«Серия авторских дидактических игр, направленных на содействие экологического воспитания и образования, развития речи детей старшего дошкольного возраста». по теме "Зимующие птицы нашего края".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» СП «Росинка»

 

 

 

 

 

 

 

«Серия авторских дидактических игр, направленных на содействие экологического воспитания и образования, развития речи детей старшего дошкольного возраста».

 

Тема: «Зимующие птицы нашего края»

 

Автор-разработчик: учитель – логопед

Ломанова Ирина Николаевна

Серия авторских дидактических игр по теме «Зимующие птицы нашего края», разработана учителем-логопедом на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста 5-7 лет» Н.В.Нищевой  и направленных на содействие экологического воспитания и образования, развития речи детей.

Всем нам известно, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, совершенствует фонематическое восприятие, развивает умение правильно выражать свои мысли.

Во всех дидактических играх применяются принципы:

- наглядность;

- доступность;

- повторяемость;

- занимательность;

- индивидуальность;

- коллективность;

- результативность.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является их последовательность и подбор.

Используя в работе авторские дидактические игры руководствуемся методами и приёмами:

- привлечение внимание к игре;

- краткость и ясность речи логопеда;

- коммуникативная направленность.

Знакомя детей с окружающим миром, организуя и направляя их познавательную деятельность, игры помогают активизировать накопленный опыт, обогащают новыми знаниями, воспитывают любознательность, наблюдательность, развивают желание глубже познать окружающий мир и рассказать о нём.

Инновационность методической разработки заключается в использовании игр экологической направленности в развитии речи детей. Игры способствую воспитанию у детей умения размышлять, видеть прекрасное, преодолевать трудности, стимулируют закрепление полученных знаний.

Предполагаемый результат: Дети имеют представления о зимующих птицах нашего края.  При использовании картинок - схем дети овладевают способом развития монологической речи. Дети могут рассказать о зимующих птицах, о том, как человек заботиться о них.

 

1.Игра «Назови зимующих птиц».

Задачи: закрепить знания о зимующих птицах, которые остаются зимовать в наших лесах и городе, дифференциация звуков с – сь.

 Игровые правила: брать образцы зимующих птиц, раскладывать вокруг снежинки на панно и называть их.

Игровые действия: два ребёнка по очереди берут по образцу птиц и раскладывают на панн вокруг снежинки. 

Оборудование: панно со снежинкой, изображения зимующих птиц.          

Словарь: снегирь, синица, дятел, свиристель, сорока, ворона, воробей.                                                                                                                           

  Ход игры. Игра проводится на закрепление темы «Зимующие птицы». Два ребёнка по очереди берут по образцу птиц, правильно, выразительно называют, при этом следят за верным проговариванием поставленных звуков и кладут на панно вокруг снежинки.

 

2. Игра «Наложи силуэт на контур».

Задачи: развивать зрительное восприятие и зрительное внимание, соотносить силуэтное и контурное изображения зимующих птиц на панно путём наложения. Учить различать силуэтное и контурное изображение зимующих птиц на панно путём наложения. Формировать наблюдательность, внимание.

Игровые правила: соотнести изображения зимующих птиц с контуром на панно.    

Оборудование: панно с контурами зимующих птиц, изображения птиц.

 Словарь: воробей, синица, снегирь, свиристель, ворона, сорока, накладывать, найти, сравнить.

Ход игры. 

В игре участвует двое детей.  На столе лежит панно. Логопед показывает ребёнку картинки с изображением зимующей птицы и спрашивает:

- Назови, кто это?  

Ребёнок отвечает. Затем логопед предлагает найти эту птицу по силуэтному контору и наложить её. Так по очереди накладываются все птицы и называются, при этом правильно проговариваются все звуки.

 3. Игра.  «Отгадай, собери». 

 Задачи: учить ребёнка целостно воспринимать изображение на картинке, закреплять умение видеть её и собирать из разрезных картинок, отгадав о ней загадку.

Игровые правила: ребёнок из частей составляет целостную картину птицы.                                                                                           

 Оборудование: картинки, состоящие из 4 частей с изображением зимующих птиц снегиря и дятла.                                                                                                                                                                                                          

Словарь: снегирь, дятел, собрать, квадраты.                                                                                                                                    

Ход игры. В игре играют два ребёнка.  Логопед загадывает две загадки. Дети отгадывают их и называют птицу. Логопед показывает целые картинки птиц. Затем предлагает им два конверта. Дети достают части картинок птиц. Логопед спрашивает:

- Из чего состоит разрезная картинка?

 Дети отвечают, что они состоят из квадратов. Каждый ребенок берет конверт с разрезными картинками, смотрит на образец, и выкладывают птиц.

                                                                                                                                                                         

                                                                        Загадки о птицах.

 

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
                                    (Снегирь)

 

 

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
                            (Дятел)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Игра: «Куда села птичка?»

Задача: закреплять навыки правильного употребления существительных с предлогами: в, на, за, под, над, из-за.

Правила: отвечать полным предложением, используя предлог.

Игровое действие: передвижение птиц на разные части дерева.

Материал: панно «Дерево-загадка», картинки с изображением зимующих птиц.

Ход игры: логопед кладёт на стол перед ребёнком панно «Дерево-загадка» и помещает птичку на разные части дерева (в дупло, на ветку, за дерево, над деревом, под дерево), а дети отвечают на вопрос:

- Куда села птичка?.

Например:Синичка села на ветку дерева.

Ворона выглядывает из-за дерева.

Сорока летит над деревом.

Сова спряталась в дупло.

Воробей скачет под деревом.

5. Игра «Сравни птиц».

Задача: упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «а».

Игровое действие: составлять сложноподчиненное предложение с союзом «а».

Правило: предложения не должны повторяться.

Материал: панно «Дерево-загадка», картинки с изображением зимующих птиц, схемы для составления предложений.

Ход игры: логопед и ребенок сидят за столом, перед ними панно «Дерево-загадка» и картинки с изображением зимующих птиц. Ребенок помещает птиц на дерево, рассматривает и сравнивает их. Затем составляет сложноподчиненные предложения с союзом «а».

Например: «Ворона большая, а воробей маленький».

«У вороны черные перья, а у воробья коричневые».

«У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый».

«Клёст нарядный, а воробей…».

«Синицы высиживают птенцов летом, клёст зимой».  и т.д.

6. Игра: «Подскажи словечко».

Задача: упражнять детей в образовании глаголов с разными приставками: у-, за-, от-, по-.

Правило: отвечать согласно перемещению картинки с изображением птиц.

Игровое действие: логопед или дети перемещают картинку птицы по Панно. Дети договаривают фразу, обозначающее действие птицы. Повторяют фразу полностью.

Материал: панно «Дерево-загадка», картинки с изображением зимующих птиц, схемы для составления предложений.

Ход игры. Логопед или дети перемещают картинку птицы по Панно. Дети договаривают фразу, обозначающее действие птицы. Повторяют фразу полностью.

Снегирь с дерева… (Улетел).

Снегирь за дерево… (Залетел).

Снегирь к кормушке… (Подлетел).

Снегирь от кормушки… (Отлетел).

 

 

 

Литература:

1.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР». –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

2.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: «Просвещение», 1991

3.Т.В. Хортиева «Словесные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с ТНР». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

               4.А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко «Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру речи детей». – М.: «АРКТИ», 1999

5.А.Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал». – Волгоград: Учитель, 2010

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через экологическое воспитание.

Влияние экологического воспитания на развитие речи детей дошкольного возраста....

Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»

Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...

Дидактическая игра "Сортировка мусора" по экологическому воспитанию на интерактивной доске для детей старшего дошкольного возраста

В связи с большим объёмом презентации предлагаю скачать файл вворд, в котором будет размещена ссылка на яндекс.диск....