Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста".
консультация по логопедии (старшая группа)

Павлова Евгения Валерьевна

Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников  старшего возраста". Возраст 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gram._stroy_rechi._igry.docx647.07 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматический строй речи

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ -  это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться через совместную деятельность  с родителями, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

Игра «Один - много».

Цель: Совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже. Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе. Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик - кубики и т.д.

Игра «Назови ласково».

Цель: Совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково. Примерный лексический материал: мяч - мячик, машина - машинка, дом - домик, кукла - куколка и т.д.

Игра «Чего (кого) не стало?».

Цель: Развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже единственном числе.

Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 3 – 5 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком. Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет. (Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова».

Цель: Совершенствовать навыки словообразования – образования притяжательных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она. Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).

 Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

                                                                                           

 Игра «Подбирай, называй, запоминай».

 Цель: Расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

 Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный…) Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…) Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д. Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.

Игра «Волшебные очки».

 Цель: Совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».

Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

                                                                             

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  Верьте в силы ребенка!

  Обучайте в игре!

  Умейте выслушать ребенка.

  Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

 Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Методические рекомендации по формированию лексического, грамматического строя речи, детей раннего возраста.

В начале второго года жизни словарь ребенка еще невелик – его объем составляет от 10 до 50 слов, но он уже пытается активно использовать эти слова в речевом общении. Первые 50 детских слов обычно обоз...

Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

Консультация «Организация игр – занятий по грамматическому строю речи в младшем возрасте»

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формировани...

Консультация "Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам"

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое – то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формирует...

Консультация "Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышлен...

Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...