Проект "Калейдоскоп профессий"
методическая разработка по логопедии

Проект для работы с детьми -логопатами на логопункте ДОУ по расширению знаний о профессиях взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Калейдоскоп профессий"67.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

на 2022-2023 уч.г.

на основе регионального проекта «Успех каждого ребенка»

Направление: «Профориентационная работа с детьми 5-7 лет с ОВЗ»

Учителя-логопеда Стуенко Т.Г.

 

 

Актуальность: В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень, где дети начинают свое знакомство с миром профессий. Знакомясь с трудом

взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться.

Актуальность работы по ознакомлению дошкольников с профессиями обоснована и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Автор методического пособия «Введение дошкольников в мир профессий» В.П.Кондрашов пишет: «Формирование социальной компетенции дошкольников, знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует их ранней «предпрофессиональной ориентации».

Дети с ОВЗ в этом смысле не исключение. Таким детям еще более важно подготовиться к выбору профессии, чтобы в последствии стало возможным не только финансовое обеспечение своей жизни, но и реализация их способностей и творческого потенциала. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Эти процессы нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и потому создается взимосвязь ДОУ и семьи для реализации целей и задач проекта.

Проект разработан на основе регионального (Саратовская область) и  федерального  проекта «Успех каждого ребенка», направленного на раннюю профориентацию детей с 5 лет с целью обеспечения качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

Для реализации целей проекта «Успех каждого ребенка» разработан проект «Калейдоскоп профессий», направленный на профориентацию детей-логопатов 5-7 лет.

Цель: Формирование системы знаний о профессиях и привитие ребенку ценности труда; ознакомление со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку;

Задачи:

- Формирование  у детей представлений о мире профессий;

-Пополнить пассивный и активный словарь ребенка, стимулировать  игровую и речевую деятельность ребенка в проигрывании ролей в различных профессиях;

- Развивать положительное отношение к трудовой деятельности;

- Формировать  и стимулировать желание учиться осваивать новые трудовые навыки и выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

-Развитие памяти, словесно-логического мышления, внимания, восприятия.

Срок реализации проекта: в  течение учебного года с 15 сентября по 15 мая

Участники проекта: дети-логопаты,  родители, педагоги ДОУ 

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (воспитание нравственных и социальных  ценностей), информационно-познавательный.

Новизна проекта: образовательно-воспитательная, социально-нравственная профориентационная  направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

      Используемые воспитательно-образовательные технологии при реализации проекта:

  • Технология  проектирования- ориентирует  на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к  улучшению  работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на   развитии личности ребёнка
  • Информационно Коммуникативные Технологии
  • Технология сотрудничества и личностно – ориентированные технология
  • Игровые технологии
  • Мнемотехнологии
  • Технология проблемного обучения
  • Технология ТРИЗ - учить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь, которые так необходимы современному человеку, технология ТРИЗ обеспечивает эмоционально – личностное развитие детей. Развиваются такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д.

Описание проекта: Профориентационная направленность органично вплетена в календарно-тематический план по изучению лексических тем.

Знакомство с профессиями происходит в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности по  расширению, закреплению и систематизации знаний детей, а также дома в беседах с родителями и просмотров анимационных фильмов, сказок о труде и заучивании стихов.

Календарно- тематический план  по лексическим темам по ознакомлению детей с профессиями взрослых

недели

Лексическая тема

Название профессий

СЕНТЯБРЬ

3

12-16

С Днем рождения город!

Мой город- мой дом.

Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с объектами города, расширить словарь детей по теме-одноэтажные дома, многоэтажные дома, расширить знания детей о профессиях-строитель, стекольщик, прораб, дворник, ландшафтный дизайнер.. Упражняться в согласовании числительных и существительных. Составление рассказа «Моя дорога из дома в детский сад». Употребление предлогов –из,через,по,на. Употребление наречий – прямо, направо, налево, вверх, вниз,  наискосок. Развитие внимания, наблюдательности, памяти.

Воспитательные задачи: прививать любовь к своей малой родине, знать день рождения города, воспитывать бережное отношение к городским объектам, учить правилам безопасного поведения в городе и соблюдению чистоты(мнемотаблица)

4

Я и моя Семья.

 

Коррекционно-образовательные задачи: - обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»; расширять и систематизировать представления о себе и  членах своей семьи, их занятиях, об обязанностях каждого члена семьи; дать представление о профессиях родителей , знакомство с русскими народными пословицами о семье.

