«Использование нейропсихологических игр по профилактике дисграфии и дислексии»
методическая разработка по логопедии

Комарова Марина Александровна

Отчет по самообразованию«Использование нейропсихологических игр  по профилактике дисграфии и дислексии». 

 Изучение нейропсихологических игр и подбор упражнений для профилактики дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию16.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема «Использование нейропсихологических игр

по профилактике дисграфии и дислексии»







Подготовила:

Учитель-логопед: Комарова М.А.




Москва,  г.Троицк

2023


         У каждого человека есть задатки, дарования, талант. И от того, кто будет 
воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.

           Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Дети должны жить в мире красоты, сказки, фантазии. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

           А для того, чтобы этот путь был легче, необходимо с дошкольного возраста помочь ребенку использовать все возможности для дальнейшего успешного обучения. Поэтому в своей работе я использую как хорошо известные технологии, так и инновационные.

Считаю задачу развития межполушарного взаимодействия очень важной. Именно поэтому темой своего самообразования выбрала: «Использование нейропсихологических игр по профилактике дисграфии и дислексии».

        Целью работы по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год: изучение нейропсихологических игр и подбор упражнений для профилактики дисграфии и дислексии.

Были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретический материал по теме.

2.Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.

3.Внедрить в образовательной процесс игры и упражнения на развитие межполушарных связей.

4.Повысить качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий.

5.Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей.

6.Просветить родителей о межполушарных связях,о важности их развития.

7.Выявить эффективность использования игр и упражнения на развитие межполушарных связей.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу: 

А. В. Семенович «Межполушарное взаимодействие»

А. В. Семенович: «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»

Т. П. Трясорукова «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения»

А. В. Семенович «Введение в нейропсихологию дошкольного возраста».

Ж.М.Глозман «Практическая нейропсихология, Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении»

Т. П. Трясорукова «Пальчиковые игры на развитие межполушарного взаимодействия у малышей от 0 до 3 лет»

И.И. Праведникова "Нейропсихология. Игры и упражнения"

Я считаю, что использование нейропсихологических  игр  является необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка. При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. В результате применения этих упражнений я заметила, что ребенок может дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и делать выводы из увиденного.

Кинезиологические упражнения я старалась использовать в первой половине дня, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для дальнейшего взаимодействия с ним.

В своей работе использовала упражнения направленные на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. Это «Волшебные обводилки»«Зеркальное рисование». Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

С появлением технических средств появилось еще больше возможностей для использования нейроигр.
Игры, с применением интерактивного оборудования снимают проблемы от перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания и развития творческих способностей.

Изучив методическую литературу, я начала обогащение предметно-развивающей среды

• Разработала картотеку «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

• Создала иллюстрированный альбом «Кинезиологические сказки»

• Подобрала нейропсихологические игры в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включила нейропсихологические игры в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Создавала игровые ситуации, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».

• Работали с иллюстрированной картотекой.

• Проводила индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?», «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

• Оформила стенд для родителей папками-передвижками: «Нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»

И получила следующие результаты

- научилась анализировать научно-методическую литературу, повысила свои теоретические и практические знания, умения и навыки;

- распространила свой опыт и достижения через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике, поучаствовала в конкурсе «Педагогическая находка», заняв призовое место.

Использование нейропсихологических игр и упражнений у детей способствовало:

• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

• Развитию межполушарного взаимодействия;

• Повышению умственной работоспособности;

• Оптимизации интеллектуальных процессов;

• Совершенствованию способности к концентрации внимания;

• Стабилизации эмоционального фона;

• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

• Лучше ориентируется в окружающем мире;

• Повышается работоспособность;

• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

• Повышается самооценка ребенка;

• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Буду продолжать работу по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ

Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...

Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.

quot;Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста "...

Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда".

Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда". Для современной общеобразовательной школы характерна катастро...

Нейропсихологический подход в профилактике дисграфии и дислексии.

Применение педагогами системы упражнений и игр с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное динамику на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации э...