"Использование игр по преодолению задержки речевого развития"
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Киселёва Надежда Васильевна

. В раннем возрасте ведущая деятельность – игровая, поэтому используем на занятиях игрушки, конструктор-лего и другие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр по преодолению задержки речевого развития

. В раннем возрасте ведущая деятельность – игровая, поэтому используем на занятиях игрушки, конструктор-лего и другие. Вот какие игры – задания можно включить в занятия с ребенком

  • Собрать мозаику соответствующего цвета. При выполнении данного задания развивается зрительное восприятие ребенка, а также наглядно-действенное мышление. В корзинке лежит разных цветов мозаика. Взрослым выбирается определенный цвет, например, желтый. Ребенку нужно собрать мозаику только соответствующего цвета. В этом задании ребенок использует захват мелкого предмета тремя пальцами. Кроме развития мелкой моторики, ребенок знакомится с представлением о цвете, его названием. Задание можно усложнить, предложив ребенку вкладывать мозаику в доску. Для успешного выполнения нужно научить ребенка координировать движения обеих рук таким образом, чтобы одна рука удерживала доску, а другая – вставляла мозаику. Затем мозаику нужно убрать, тем самым, производится также работа над развитием мелкой моторики.
  • Можно учить ребенка правильно удерживать пальцами предмет для письма или рисования. Затем, после того, как ребенок привыкнет к тому, чтобы удерживать пальцы в нужном положении, можно начинать рисовать прямые линии: сверху вниз, слева направо. Карандаш должен быть мягким и удобным для детской руки. Карандаш можно заменить ватной палочкой, с помощью которой можно рисовать гуашью. Таким образом, при выполнении этого задания развиваются способности ориентировки в пространстве. Кроме того, ребенок знакомится с такими понятиями, которые обозначают направление движения предмета (вверх, вниз, направо, налево).
  • Интересным заданием для детей является конструирование из мягкого конструктора, кубиков, кирпичиков. В данном примере остановимся на конструировании из счетных палочек. В возрасте 2-3 лет можно по образцу построить крышу дома, домик, квадрат, забор и более сложные фигуры: снежинку, кораблик, елочку. То есть, взрослый на столе выкладывает ту или иную фигуру, затем вместе с ребенком повторяют. При работе над конструированием у ребенка развивается мышление, внимание, восприятие, умение работать в команде.

Статические упражнения (кинестетическая основа движений):

«ушки»: первый, третий, четвертый пальцы сжаты в кулак, остальные выставляются вперед (все упражнения нужно научить выполнять сначала на правой, затем левой руке);

«рожки»: первый, третий и четвертый пальцы сжаты в кулак, остальные выставляются вперед;

 «замок»: ладошки прижаты друг другу, пальцы переплетаются;

«колечко»: первый и второй пальцы образуют колечко;

«флажок»: большой палец вытянуть вверх, остальные – сжать в кулак;
«гнездо»: соединить ладони в виде гнезда, пальцы друг к другу прижаты;
«ромашка»: соединить обе руки и прямые пальцы развести в сторону;
«ежик»: ладони соединить, прямые пальцы вытянуть вверх;
«бочонок с водой»: слегка согнуть пальцы руки в кулак, оставив отверстие.

Динамический праксис (кинетическая основа движений): упражнения, требующие переключения движений.

 «колечки»: упражнение выполняется сначала на одной, затем на другой руке; поочередное соединение с большим пальцем указательного, среднего, безымянного и мизинца;
«человечек»: изображение бегущих человечков указательным и среднем пальцами правой руки, затем – левой;
«ромашка»: соединить обе руки и прямые пальцы развести в сторону;

На основе длительных наблюдений за детьми раннего возраста специалисты рекомендуют давать малышам, начиная с 10 – месячного возраста, возможность катать шарики из пластилина, давать рвать бумагу, давать перебирать деревянные бусы и пуговицы. Лучше организовать игру таким образом, чтобы ребенок понимал, что он делает и что, в конечном итоге, получится.
Выполнение данных заданий требует от ребенка усидчивости, что не каждому ребенку в раннем возрасте доступно. Для организационного момента можно включить в занятие сказочный персонаж.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у  детей раннего возраста...

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывае...

Направления в работе логопеда при преодолении задержки речевого развития.

Методические рекомендации для педагогов и родителей....

«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР...

Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....