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать имена прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде); использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия, выполнения своих каждодневных обязанностей

5

Овощи, фрукты.

Труд взрослых на полях и в огородах

Коррекционно-образовательные задачи: обогащение словаря по данной лексической теме. Расширение представлений детей о труде людей на полях, в садах и огородах осенью. Пополнить словарь названиям профессий – садовод, овощевод, тракторист, комбайнер. Учить детей правильно согласовывать сущ. с прилагательными в роде и числе, учить детей подбирать как можно больше слов – признаков, составление описательных рассказов. Закрепить умение употреблять сущ. с ум. – ласкат. суфф., образование прилагательных от существительных.

Разучивание -загадок  о фруктах, овощах и русских народных пословиц, поговорок о труде.

Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к труду взрослых, дать представление о необходимости и важности их труда.

ОКТЯБРЬ

1

3-7

Осень. Деревья наших лесов. Изменения в природе.

Коррекционно-образовательные задачи: пополнение  и активизация словаря по теме, составление рассказа о том, что делает лесник(Как называется работник леса? Что входит в его обязанности? Как он помогает лесу? Черты характера) образование  сложных слов типа листопад, заучивание осенних месяцев. Обр-е родственных слов  Лес-лесной-лесник-полесье-лесовичок, Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных, упражнение в употреблении Тв.п. через заучивание малых фольклорных форм Закличек об осени.

Осень! Осень! Сноп последний носим. Приходи с ливнем, С хлебом обильным,
Со льном высоким, С корнем глубоким,С толком, обмолокой, Золотым венцом!

Хороша зима — снегами, Весна — цветами, Лето — грибами, А осень — стогами.

Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к  природе и ее богатствам. (мнемотаблица-правила поведения в лесу)

2

Перелетные и

зимующие птицы

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить и расширить знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма). Упражнение в образовании сложных прилагательных(короткоклювая).

Образование приставочных глаголов(прилетеле, перелетела, слетела ..).

Упражнение в употреблении Тв.п  и закрепление знаний через заучивание русских народных закличек:

Осень, осень, В гости просим. Птицы в лесу: шуг-шуг, Улетают с севера на юг;
Курлы-сИ, курлы-сИ —Улетают до весны, Улетают до весны, По Руси! По Руси!

Осень, осень! Тебя в гости просим С добром и теплом, С ягодкой и грибком,

Со светом и с советом, С осенним букетом, С богатым урожаем
У ворот тебя встречаем! Не мочи ты нас дождями, А согрей ты нас лучами.

Воспитательные задачи: воспитание бережного, заботливого отношения к птицам (учить регулярно проявлять заботу- делать скворечники из подручных материалов, подкармливать птиц)

3

Осень. Обувь, головные уборы

Профессии.

Коррекционно-образовательные задачи: пополнение и активизация словаря, ознакомление дошкольников с обувью и головными уборами, пополнение словаря деталями обуви и головных уборов. Закрепление понятия осенняя обувь.  Знакомство с профессиями сапожник, швея. Подбор слов-определений; слов-действий. Упражнение в употреблении антонимов, упражнение в словообразовании слов с ум-ласк.суффиксами., словообразование – «из чего сделан предмет», «один-много», «чего не стало?» Развитие связной речи – ответы на вопросы по произведению Ушинского «Всякой вещи свое место» - употребление предлогов.

Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к вещам и уважения к труду других людей.

4

Моя безопасность.

Службы спасения. Профессии.

Коррекционно-образовательные задачи: формировать реалистичные представления о труде людей; расширять знания и представления о профессии спасателя (пожарные, кинологи, водолазы, медики); учить ориентироваться в проблемных ситуациях; обогащать словарный запас (закрепление глаголов) по теме; умение выделять части предмета, объяснять их назначение, заучивать правила личного безопасного поведения (стихи, мнемотаблицы, плакаты)

Воспитательные задачи: воспитывать чувство благодарности и  гордости за людей данной профессии, воспитывать личные качества сильного достойного человека, чувство ответственности за свои действия, стремление совершать добрые полезные поступки. 

НОЯБРЬ

1

Национальный

 праздник «День

народного единства»

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словаря по теме. Закрепление понятий столица, Родина, держава, страна, народ, защитники. Расширение представления детей о национальных праздниках, их смысле.

Дать представление, что есть такая профессия-Родину защищать.

Упражнение в словооизменении ребенок-дети, человек-люди, подбор синонимов (семья-родные-близкие-родственники), однокоренных слов (Родина-родня-родные-родственники-родимые-народ).

Заучивание стихотворения о Родине, пословиц .

Отечества достойные сыны, Защитники труда и ратной славы
Не посрамят величия державы, Поднимут флаг величия страны!
И ты спокойна будь, моя страна: Растет отцам достойная замена.
Энергии и мужества полна, Любви к Отчизне молодая смена!
Автор: Татьяна Подцветова
Пословицы:
- Кто за Родину дерется – тому двойная сила дается!
- Родина мать умей за нее постоять!
- В мире нет краше родины нашей!
- Жить – Родине служить!

Воспитательные задачи: воспитание любви и гордости за свою Родину, за свой народ, воспитание чувства гордости за принадлежность к своему народу, уважения к людям чести и воинской доблести.

2

Домашние животные

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять знание детей о домашних животных и их детенышах, закрепить знания детей о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто за ними ухаживает-профессии людей (скотница,телятница, пастух, конюх, доярка, ветеринар). Упражнение в словообразовании – безухая, безхвостая., «Назови ласково»; подбор слов-действий, упражнение в употреблении Р.П. развивать связную речь детей через ответы на вопросы и  составление описательных рассказов о животных по мнемотаблице.

Воспитательные задачи: Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

3

Дикие животные наших лесов и их детеныши.

Закрепление знаний об осени.

Коррекционно-образовательные задачи: расширить и активизировать словарный запас о богатстве и разнообразии животных наших лесов, дать представления о профессии лесника (егеря), закрепить навык образования существительных множественного числа, учить образовывать притяжательные прилагательные,  закрепить навык употребления существительных множественного числа в родительном падеже,  учить согласовывать окончания существительных единственного и множественного числа в творительном падеже,  учить согласовывать окончания существительных и прилагательных единственного числа,  упражнение в словообразовании  (лиса-лисенок-лисята-лисий )

Воспитательные задачи: воспитание гуманного ответственного отношения к животным и к природным объектам.

4

Домашние птицы

Коррекционно-образовательные задачи: активизация словаря по теме. Закрепление знаний о строении птиц, их пользе, чем питаются.

Называние членов семьи (гусь, гусыня, гусенок, гусята), упражнение в употреблении притяжательных прилагательных-гисиное перо, гусиный пух, гусиная шея. Дидактическая игра « кто как голос подает?».

Упражнение в употреблении антонимов(длинная-короткая, длиннее-короче),

упражнение в согласовании числительных с существительными «Посчитай от 1 до 6»- утка, петух, гусыня.

Знакомство с профессией Птичница-ее обязанности, качества.

Воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности, заботы, чувства любви и долга за тех, кого приручил.

5

Зима. Изменения в природе

Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний о временах года и их очередности. Заучивание зимних месяцев. Подбор родственных слов к слову ЗИМА, подбор слов -что может быть зимний зимняя, зимнее, зимние. составление описательного рассказа об изменениях в природе. Закрепление знаний о зимующих птицах и как зимуют животные.

Воспитательные задачи: воспитание желания помогать живым существам – подкармливать их, изготавливать кормушки. Воспитание внимательного отношения к себе и своему здоровью-обращать внимание на погоду , одеваться в соответствии с температурой на улице, регулярно гулять, двигаться.

ДЕКАБРЬ

1

Наша пища. Труд повара

Коррекционно-образовательные задачи: расширение и активизация словаря по теме. Знакомство с отделами магазина и классификацией продуктов(молочные, мясные, овощные, рыбные).упражнение в согласование с местоимениями Мой, моя, мое. Развитие внимания, памяти «Чего не стало?». Знакомство с трудом повара, с инструментами и продуктами, которые ему нужны для приготовления разных блюд. Расширение глагольного словаря. Словообразование  «Из чего-какой? (масло из кукурузы-кукурузное масло, салат из овощей-овощной салат). Развитие словесно-логического мышления «4 лишний».

Воспитательные задачи: развитие внимания, благодарности  и интереса к труду повара. Воспитание бережного отношения к еде.

2

Посуда. Помощники на кухне (электроприборы)

Коррекционно-образовательные задачи: образование сложных слов –моет посуду-посудомойка, варит сок-соковарка, выжимает сок – соковыжималка.

Развитие словесно-логического мышления «4 лишний», Развитие связной речи-составление предложений «Что нужно для чего?». Расширение знаний детей о назначении предметов в старину и современные варианты использования, учить правильно ими пользоваться.  Составление рассказа о труде домохозяйки и сколько профессий она включает в себя- посудомойка, повар, кондитер, официант.  Д\игра «Кому, что нужно?(повару, кондитеру, посудомойке, официанту»

 Воспитательные задачи: учить ценить труд людей, бережно относиться к домашним помощникам, ухаживать за ними.

3

Мое тело. Здоровье.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний о частях тела и их назначении. Упражнение в употреблении ум-ласкат.суффиксов и увеличит.суффиксов – усы-усики-усищи, глаза-глазки-глазищи.

Употреблении сравнительных прилагательных-длиннее-короче, темные волосы-еще темнее..

Согласование числительных с существительными. 1-6 глаз, ухо, рука, нос.

«Один-много» - одно ухо-много ушей, одна нога-много ног.

Составление рассказа «Если хочешь быть здоров…»

Заучивание стихов о здоровье.

Знакомство с профессиями: врач – педиатр,  стоматолог, окулист, медсестра. «Кто что делает, кому, что нужно?»

Воспитательные задачи: воспитание бережного заботливого отношения к себе и своему телу, воспитание  желания вести  здоровый образа жизни.

4

Новый год. Традиционные забавы.

Коррекционно-образовательные задачи: ознакомление детей с зимними русскими народными праздниками и забавами. Разучивание закличек и загадок о зиме, Новогодних стихов и стихов о Рождестве. Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления-«скажи правильно, «доскажи словечко». Учить подбирать определения  к слову елка - лесная красавица, новогодняя красавица, душистая, пушистая, нарядная. Подбор родственных слов к слову ель-еловый лес, ельник, елка; снег-снежок, снежный, снегопад, снегурочка , снежинка, снегокат, снегоход. Закрепление употребления   в речи  предлогов «под»«за»«около»«на». Знакомство с профессией артиста кукольного театра, театра и кино.

Воспитательные задачи: воспитание молодого поколения в духе русских народных традиций.

ЯНВАРЬ

3

Мебель

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и расширить представления о разнообразии мебели и ее назначении в жизни человека.  Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик; упражнение в согласования существительных с числительными и прилагательными., упражнение в словообразовании « Из чего, какой?» (из дерева-деревянный), один-много, назови ласково. Упражнение в употреблении предлогов на, под, за, перед, между, около.

Воспитательные задачи: воспитывать  бережное отношение к предметам мебели; прививать уважение и любовь к людям участвующих в процессе изготовления мебели

4

Животные

Севера

Коррекционно-образовательные задачи: расширение знаний о Севере и животных Севера. (Север – это ледяная пустыня.) Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных «Чей, чья, чьи?» (медвежья морда медвежьи лапы). Согласование числительных с существительными «Посчитай от 1 до 6» (один белый медведь, два белых медведя.. , тюлень, пингвин, моржонок). Словообразование «Собери семейку» (оленуха- олень-оленёнок, моржиха-морж-моржонок). Развитие слухового внимания и  памяти «Запомни-повтори», упражнение в употреблении Тв.п. «Кто с кем?» пингвин с пингвинёнком, олень с оленёнком. Дидактическая игра «Один-много, много и один». Один тюлень-много тюленей, много оленят-один оленёнок».

Знакомство с профессиями  полярник, метеоролог и качествами, которыми они должны обладать.

Воспитательные задачи: воспитание силы духа, смелости, наблюдательности.

Животные жарких стран

Коррекционно-образовательные задачи: расширение активного словаря по теме- животные жарких стран и их особенности . 

Упражнение в словообразовании «Собери семейку» (слон-слониха-слоненок-слонята), «Один –много», «Сравни животных» (сравнительная степень прилагательных):

У слона хвост короткий, а у рыси …короче

У страуса шея длинная, а у жирафа… длиннее

Упражнение в употреблении притяжательных прилагателных «Чей, чья, чье, чьи?»  У слона чей хвост?- слоновий и т.д. У тигра чья морда? – Тигриная.

Согласование числительных с существительными «1-6» один бегемот, два бегемота..

 Знакомство с зоопарком и работниками зоопарка-врач-ветеринар, ученые зоологи, служители, экскурсовод. Какими должны быть люди, работающие с животными.

Воспитательные задачи: воспитание стремления к знаниям, воспитание позитивного жизненного настроя, проявления любви, терпения, доброты.

ФЕВРАЛЬ

1

Ателье.

Профессии.

Коррекционно-образовательные задачи: расширение словаря по теме- заучить названия тканей (материалов), образование прилагательных от существительных, подбор существителных к прилагательным согласно окончаниям – ситцевый(ая, ое) халат, кофта. согласование прилагательных и существительных «Из чего какой?»  кофта из шелка-шелковая кофта, платье из льна-льняное платье,  ситцевый халат для женщин- женский ситцевый халат. Знакомство с профессиями-портной, швея, закройщица, модельер  и инструментами для шитья. Развитие связной речи- Составление  рассказов о предметах одежды по предложенному наглядному плану (Схема- моделирование). Повторение предложений с правильным звукопроизношением и ответы на вопросы «Кто что делает?»

Воспитательные задачи: Воспитание интереса  к профессии, воспитание бережного отношения к труду и результатам труда человека, воспитание уважения к людям труда,  бережного отношения к одежде.

2

Транспорт. Профессии

Коррекционно-образовательные задачи:Расширить словарь  по теме недели-называние частей транспорта(фары, кузов, кабина, мотор, двигатель, винты), закрепление видов транспорта,образование ум-ласкательных форм (лодка-лодочка). Закрепление знаний детей о профессиях «Кто чем управляет?»  (Шофер, пилот, машинист лодочник., капитан, водитель, вертолетчик, вагоновожатый) . Знакомство с многозначность. Слов (хвост самолета, хвост лисы, крыло птицы, крыло самолета). Подбор слов-признаков и слов-действий к словам  - машины бывают какие? Машина что делает?. Составление сложных слов – два колеса-двухколёсный. Упражнение в согласовании числительных с существительными 1-5 лодка, самолет, автомобиль. Развитие графомоторных навыков- обведи и раскрась.

Воспитательные задачи: воспитание интереса к профессиям на транспорте, воспитание внимательного поведения на дорогах и заботы о своей безопасности.

3

Наша армия. Профессии

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение значения слов «Отечество», «Родина»  - подбор синонимов (Родина, Россия, Отчизна, Русь, отец, отчество)

Расширить словарь о профессиях :Танкист, летчик, артиллерист, солдат и т.д.

(названия военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии; какой техникой управляют военные разных профессий;)

Подбор признаков (смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, военный). Упражнение в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Танкист — танкисты — танкистов. 

Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу»- Артиллерия — артиллерист,вертолет — вертолетчик,кавалерия — ... пехота — ... .

«Кто что делает?»  упражнение в образовании словосочетаний

Пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк ... ,десантник ..

пулеметчик ....

Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?»

Самолет и вертолет; танк и бронетранспортер; катер и подводная лодка.

Воспитательные задачи: воспитание любви к Родине, интереса к военным профессиям, воспитание патриотических чувств и желания быть смелым и решительным.

4

Виды спорта, спортсмены (профессии)

Коррекционно-образовательные задачи: Расширить пассивный и активный словарь по теме. Познакомить с названиями разных видов спорта;

спортсменами разных видов спорта; с названиями спортивных снарядов и площадок. Упражнение в образовании существительных мужского и женского рода «Кто что делает?» Ходит на лыжах — лыжник, лыжница;

в образовании сравнительной степени наречий «Закончи предложение» Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее. Маша прыгает высоко, а Саша еще ... (выше).  Подбор антонимов – высоко-низко, далеко-близко.

Развитие связной речи «Беседа о физкультуре и спорте».

Воспитательные задачи: воспитание ответственного отношения к себе, своему здоровью, физической форме, мотивировать детей быть сильными, здоровыми, крепкими

МАРТ

1

Женские профессии

Коррекционно-образовательные задачи: расширение словаря по теме, упражнение в словообразовании женских профессий, пополнение словаря прилагательными и глаголами.

 Дать представление о важной роли мамы в жизни каждого человека. Беседа по вопросам по рассказу «Мама» Ю.Яковлева (С чего начинается Родина по мнению автора? Родина для каждого из нас начинается с мамы!)

Воспитательные задачи: воспитание бережного заботливого любящего отношения к маме, бабушке, ко всем женщинам. Учить ценить  и уважать и беречь  их.

2

Весна.

Изменения в природе.

 Перелетные птицы

Коррекционно-образовательные задачи: закрепление представлений о смене времен года, об изменениях  в природе, закрепление понятий зимующие и перелетные птицы, упражнение в согласовании числительных и существительных (1-5 ласточка), разбор сложных слов-длинношеий, красногрудый, длинноногий, чернокрылый),  отгадывание и запоминание загадок о птицах, различение зимующих, перелетных и домашних птиц, подбор  существительных к словам весенний, весенняя, весеннее, весенние

Понимание процессов, происходящих в природе через чтение и пересказ по вопросам по сказке «Заяц, косач, медведь и Весна» В.Бианки. Пополнение словаря  описательными прилагательными, глаголами (красавица Весна, позванивать, насвистывать, красны брови, хвост-косицы , круты крылья, красны девушки ). Познакомить с профессией ОРНИТОЛОГ. Заучивание стихотворения об Орнитологе.

Воспитательные задачи: воспитание внимательного отношения к природе, заботе о птицах,  к художественному слову, к  чувствам и эмоциям, которые вызывают произведения.

3

Домашние\дикие животные и птицы., животные севера и жарких стран. Различение, обобщение и классификация.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний о домашних и диких животных, различение, названия частей тела животных, места обитания диких животных в природе. Развитие словесно-логического мышления, упражнение в обобщении и классификации.

Познакомить с профессией: Ветеринар. Закрепление знаний о профессии орнитолог и птичница.

Воспитательные задачи: воспитание внимательного отношения к природе, заботе о ней.

4

Живая и неживая природа..

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление знаний детей о том, что относится к живому, а что к неживому, обобщение и классификация. Беседа о явлениях природы.  Учить правильно ставить вопросы кто или что, кто делает? Что делает? Закрепление подбора  местоимений ОН,ОНА ,ОНИ, ОНО. Разучивание погодных примет. Познакомить с профессией – ученый-метеоролог.

Воспитательные задачи: воспитание интереса к явлениям окружающего мира, восприятия красоты. Воспитание желания больше познавать окружающий мир.

5

Библиотека. Книги. Сказки.

Коррекционно-образовательные задачи: рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря;спросить, для чего людям нужны библиотеки; рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг; прочитать книгу С.Маршака «Как печатали книгу»; посетить вместе с ребенком библиотеку (родители или педагоги).
Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку,
иллюстрации.
 Дать представление о профессиях: Библиотекарь, переплетчик.

Закрепление детьми знаний по сказкам «Викторина по сказкам».

Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к продуктам чужого труда к книге, как к источнику знаний. Воспитание интереса к профессии библиотекаря  и желания больше знать и читать.

АПРЕЛЬ

2

Космос

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение знаний детей о космосе -звезды, планеты, спутник. Дать представление о: кто такой космонавт, что он должен знать и уметь , одежда космонавта-скафандр,. Чтение и пересказ по вопросам рассказа про космонавтов .Подбор родственных слов к слову «звезда».

Подбор прилагательных качеств -Космонавт какой? Подбор антонимов. Заучивание стихотворения о космонавте.

Воспитательные задачи:воспитание интереса к познанию мира, интереса к профессии космонавта, и к тому, что нужно знать и уметь , чтобы стать космонавтом

3

Насекомые

Коррекционно-образовательные задачи: расширение знаний о насекомых, их действиях, вреде и пользе, подбор антонимов, сравнительных прилагательных, Воспитательные задачи: воспитываю интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы, побуждаю детей к сопереживанию , воспитываю желанию помочь другому.                            

МАЙ

3

Скоро в школу

Коррекционно-образовательные задачи: Дать представление о профессиях в школе: учитель, директор, уборщица, охранник  и т. д. Сравнить с профессиями людей в детском саду.(В школе директор, а в саду заведующий; в школе учительница, а в саду воспитательница) Образование слов мужского и женского рода уборщик-уборщица, учитель-учительница. Чтение и пересказ рассказов о школе и правилах поведения в школе.

Воспитательные задачи: воспитание уважительного и ценностного  отношения к любой профессии и труду каждого человека, воспитание правильного безопасного поведения в школе и по дороге в школу.

Используемые игры по темам: Игра «Кому что нужно», Игра « Как одеться на работу»,

Игра «Едем на работу», Игра «Вызываем …полицию,врача, спасателей», Игра «Кто это?»,

Игра «Кто, что делает», Игра «Кто нам нужен?»  Игра «Кто из какой сказки сюда пришел?»

«4 лишний», «Кому что нужно?», «Назови одним словом».

Игра «Кому что нужно?»

Цель: обучение детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Ход игры: педагог приглашает ребенка брать со стола нужный предмет. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

Игра « Как одеться на работу»

Цель: обучение детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию. Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Едем на работу»

Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

Игра «Вызываем врача»

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

Содержание игры

Педагог предлагает поиграть «в доктора». Распределяются роли врача, мамы и папы, обговариваются действия участников. Взрослый помогает детям начать игру, распределив роли «в семье»: папа вызывает доктора по телефону к больной дочке, а мама сидит около ребенка, гладит ее по головке, дает пить и т. п. Приходит врач в белом халате со всеми атрибутами. Папа встречает врача при входе и предлагает ему помыть руки, проводит врача к дочке. Врач спрашивает дочку о том, что у нее болит, осматривает, ставит градусник, слушает, смотрит горло. По ходу игры педагог постоянно помогает детям выполнять действия и сопровождать их речью, обращаясь к детям согласно их роли, например: «Мама, спросите у доктора, как вам лечить дочку?» или: «Доктор, скажите маме и папе, какая температура у их дочки: высокая или нормальная» и т. п.

Игра «Кто это?»

Цель:Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям:

        Учит(кто?) – учитель. учительница        играет на скрипке-скрипач. скрипачка

        летает-                                    играет на пианино-

        трубит-                                   играет в волейбол-волейболист, волейболистка

        пишет- писатель, писательница       играет в шахматы-

        воспитывает -                        играет в теннис-

        читает-                                   ездит на велосипеде-

        переводит-                             играет в хоккей-

        переплетает -                         играет в баскетбол-

        работает в буфете-                играет в футбол-

        работает на почте-                занимается гимнастикой –

        работает на бульдозере-       занимается фигурным катанием-

Игры «Кто это?», «И я тоже»:

Цель: Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии-

Дрессирует животных – дрессировщик – дрессировщица;

Играет на барабане – барабанщик – барабанщица;

Работает на кране – крановщик, крановщица;

Работает на экскаваторе – экскаваторщик – экскаваторщица;

Убирает – уборщик, уборщица;

Чинит часы – часовщик – часовщица;

Ухаживает за скотом – скотник – скотница;

Работает в буфете – буфетчик – буфетчица;

Чистит обувь – чистильщик;

Кладёт стены – каменщик;

Сваривает металл – сварщик;

Делает кровлю – кровельщик;

Носит вещи – носильщик;

Стеклит окна – стекольщик;

          работает на экскаваторе – экскаваторщик

          работает на подъёмном кране – крановщик

          дрессирует животных – дрессировщик

          чистит обувь – чистильщик

          работает на почте – почтальон

          играет на скрипке – скрипач

          играет на барабане – барабанщик

          ухаживает за птицей – птичница

             делает кровлю – кровельщик

             кладёт паркет – паркетчик;

       б) игра «Кто что делает?»:

           часовщик – чинит часы              каменщик -                       точильщик -  

           бетонщик -                                   сварщик -                          носильщик –

           пильщик -                                     стекольщик -                    водопроводчик –

           печник -                                        пасечник -                        регулировщик –

        в) договаривание сложноподчинённых предложений с использованием слов,

            обозначающих профессии – игра «Кто нам нужен?»:

                     Куры бегут к кормушке, когда …приходит птичница

                     Если сломались часы, нужно …идти к часовщику

                     Чтобы починить сломанные часы …нужен часовщик

                     Если затупился нож, …

                     Чтобы сложить фундамент дома, …

                     Если сломался водопроводный кран, …

Также при знакомстве с профессиями происходит заучивание стихов про профессии.

Стихи помогают ребенку с ранних лет задуматься о том, кем он хочет быть, когда вырастет. Стихи знакомят детей и с разными видами работы, которую выполняют люди вокруг.

Планируемые результаты:

 Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей

 С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
 С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
 С интересом смотрит короткие фильмы о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.
 Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

Способен рассказать:
 о профессии и месте работы родителей;
 о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
 о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда,трудовые действия, результат);
 об общественной значимости труда;
 о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
 об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.

С точки зрения родителей и общества

 позитивный образ рабочих профессий;
 родители знают, как познакомить детей со своей профессией, как развивать способности детей;
 осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития
способностей детей;
 осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора;
 у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию
творчества, знаний и умений у детей.

В результате проведенной работы по  проекту

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...