим строем и тормозит развитие речи в целом .

Развитие фонематического восприятия – это большая проблема, которой занимаются специалисты .А что же могут сделать родители? Ведь они не являются специалистами в этой области?! Вот некоторые рекомендации :

  1. Следите за своей речью . Она должна быть чёткой и  правильной .
  2. Своевременно  обращайтесь к специалистам для коррекции недостатков речи у детей не ждите  что само пройдёт .
  3. Выполняйте все рекомендации логопеда .Серьёзно относитесь к выполнению домашних логопедических заданий , если хотите прочных результатов.
  4. Минимальное снижение слуха может быть причиной нарушения фонематического восприятия . Обратите внимание во время болезни ребёнка или сразу после неё на следующие моменты : не переспрашивает ли Вас ребёнок ; не говорит ли он слишком громко или слишком тихо; не смотрит ли внимательно на артикуляцию говорящего ; не включает ли на большую громкость телевизор ; не искажает ли слова , нет ли ошибок в озвончении или оглушении согласных ; не пропускает ли слог в начале или конце слова ? Если вы заметили подобные нарушения обратитесь к ЛОР-врачу , логопеду. Занимайтесь профилактикой простудных заболеваний .Укрепляйте здоровье детей .
  5. Для развития фонематического слуха можно посоветовать некоторые игры ,которые вы сможете проводить с детьми на досуге : « Послушаем тишину « ( закрыть глаза и минуту слушать звуки окружающего пространства и затем назвать их источники ) ;» Угадай , кто позвал ? «( ребёнок закрывает глаза и в это время кто-то из окружающих должен его окликнуть . По тембру голоса ребёнок определяет кому он принадлежит );» Поймай звук «( взрослый произносит звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши на  условный звук );» Хлопни в ладоши «( взрослый произносит слова , а ребёнок хлопает в ладоши,  когда слышит слово на заданный звук );» Кто больше слов придумает ? «( придумать как можно больше слов на заданный звук );»Волшебная цепочка «( взрослый произносит слово,  ребёнок определяет на какой звук оно закончилось и придумывает слово на этот звук);» 5 слов « ( придумать по 5 слов на заданный звук в начале, середине , конце слова» ;» Сигнальщики»( взрослый называет слово,  а ребёнок находит в азбуке соответствующую букву и показывает); кроссворды и другие игры
  6. Разучивайте с ребёнком стихи, скороговорки , делайте их аудиозаписи и прослушивайте .Найдёт ли ребёнок ошибку ?
  7. Упражнение « Исправь ошибку «( в том случае когда звук поставлен,  но ребёнок ещё долго смешивает звуки «с-ш «, «з-ж» ,» л-в «,» ч-ть» и другие )  Взрослый показывает картинку « шапка « и говорит : « Это сапка ?» .Ребёнок поправляет его : « Шапка».
  8. Следите за тем  чтобы звуки поставленные на занятии логопедом ребёнок использовал в своей речи .Время от времени поправляйте его: « Скажи правильно! « , «Покажи как ты научился говорить ?!» .
  9. Прослушивайте вместе с ребёнком аудиозаписи стихов сказок в исполнении актёров . Обращайте внимание ребёнка на чёткую правильную , выразительную речь чтецов. Попытайтесь так же выразительно рассказать выученное стихотворение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...

Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.

В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников....