Конспект НОД с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Космическое путешествие к Далекой планете".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; координацию речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie_k_dalekoy_planete.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие в подготовительной группе  для детей с ТНР.

Тема: «Космическое путешествие к Далекой планете».

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- формировать знания детей о космосе;

- познакомить детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;

- формировать умение подбирать однокоренные слова;

- формировать умение подбирать признаки;

- формировать координацию движения и речи;

- формировать умение сочетать движение со звуком, слогом, фразой;

- закреплять умение координировать движения с музыкой;

- закрепить навыки правильного фонационного дыхания;

- развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, петь всем вместе.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую моторику;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать дыхание и голос, интонационную выразительность голоса;

- развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой;

- развивать словесно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать у детей интерес к науке астрономии.

Оборудование: «звёздные карты»  (схемы), аудиозаписи космической музыки, «волшебная» коробка, мяч, магнитные буквы, трафареты  ладошки детей, фломастеры, картинки раскраски, ведерки, разноцветные шарики, детали цветков, 2 стола, стулья, объемные кубы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку.

На ковер все проходите

Мне улыбки покажите.

Чтоб играть было удобно,

Чтобы двигаться свободно.

В круг скорее становитесь

И друг другу улыбнитесь!

Поприветствуем друг друга.

- Сегодня около моего кабинета я нашла необычную коробку. Заглянула внутрь и увидела много разноцветных конвертов – посланий для вас от  Жителей Далёкой планеты.

«Здравствуйте, жители планеты Земля! Дети группы «Радуга»! Мы хотим к празднику украсить свою планету. На вашей планете мы видели удивительные растения – цветы. Они такие красивые. Но для роста цветов нужна вода, а на нашей планете воды нет. Что же делать? Как быть? Помогите нам, пожалуйста!».

- Ребята, поможем жителям далекой планеты?

- Отправляемся в космическое путешествие!

2. Сообщение темы.

Космонавтом хочешь стать —

Должен много — много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать,

Слабых в космос не берут,

Ведь полет нелегкий труд.

Переходим к спортивным тренировкам

Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»

(цель: совершенствование двигательных умений и навыков)

Вот выходит на парад                           /Дети маршируют по кругу./

Наш космический отряд.

Мы идём на космодром
Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,                  /Руки вверх, ходьба на носках./
Мы идём на пятках.                          /Руки за спину, ходьба на пятках./
Вот проверили осанку                  / Руки на пояс, ходьба на внешней стороне стопы./
И свели лопатки.
Побежим ребята дружно                          
/Бег в умеренном темпе./
Разминаться всем нам нужно.
И опять шагаем, 

Руки поднимаем.                          /Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки./

Логопед: К полету мы готовы, а сейчас мы с вами построим звездолет, чтобы на нем полететь. Собираемся в полет, — строим новый звездолет.

Стихотворение с движениями

Мы построим, мы построим        (удары кулак о кулак  4 раза)

Самый лучший звездолёт.

Все проверим, все устроим                (пальцы «Колечками» 4 )

И отправимся в полет:                        (хлопки над головой 4 раза)

Та – та – та не страшна нам высота,        (руки вверху, сжимать и разжимать пальцы)

Ете-ете-ете – полетим в ракете,                (хлопки вправо – влево)

Ты-ты-ты – все будет видно с высоты         (ладонь «козырьком» над глазами)

Фонопедическое упражнение «Подготовка к полету»

(цель: подготовка голосового аппарата к пению, развитие слухового внимания детей, работа над дикцией, правильным звукообразованием, высотой звука, речевым дыханием)

- Проверим,  все ли системы комического корабля работают исправно:

- Проверяем топливо: руки на живот, вдох носом, на выдохе произносим «С-с-с».

- Открываем и закрываем люки – делают руки вверх и вниз на звук «а»

- Проверяем радио – произносят короткие острые звуки «у» в разных регистрах, вед.  показывает высоту звука.

- Включаем двигатели – произносят «дррррр» (вращают кулачками перед грудью).

- Внимание, приготовились к полету: 5,4,3,2,1 Пуск! (Приседают, выпрыгивают и произносят «У-у-у!» (Снизу – вверх)

Упражнение на развитие пространственной ориентации «Звёздная карта»

Логопед: А чтобы нам не сбиться в пути, мы с вами будем лететь по звёздным картам (показ схем). Посмотрите на карту, как мы сейчас будем лететь? (ответы детей). 

Правильно, мы будем лететь по квадрату. Ребята, обратите внимание, у квадрата есть четыре угла и мы с вами постараемся их не срезать. (Дети под космическую музыку идут по периметру зала.)

- А сейчас мы с вами выходим в открытый космос и плывем в невесомости.

Упражнение на координацию движений «Невесомость».

- В невесомости плывем,

Мы под самым потолком.

Дети расходятся по залу и, стоя, на месте на одной ноге, имитируют

движения тела в состоянии невесомости, делая медленные подъемы рук в

стороны — вверх с выносом прямой ноги в различных направлениях.

Упражнение повторяется при смене ноги.

- А теперь возвращаемся на корабль.

(Дети садятся на стулья).

Мы с вами совершили посадку на красной планете.

Кто-нибудь из вас знает, как она называется? (Марс) Почему?

Посмотрите, нас уже кто-то встречает.

Как можно назвать жителей Марса? (марсиане).

Но  они, какие - то странные, у них нет лиц!

Давайте нарисуем марсиан! (на вырезанных из бумаги заранее ладошках нарисовать лицо, раскрасить) и приклеить к планете Марс.

Артикуляционная гимнастика «Научим инопланетянина говорить»

(цель: развитие  артикуляционного  аппарата)

- А – арбуз большой купили.           (Улыбнуться, широко открыть рот. Удерживать
Рот пошире мы открыли.                   
его в таком положении 5-10с)
- Б – болтают две болтушки -           (
Рот открыть. Болтать языком вперед-назад по
Неразлучные подружки.                  верхней губе: «Бл-бл-бл».

- В – варенье мы оближем.                   Рот открыть и улыбнуться.
Язык к носу тянем ближе.                   Облизать языком верхнюю губу. При этом

стараться «обнять» языком сразу всю губу и  
  облизать ее, втягивая язык в глубь рта.

- Г – грибок на тонкой ножке           Широко открыть рот и улыбнуться

 Показали мы Антошке                   Присосать  язык к нёбу и не отрывать его. 

                                           Тянуть нижнюю  челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

- Д – дудела дудочка.                           Губы вытянуть вперед. Удерживать их в таком
Губки сделай «трубочкой»                  
 положении 5-10с.

- Отправляемся в путь. Посмотрите на карту, сейчас как мы будем лететь?

          Движение  «змейка» (бегут «змейкой»).  

Планета Звездочета.

- Логопед:  Это планета Галактического Звездочета. 

- Он просит нас о помощи. У него сломалась радиостанция.

Поможем ему?

Ритмическая игра «Космос»

- Возьмем инструменты (палочки).

- Сначала я исполню ритм, затем все вместе.

ЁТ – ЁТ – ЁТ – собираемся в ПО - ЛЁТ        (/ / /   /////  / /)

ЕТА – ЕТА – ЕТА – вот наша ракета         (/ / /   //////)

ИМ – ИМ – ИМ – все мы вместе ПО – ЛЕ - ТИМ (/ / /  ////  / / /)

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – здравствуй, ЗЕ – МЛЯ (/ / /   / / / /)

- Звездочет предлагает нам с ним поиграть.

Подвижная игра «Звездочет»

(Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее  Звездочет с мячом в руках, проговаривая считалку вместе с детьми и задевая их мячом).

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет:

Меркурий - раз,

Венера - два - с,

Три - земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восемь - Нептун,

Девять - дальше всех Плутон...

Кто не видит - выйди вон!

(На последнее слово Звездочет останавливается около пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. Звездочет держит в руках мяч-планету. Кто из соревнующихся добежит и возьмет «планету» первым, побеждает и становится Звездочетом).

 

- Занимаем свои места в звездолете. Мы помогли Галактическому Звездочету и можем продолжить свой путь.

 «Еда космонавтов»

- Вы почувствовали  себя космонавтами?          

(Д): -  Да.

- Тогда и подкрепиться надо космическими продуктами питания.

- На планшете тюбики с картинками космической еды.  Вы должны выложить слова, название еды. (Тюбики с картинками слов: СОК, СУП, СЫР, КАША, ЧАЙ, РИС)

                                              Дети выкладывают  слова.

- А теперь, как мы будем лететь? (показ схемы, ответы детей).

Правильно, мы будем лететь по диагонали. То есть с одного угла до другого.

(Дети под космическую музыку идут по диагонали).

- Посмотри сколько здесь космического мусора. Нужно спасать космос.

Подвижная игра «Космические спасатели или собери космический мусор»

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

-передвигаться только гигантскими шагами;

-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

- Молодцы!  Мы собрали весь космический мусор и можем продолжить свой путь.

- Но смотрите вот же Далёкая планета!

Игра «Собери цветочек»

(Дети делятся на 2 команды, из отдельных деталей собирают разноцветные цветы).

3. Итог занятия.

Хоть и грустно нам,

Но пришла пора прощаться

И на Землю возвращаться.

Космонавты по местам!

Релаксация.

На звездолете быстром

  Домой попасть хотим.

  По Млечному Пути

  Летим, летим, летим.

  А мимо нас  кометы,

  Несутся и сияют,

  Космические станции

  В пути нас обгоняют.

  Созвездие Медведицы,

  Далекий Ореон…

  Огромная Вселенная….

  А вот и близко дом.

  Спускается наш звездолет –

  Леса, моря, поля.

  3,2,1 – приехали!

  Да здравствует Земля!

- Наше большое космическое приключение закончилось.

Но осталось еще одно послание – конверт. В нем, посмотрите, картинки инопланетян – раскраски. Это вам на память о нашем  космическом приключении.

Литература:

Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. интернет – ресурсы.

С.И.Карпова, В.В.Мамаева « Развитие речи и познавательных способностей дошкольников».

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон с элементами квеста для детей старшего дошкольного возраста: "ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать...

Интеллектуальный марафон с элементами квеста для детей старшего дошкольного возраста: "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать...

Конспект образовательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе логоритмической игры «Путешествие в зимний лес»...

Конспект занятия - развлечения с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста тема "Весна красная пришла"

Обобщение знаний у детей по теме "Весна" через народные игры. Знакомство с русским фольклором....

Логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветочная полянка"

Обобщение и уточнение знаний у детей по теме "Цветы" через народные игры, упражнения....

Конспект НОД с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Мебель"

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением....