Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Лычагина Валентина Эрбертовна

    Семинар-практикум для родителей  «Сотрудничество  родителей и педагогов»

 по теме: «Рекомендации и советы  родителям будущих первоклассников»

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни. Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей Вашего ребенка. Безусловно, вы хотите помочь своему будущему школьнику преодолеть трудности в обучении, общении.    Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_sotrudnichestvo_roditeley_i_pedagogov.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Семинар-практикум для родителей

«Сотрудничество родителей и педагогов»

по теме:

 «Рекомендации и советы  родителям будущих первоклассников»

                                                                                                             Разработала и провела:              

                                                                                                             учитель-логопед

                                                                                                             МБДОУ д/с № 1

                                                                                                             Лычагина Валентина        

                                                                         Эрбертовна

                                                       2023г

Семинар-практикум для родителей

«Сотрудничество родителей и педагогов»

 по теме:  

«Рекомендации и советы  родителям будущих первоклассников»

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития и требованиями для будущих первоклассников,

-  познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.

- познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).

- познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Вводная беседа.

      Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

       Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни. Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей Вашего ребенка. Безусловно, вы хотите помочь своему будущему школьнику преодолеть трудности в обучении, общении.

       Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

  1. Готовность ребенка к школьному обучению.

Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая.

  • интеллектуальная готовность

Это конкретные предметные умения: умение читать, писать, считать, эрудиция и т.п. Однако многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

  • психологическая готовность

Готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). В первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учителем. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  • сформированность звуковой стороны речи (ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп);
  • полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
  • умение пользоваться разными способами словообразования;
  • умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
  • образовывать прилагательные от существительных.
  • сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

      Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

       3.На что обратить внимание перед поступлением в первый класс?

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

Обучение чтению и письму – важнейшая задача обучения в первом классе. Успешное овладение первоклассника этими навыками служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.

Первой и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу.

Но отсутствие нарушений произношения – еще не гарантия того, что у ребенка достаточно хорошо сформирован фонематический слух (способность различать, распознавать звуки речи). Первоклассник должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков). Для успешного обучения в школе, необходимо целенаправленно развивать пассивный и активный словари. И, конечно, самое главное при поступлении в первый класс – желание учиться, узнавать новое.

4.Заключение.

Волнение родителей будущих первоклассников объяснимо. Всем нам хорошо известно, что успешное обучение в начальной школе – залог успешного обучения в старших классах. Начальная школа закладывает фундамент знаний, на основе которого «строится» дальнейшее обучение.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.

Желаю вам, уважаемые родители, запастись терпением, вспомнить себя, когда вы первый раз должны были пойти в школу. Помогите вашему ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь. Пусть школьная жизнь станет для вас и вашего ребенка самым радостным, самым светлым событием в жизни!

А. в помощь я хочу вам предложить небольшие памятки- буклеты для облегчения дальнейшего обучения ваших детей.

                                         Используемая литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2010 – 128 с.
  2. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с. 
  3. Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.
  4. Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 16 с.

5.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.

6.Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. – М.: ГНОМ и Д, 2014 - 142 с.

7.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

8.Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «25 полезных вещей, которым мы должны научить будущего первоклассника»

В будущем эти полезные навыки обязательно пригодятся – помогут наладить общение с другими людьми и значительно облегчит жизнь....

Семинар-практикум по логоритмике для родителей и педагогов

Материал содержит немного теории о том, что такое логоритмика. Также есть несколько практических упражнений, которые могут быть использованы педагогами и родителями  для занятий с детьми....

Памятка для родителей: "Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников."

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...

Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"

laquo;Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"...

Памятка для родителей подготовительной группы "Что должен уметь и знать будущий первоклассник"

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития ловкости его пальчиков( так называемой мелкой моторики)....

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ Кукольный театр для будущих первоклассников Тема занятия: «Лесная школа»

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ «Лесная школа» Поступление в школу — это новый этап в жизни ре­бенка. Многие дети с трепетом и волнением ...

Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации педагогам в период адаптации детей в ДОУ»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. В детском саду ребенку нужно привыкнуть:к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться; к новой...