ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
материал (старшая группа)

Богданова Татьяна Юрьевна

Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей логопедической группе

(1-ый год обучения)

«ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Цель: актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников.

Задачи:

  • Раскрыть важность и необходимость развития сенсорной сферы дошкольников;
  • Повысить уровень родительской компетенции, посредством ознакомления их с дидактическими играми данного направления развития детей.

Форма проведения: собрание-практикум для родителей, тренинг.

Место проведения: групповая комната.

Оборудование: Интерактивная доска (схема развития мышления; слайды карточек ассоциаций по разным признакам; карточки сравнений по различным признакам; видеоролики). Картинки с изображением сенсорных эталонов. Микрофон, мяч, овощи и фрукты, матерчатые салфетки. Памятки-буклеты (с перечнем игр) родителям по развитию сенсомоторной сферы дошкольников.

Ход проведения.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что, несмотря на свою занятость, вы нашли время и пришли к нам на встречу!

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ»? (Родители отвечают, передавая микрофон друг другу). Переверните карточки и посмотрите на картинки у вас на столах. Это и есть СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ. А теперь скажите, как вы думаете, ваш ребенок в полной мере освоил их? Требуется ему или нет, на ваш взгляд, дальнейшая работа в данном направлении? (Родители отвечают, передавая микрофон друг другу). Как вы думаете, какой самый главный показатель умственной готовности детей к обучению в школе?

Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще неразгаданный учеными. Однако, «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. (СЛАЙД). Базой для развития мышления является восприятие. А восприятие базируется на чувственном познании человеком окружающей действительности. Что такое чувственное познание? Это умение видеть (созерцать), слышать, осязать, обонять, представлять. Формирование в детях вышеперечисленных умений называется сенсорным развитием.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, в целом, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.) в соответствии с сенсорными эталонами. Мы должны обеспечить детям усвоение сенсорных эталонов и, главное, научить их способам обследования предметов. Без такого обучения, восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и т. д.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы!

Поэтому, для полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо всемерно обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт дошкольников. И, самое главное, сохранить и постоянно стимулировать в памяти ребенка полученные образы окружающей действительности.

Вы, уважаемые родители, имеете больше возможностей для предоставления детям натуральных объектов окружающей действительности, а, значит для обогащения чувственного опыта ребенка. Поэтому, вы должны знать, как помочь ребенку обследовать, сравнить тот или иной объект, или явление, а, главное сохранить его в памяти.

Только запомните самое главное: «Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира». Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.

Сегодня мы познакомим вас с играми, не требующими изготовления дидактического материала (карточек, картинок, таблиц).

А теперь, давайте поиграем?!

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ОЩУЩЕНИЯ.

Игра-задание 1. «Чудесный мешочек».

Родители определяют на ощупь, лежащие под салфетками на столах фрукты, овощи (по одному на каждого родителя). Назовите, а потом покажите всем. Теперь посмотрите на них внимательно, задействуйте обоняние, можете откусить.

Расскажите, какой он? (фрукт, овощ). Родители отвечают, что, например, яблоко твердое, называют форму, цвет и вкус своего яблока (яблоки разных сортов). Как видите, мы понимаем свои ощущения, а ребенок - нет!

Более того, вы смогли выразить свои ощущения в речи, а ребенок сможет?

о Видеоролик игры «Чудесный мешочек» с воспитанниками.

Помогите ему осознать свои ощущения и закрепить их в памяти. Чтобы закрепить эти ощущения в памяти ребенка, задавайте ему вопросы. Например, какое яблоко на ощупь? Какая у него форма, величина, цвет? Какой у него вкус? Съедобное оно или нет? Что есть у яблока? Где оно растет? Назовите обобщающее слово для всех сортов яблок. Это фрукт. Что умеет делать яблоко? (Расти, висеть, созревать, падать, катиться и т. д.). Таким образом, вы поможете ребенку выделить существенные признаки предмета. Кроме того, сколько новых слов услышит и проговорит вместе с вами ребенок. Значит, пополнится и расширится его словарный запас.

Игра-задание 2. «Эх, прокачу!»

Расскажите о своей машине. Ответы родителей ограничились названием марки и цвета. Как вы думаете, что о ваших машинах рассказывают дети?

о Просмотр видеоролика «Говорят дети».

Рассмотрите машину вашей семьи. Расскажи про нашу машину, какая она по величине? Какого цвета? Из какого материала сделана? Какие части есть у машины? Для чего машина предназначена? Что еще умеет делать машина? (тормозить, разгоняться, светить фарами и т. д.). Кого возит наша машина? Куда чаще всего мы на ней ездим? И т. д.

Если у вас под рукой два разных фрукта, фрукт и овощ и т. д., сравните их.

Но запомните правило, - сравнивать можно только по одному и тому же признаку!

Игра-задание 3. «Поскорее дай ответ, так сравнить мы можем или нет?!»

о «У нас черная машина, а у соседей джип?» - сравниваются разные свойства. Как правильно?

о «Кусок колбасы толще кусочка сыра».

о «У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные», - сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность. Как правильно?

о «Эта дорога длинная, а та короткая».

о «Помидор красный, а перец горький», - сравниваются разные свойства.

Это ВОСПРИЯТИЕ (ЦЕЛОСТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА, ЯВЛЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО НА НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ).

А сейчас мы поиграем в игры, которые помогут детям усвоить признаки предметов, а значит, сделать более полным их восприятие.

Игра-задание 4. «Ассоциации» (с мячом).

о «По цвету» (что может быть синим и т. д.?).

о «По форме» (что может быть круглым и т. д.?)

о «По величине». Что (кто) бывает большим (маленьким)?

