Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников в условиях ДОО.
статья по логопедии

В тезисах рассказан опыт использования ИКТ, а именно озвучивания анимационных  фильмов для  развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО

Информационно-компьютерные технологии (далее ИКТ) с каждым днем все настойчивее входят в нашу жизнь и педагогическую практику. Мы уже ежедневно обращаемся к возможностям компьютерной техники для организации образовательной работы с детьми. Умение пользоваться компьютером – это одно из требований к современному педагогу.

И сегодня мы вам хотим рассказать и показать еще одну из возможностей использования ИКТ в работе с детьми.

Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), поэтому много внимания нам приходится уделять коррекции речевых нарушений. Для ребенка имеющего ТНР, речевая деятельность часто не является привлекательной в силу имеющихся трудностей, и поэтому нам педагогам приходиться искать такие методы и приемы в работе с детьми, чтобы превратить нелюбимую деятельность - в интересную и захватывающую.

Таким образом, чтобы повысить интерес ребенка к связному высказыванию, у нас и возникла идея использовать анимационные фильмы.

Результат превзошел ожидания!

Дети готовы вновь и вновь рассказывать, слушать и повторять.

Кроме того, анимационный фильм позволяет  задействовать несколько анализаторов: слуховой  плюс зрительный -  что позволяет наиболее эффективно решать проблему речевого развития  детей.

Озвученный анимационный фильм вызывает живой интерес детей в течение долгого времени, в отличие от обыкновенной картинки.

В своей работе мы использовали две программы для конструирования анимации: «Мульти-пульти» и «Незнайка и все, все, все» (по мотивам всем известного мультфильма «Незнайка на луне»)

С помощью данных программ были созданы мультфильмы без звука, которые дети «озвучивали». Ребенку было дано стихотворение, которое он выучил дома вместе с родителями, а уже в группе ребенок совместно с педагогом, при просмотре мультфильма, «озвучивал» своего персонажа, рассказывая стихотворение в микрофон. Таким же образом, дети «озвучивали» и рассказы.

Данная работа позволяет ребенку услышать себя со стороны и оценить, не свою речь, а речь героя, не чувствуя при этом дискомфорта, так как ошибки делает кто-то другой.  Ребенок учится воспринимать речь, искать недостатки, он может объективно оценивать свою речь (речь персонажа). Это помогает, не снизить его самооценку, обратить внимание на ошибки и в дальнейшем стараться избежать их в своей речи, тем более в подготовительной группе мы приучаем детей оценивать свои результаты и ребенку легче это сделать с помощью мультфильма, так как в данном случае он оценивает не самого себя.

Далее детям было предложено разбиться на пары и выучить наизусть диалог на определенную тему. Детям необходимо было «вжиться» в роль и  «озвучить» своих героев так, чтобы поведение и речь соответствовало их персонажу.

Перед нами стояли следующие задачи: научить ребенка

- правильно пользоваться интонациями, выражающими основные чувства,

- взаимодействовать между собой.

Все мы знаем, что для  более успешной и эффективной работы  необходимо участие родителей.

Хочется отметить, что в начале нашей работы изъявили желание поучаствовать всего лишь несколько родителей, но презентация на родительском собрании была столь успешна, что желание принять участие в дальнейшей работе  выразили все родители.

Родителям была предложена запись анимационного фильма без звука, им нужно было придумать сюжет и «озвучить» данный мультфильм - проговорить этот текст с ребенком при просмотре мультфильма и записать на диктофон или же изложить на бумаге, затем в группе, ребенок совместно с педагогом проговаривал текст в микрофон и звук накладывался на мультфильм.

Взрослым, и детям очень понравился этот прием. Родители высказывали свою благодарность. Родители отметили такие положительные моменты: что работа над мультфильмами способствовала объединению семей,  что это был не просто совместный просмотр мультфильма или фильма, сидя рядом друг с другом  на диване, а было живое общение, они посмеялись и получили море положительных эмоций.

Процесс озвучивания мультфильмов ещё больше объединил детей, педагогов и родителей, что положительно сказалось на речевом развитии детей.

У детей повысился интерес к разучиванию стихотворений, рассказыванию; активизировался словарный запас; расширился круг знаний об окружающем мире; повысилась любознательность: дети много и чаще стали задавать вопросы; возник дополнительный интерес к данной теме, который они отразили в своих сюжетно-ролевых играх; повысилось речевое взаимодействие между сверстниками.

Библиографический список

  1. Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор мультфильмов «Мульти-пульти». Справочник-практикум для школьников. М.: Баласс, 2007. 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002. 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...

Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников....

Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.

В презентации представлены основные этапы орагнизационной  работы воспитателя,  старшего воспитателя или  методиста по речевому развитию в детском саду.  Представлен перечень...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....