о «По твердости (мягкости)»

о «По функциям» - самый сложный вид ассоциации для детей. Поясняю, для чего нужен пенал? Другими словами, какую функцию он выполняет? В него что-то кладут, его можно закрыть. (Пенал- коробка - шкаф - холодильник - кузов машины и т. д.). МАШИНА. Какую функцию она выполняет? (везет, ездит). (Велосипед - самокат — лифт - тележка - лыжи - ролики и т. д.).

о «По эмоциям» (кто может быть злым и т. д.7) (Человек - волк - ветер - лук и т. д.) «Что лишнее?»

о По форме: телевизор, книга, колесо.

о По цвету. Например, цыпленок, лимон, василек.

о По величине: бегемот, муравей, слон.

о По вкусу: конфета, картошка, варенье.

о По материалу: банка, кастрюля, половник.

Благодаря вашим усилиям, у ребенка, на основе восприятия, сформировалось образное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете.

Образ примерно такой (яблоко): это твердый, съедобный предмет, фрукт. Кислое или сладкое на вкус. Округлой формы, зеленого, желтого, красного цвета. Растет на яблоне. Это представление возникнет в его сознании, даже, если в данный момент, ребенок не видит перед собой тот или иной объект, явление.

Можно попросить ребенка рассказать о яблоке, когда ребенок его не созерцает. Задать те же вопросы, закрепив, таким образом, в памяти ребенка представления о нем. А лучше, найти время и поиграть с ребенком.

Давайте, поиграем?!!!

  1. Игры для формирования образного представления о предмете:

«Съедобное - несъедобное»,

«Летает - не летает»,

«Плавает, летает, прыгает, ползает».

«Что к чему?» Называете «руль», ребенок отвечает «машина». Бинокль -, кисть -, кастрюля - и т. д.

«Я твоя часть» («Я твой кусочек»). Например, яблочное семечко часть чего?

Яблока. Яблоко часть чего? Ветки. Ит. д. Я - река. Кто мой кусочек (моя часть)? Дети называю и говорят: «Я рыба, я твоя часть». «Я берег (песок, ракушка, водоросли и т. д.), я твой кусочек».

Дальнейшая наша задача научить ребенка выделять существенные признаки предмета. То есть научить ребенка АНАЛИЗУ (МЫСЛЕННОМУ РАЗДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА НА ЕГО СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ) и СИНТЕЗУ (МЫСЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ, ЧАСТЕЙ ПРЕДМЕТА В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ).

Игра-задание 6. «Что без чего не бывает?»

о Огород: пугало, теплицы, грядки, забор, сорняки, участок.

о Сад: забор, фруктовые деревья, скамейки, собака.

о Улица: фонари, люди, магазины, транспорт, дорога, дома.

Одним из самых эффективных приемов для выделения существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности является - отгадывание и составление загадок.

При самостоятельном составлении загадки, вы должны учитывать все существенные признаки предмета (явления).

Например, «Отгадайте предмет по признаку».

Кислый, зеленый. ЧТО ЭТО9 (ответы родителей). Правильно, здесь нет, и не может быть однозначного ответа. Почему? Поясняю, что это недостаточный признак для определения понятия. Зеленым и кислым может быть крыжовник, лайм, щавель. Послушайте, что изменилось теперь? Зеленый, кислый, плод яблони.

Здесь отгадка однозначна - яблоко. Так как все сорта яблок определяет именно этот признак.

Другой пример, их обувают на ноги.

По-другому: обувь из кожи со шнурками. (Ботинки).

Обувь наполовину резиновая, наполовину матерчатая, со шнурками. (Кеды). Желтый, ароматный, кислый, мы кладем его в чай.

Если загадку составляет ребенок, - обязательна наглядность (предмет или картинка неважно)!

Игра-задание 7. «Составление и отгадывание загадок»

о Самостоятельное составление загадок.

о Отгадывание знакомых загадок.

Видеоролик «Вечер загадок и отгадок» (воспитанники группы)

Аналогично формируются представления о любом объекте живой и неживой природы, явлении, жизненной ситуации.

Вот именно так, в процессе систематической совместной деятельности взрослого и ребенка, создается у дошкольников целостный образ воспринимаемого объекта. Памятка для успешного формирования сенсомоторной сферы дошкольника (в конце собрания раздаются всем участникам):

• Игра является для дошкольников ведущей (то есть самой главной) деятельностью и основным источником развития. Дети лучше познают и учатся сопоставлять физические и

природные явления только тогда, когда они не замечают, что учатся (в игре), а делают для себя открытия ежеминутно.

  • Главное, чтобы при обследовании предмета, было задействовано максимальное количество рецепторов: зрительных, слуховых, если возможно, тактильных и вкусовых. Ощущения позволяют судить о предмете в целом.
  • Наблюдая, живые (неживые, рукотворные) объекты, обращайте внимание на действия, которые они производят. Например, что делает бабочка? Летает, порхает. Рыба? Плавает. Дерево? Качается, шумит листвой и т. д.
  • Сравнивать можно только по одному и тому же признаку!

А теперь, уважаемые родители, сделайте «хлопок» одной ладошкой! Нужна вторая ладошка. Хлопок — это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с вашими детьми это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была, без второй ладошки (а она в Вашем лице - дорогие родители) мы не достигнем высоких результатов в развитии наших детей.

Всегда помните, только объединив усилия детского сада и семьи, мы сможем всесторонне развить ребенка и подготовить его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе.

Статья о развитии познавательно-речевой сферы дошкольников и о ее значении в дальнейшем обучении в школе....

Статья "Формирование произвольной сферы дошкольника как средство успешной адаптации к школе"

Цель: формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления учебной деятельности: развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков само...

Кучукбаева А.Л. "Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе"

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе. На современном этапе проблемы сенсомоторного разви...

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»...

«Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе»

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе.На современном этапе проблемы сенсомоторного развития до...